ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблема налогового законодательства в области трансфертного ценообразования стала актуальной за последние десятилетия из-за развития международных отношений и сложившейся экономической ситуации в мире. В настоящих условиях трансфертное ценообразование все упорнее воздействует на современные реалии транснациональных компаний. ТНК являются регуляторами мирового производства, а значит нельзя не отметить их огромное влияние на экономику, как отдельного государства, так и мира в целом.

Многие авторы отмечают большое влияние на становление ТЦО американскими учеными, что нельзя отрицать. Но стоит отметить, что данное понятие пересекается с понятием «хозяйственное ценообразование», появившиеся в Ленинскую эпоху и существовавшее в различной степени на протяжении всей истории СССР.

Под Трансфертным ценообразованием понимают цену, которая устанавливается при передаче продукции (нематериальных активов, выполнении работ, оказании услуг и т.д.) как одним подразделением компании в другое подразделение компании, так между отдельными

компаниями, входящих в одну сложную вертикально-интегрированную структуру. Процесс по установлению такой цены называется трансфертном ценообразованием.

В послереволюционное время в СССР возникло понятие, имеющие схожие черты с трансфертной ценой – хозрасчетная цена.

Хозяйственный расчет выступает как метод ведения хозяйства и управления, сущность которого состоит в том, что каждое предприятие в денежной форме соизмеряет затраты на производство и результаты своей хозяйственной деятельности, покрывает свои расходы денежными доходами от реализации продукции и обеспечивает рентабельность производства. То есть хозрасчетная цена – это цена, которая устанавливается путем расчета полной себестоимости с небольшой маржой, на уровне установленной государством.

Трансфертная и хозяйственная цены имеют общие цели, но существуют в разной экономической среде.

Оба метода служат для создания эффективного инструмента внутрифирменного планирования и управления, позволяют повысить производительность труда, добиться безубыточности и прибыльности каждого предприятия.

Проанализировав данные методы, можно выделить некоторые особенности.

Таблица 1. Сравнительная характеристика ТЦО и хозяйственного расчета.

Критерии

ТЦО

Хозяйственный расчет

Экономическая среда

Рыночная

Плановая экономика

Объект

рыночные/ товарно-денежные отношения

товарно-денежные отношения

Метод расчета

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод цены последующей реализации

Затратный метод                                                               Метод сопоставимой рентабельности

Метод распределения прибыли

хозрасчетный (себестоимость + 30%)

Принципы

принцип «вытянутой руки»

Самоокупаемость, 
самофинансирование, 
самоуправление

Ответственность

Штраф, доначисление налога

материальная ответственность за результаты,

контроль рублём.

Интерес

Частный

Общества в целом

Автор

Декларации стран участниц ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях

Основатель Ленин. Документы КПСС и Советского правительства, коммунистических и рабочих партий, государственных и хозяйственных органов

Во-первых, следует сказать, что концепция трансфертного ценообразования и концепция хозяйственного расчета имеют место в разной экономической среде.

Трансфертное ценообразование характерно для рыночной экономики, где цены устанавливаются по договорному принципу. Хозрасчетная цена формируется централизованно с экономическим планом, так как материальные ресурсы находятся общественной собственности. Но фактически данная экономическая политика означает допущение и развитие свободной торговли: перевод госпредприятия на коммерческие основания.

Отсюда появляется второй критерий – объект. Для хозрасчетной цены характерны товарно-денежные отношения, то есть отношения в категориях цена, прибыль, себестоимость продукции и т.п.

Что касается трансферного ценообразования, то объект прослеживается затруднительно, в связи с значительно разным влиянием национальных традиций на выбор системы ТЦО. В целом неамериканским фирмам присуща ориентация на рыночные отношения. Однако, американские, британские, французские и японские корпорации ориентируется на себестоимость отношений.

Для определения цены в том и другом случае используются кардинально разные методы установления цены. Это происходит в связи с различными принципами осуществления расчетов, что в свою очередь определяется целями систем. Для хозяйственного расчета основными принципами является хозяйственная самостоятельность предприятий (самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление). Это необходимо с острой необходимостью повысить производительность труда, добиться безубыточности или, даже, прибыльности каждого госпредприятия.

