ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В разных странах органам местного самоуправления отведены особенные полномочия. В зависимости от политического режима и формы территориального устройства государства им отведены особенные функции.

Органы государственной власти определяют правовые основы для устройства и работы местного самоуправления, но исполнять его полномочия не имеют право. Местное самоуправление является формой реализации публичной власти, так как обладает чертами, присущими органам государственной власти, такими как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых ими решений для физических и юридических лиц на всей территории  муниципального образования, в котором данные органы реализуют свои полномочия[1].

Развитие эффективной системы федеративных отношений в России также тесно связано с совершенствованием системы местного самоуправления. Но как показывает практика, преобладающая часть муниципальных образований обеспечивает реализацию своих полномочий лишь благодаря помощи администрации субъектов Федерации. В связи с этим надлежит ограничить перечень федеративных полномочий по предметам совместного ведения, предоставив субъектам большую самостоятельность в решении вопросов на местах[2].

В Российской Федерации  полномочия местного самоуправления определены законом[3]. Одно из основных обязанностей местного самоуправления это финансовый контроль, как из основных видов финансовой деятельности. Под финансовым контролем подразумевается деятельность уполномоченного органа, на обеспечение целевого расходования средств местного бюджета. Контроль за эффективностью использованных средств.

Сейчас проблемы по регулированию финансового контроля имеют важное положение в правовом поле, которые должны решатся незамедлительно.

На данный момент любой муниципалитет имеете обширный перечень нормативно правовых актов, регламентирующий положения по муниципальному контролю. Такой подход помог решить большое количество правовых проблем, но усложнило взаимодействие между контрольными органами.

Нормативно правовые акты дают огромный перечень полномочий для органов, осуществляющих контроль в сфере финансов.

Таким образом для осуществления финансового контроля может быть образован контрольно-счетный орган. В то же время Бюджетный кодекс императивным методом обязывает учредить орган муниципального финансового контроля. На данный момент все муниципальные районы и городские округа имеют контрольные счетные органы. Что нельзя сказать о поселениях, которые не нуждаются в образование нового контролирующего органа. Бюджетный кодекс не разъясняет на кого возлагаются функции по контролю и надзору в сфере финансового контроля.

 В данной ситуации орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

 Данная мера является временной, до введения более эффективных способов финансового контроля. Ситуация остается нерешенной из-за невозможности упростить и сократить расходы на организацию контрольно-счетного органа.

Роль контрольных органов местного самоуправления при реализации государственных полномочий совершают не только контрольные функции, но и собирают статистическую информацию о состоянии бюджета, о динамических колебаниях, что снижает загруженность с региональных органов осуществляющих контроль и надзор.  Так же развитие муниципального контроля позволяет снизить уровень нецелевого расходования бюджета. Муниципальная власть контролирует важные сферы жизнедеятельности муниципального образования.

Совершенствование механизмов имеет объективные предпосылки. Так как это не единственная проблема.

Устранение недостатков функционирования муниципального контроля значительно улучшит положение граждан. Поскольку именно на местном уровне решаются самые острые социальные проблемы. Связанные со здравоохранением, вопросы образования, жилищного и коммунального хозяйства.

Без муниципального финансового контроля, не может функционировать финансовый контроль в Российской Федерации. И единственный возможный вариант развития муниципалитетов, повышение ответственности и ужесточения уголовной ответственности за нецелевое или неэффективное использования бюджета.

Так же актуальной проблемой является отсутствие единой системы наименования исходящих документов. Так документы могут носить разное наименования, что усложняет финансовый контроль. За частую, органы на которые возлагается функции финансового контроля, носят разное наименования.

К примеру, в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области — это контрольно-счётные палаты, в Чеченской республике — Государственный контрольный комитет, в Астраханской области — контрольно-бюджетная палата.

Такая ситуация приводит к разобщенности Российской практики.

Если рассмотреть правоприменительную практику, муниципалитеты не могут точно определить границы деятельности контрольных органов, именно поэтому в разных регионах счетные органы занимаются вопросами, которые возложены на них, по мимо контролем за финансовыми потоками.

Дискуссионным остается вопрос об административно-правовом статусе контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Решением таких вопросов является законодательная инициатива, которая поможет упорядочить устройство счетных органов муниципальных образований. Приведения к единому общему законодательству.

 

Список литературы

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.

Закон РФ от 06.07.1991 № 1550-1 О местном самоуправлении в Российской Федерации // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.07.1991, № 29, ст. 1010.

Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 28.08.1995, №35, ст. 3506.

Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л., Сивицкий В.А., Тимофеев Н.С. Муниципальное право России: Учебник. М., 2009. – 544 с.

 

[1] Искужина Г.Р., Аминов И.Р. Местное самоуправление как институт публичного управления в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № T26. С. 251-255.

[2] Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 1 (43). С. 57-60.

[3] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ  Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета, № 202, 08.10.2003.