Поэтому для установления хозрасчетной цены определяющим было сохранить эффективную экономическую деятельность предприятий. Однако, зачастую это приводило к деградации производства и его закрытию.

Что касается трансфертного ценообразования, то в данной системе действует принцип «вытянутой руки», который устанавливает цены между взаимозависимыми лицами, если бы они имели место между независимыми предприятиями. 

Поэтому для определения цены в трансфертном ценообразовании используются 5 методов, основанных на поиске рыночной цены.

  1. Метод сопоставимых рыночных цен. Применяется для определения соответствия цены, используемой в контролируемой сделке, рыночной цене.
  2. Метод цены последующей реализации. Применяется для дистрибьюторов и компаний, занимающих перепродажей товаров.
  3. Затратный метод предполагает использование рентабельности затрат.
  4. Метод сопоставимой рентабельности. Используется, если остальные методы использовать невозможно.
  5. Метод распределения прибыли. Данный вид используется в крайнем случае.

А в хозяйственном расчете цена определяется на каждом предприятии исходя из себестоимости продукции. Государство, устанавливая в норматив необходимый уровень рентабельности, влияет на конечную «хозрасчетную» цену.

В связи с этим государство также регулировало уровень себестоимости.

По критерию – источник возникновения «трансфертное ценообразование» появилось в Декларации стран участниц ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях. Однако, существует мнение, что само понятие появилось в Америке еще в начале 20 века.

Что касается хозрасчета, то суть понятия была раскрыта В.И. Лениным, а в дальнейшем появились документы КПСС и Советского правительства, коммунистических и рабочих партий, государственных и хозяйственных органов.

Контроль за хозрасчетными ценами осуществляли банки, финансовые органы, налоговая инспекция и полиция через систему бухгалтерской и статистической отчетности, текущие и расчетные счета в банке.

Кроме того, косвенный контроль осуществляют заготовительные и торговые организации, а внутри предприятия по отношению к хозрасчетным подразделениям -администрация хозяйства.

За трансфертным ценообразованием контроль ведется налоговыми органами. Неуплата и неполная уплата сумм налога по ценам, не соответствующим рыночному уровню, предусматривает штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога (не менее 30 000 рублей).

Таким образом, проанализировав все характеристики обеих систем, можно сделать вывод, что трансфертное ценообразование не новое понятие для России. Оно имеет свои задатки в Советский период в виде хозрасчетной цены.

Можно заметить, что трансфертное ценообразование имеет большое количество методов расчета рыночной цены нежели хозрасчетная цена. Однако, хозрасчетная цена не требует большое количество методов расчета цены, в связи с условиями плановой экономики.

Трансфертная цена и хозрасчетная цена имеют идентичные цели, но действуют в разных экономических условиях. Оба метода служат для создания эффективного инструмента внутрифирменного планирования и управления, которые направлены на повышение производительности труда и, следовательно, достижения безубыточности и прибыльности каждого предприятия.

Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации ч.1 от 31.07.1998 №146-ФЗ, в ред. от 02.08.2019, [Электронный ресурс]//СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения 13.02.2020).
  2. Федеральный закон от 18.07.2011 №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»
  3. OECD Transfer Pricing Guidelines for multinational Enterprises and Tax Administations – Руководство организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСЗ) «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов» в редакции от 10 июля 2017 г.
  4. В. Бауэр, В. Ворожихин, Н. Милоголов, К. Церенова, Т. Логинова «Международное налогообложение. Размывание налоговой базы с использованием офшоров» - Москва: «Инфра-М», 2016 – 192 с.
  5. Белых В.С. «Трансфертное ценообразование: современное состояние, проблемы и предложения по совершенствованию» - «Налоги» №2/2011, с. 2-10.
  6. Хозрасчет, самофинансирование, самоуправление. - М.: Экономика, 2009. - 312 c.