СЕМЬЯ КАК ПРЕДМЕТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья 3 Конвенции[1] предусматривает обязательное обеспечение государством  ребенку защиты, необходимой для его благополучия, и принятие для этого соответствующих законодательных и административных мер, объединяя различные органы, уполномоченные рассматривать вопросы исполнения прав и свобод ребенка, а также установление для этого четких процедур.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации[2] гарантируется реализация прав и свобод человека и гражданина согласно общепринятым нормам и принципам международного права. Также, Конституция Российской Федерации говорит о не отчуждаемости прав и свобод человека и принадлежности их каждому от рождения.

Российская Федерация создала Прокуратуру Российской Федерации для надзора за соблюдением положений Конституции Российской Федерации и исполнением законов, которые приняты и действуют на территории Российской Федерации[3]. К прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина относится и надзор за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы, связанные с правами и свободами несовершеннолетних.

Однако, судя по царящей обстановке в России, данный вид надзора требует особого внимания и корректировки сложившейся системы действий, полномочий прокурорских работников и круга органов, подлежащих прокурорской проверке соблюдения прав несовершеннолетних.

Анализируя характер совершаемых несовершеннолетними преступлений, прослеживаются общие черты, одной из которых мне бы хотелось уделить особое внимание. Подавляющее большинство несовершеннолетних, совершающих незаконные действия, воспитываются в неблагополучных семьях, однако, далеко не все семьи состоят на учете в органах внутренних дел.

Тема влияния семьи на формирование антисоциального поведения несовершеннолетних затрагивается многими юристами, психологами, социологами. К последствиям наличия в процессе семейного воспитания негативных элементов относятся: преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала социальная среда. Вклад таких семей в преступность несовершеннолетних по некоторым подсчетам составляет 30-35%[4].

Примечательно, что в семьях девиантов отсутствует эмоциональный контакт ребенка с родителями или с одним из них. Далее (или одновременно) следует значительное снижение уровня взаимопонимания, не говоря уже о каком-либо сотрудничестве между самими родителями (60% семей)[5].

Прокуратура Российской Федерации осуществляет проверку законности деятельности и органов, в компетенцию которых входит надзор и контроль соблюдения прав несовершеннолетних, их жизни и деятельности в различных социальных группах. Хотелось бы обратиться к анализу средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения законодательства, которые нарушают права и законные интересы несовершеннолетних и их эффективности. В ходе опроса прокурорских работников было выявлено, что чаще всего применяются в целях профилактики совершения правонарушений несовершеннолетними представление об устранении нарушений закона (59,6% опрошенных) и предостережение о недопустимости нарушения закона (50,6% опрошенных). Остальные меры прокурорского реагирования используются недостаточно часто и не регулярно. По мнению работников прокуратуры наиболее эффективными в деле профилактики правонарушений мерами являются внесение представления об устранении причин и условий совершения правонарушений (76,9% опрошенных) и правовое просвещение, правовое информирование (50,6% опрошенных).

Так, согласно статистическим данным, полученным в Югорской межрайонной прокуратуре, в течение 11 месяцев 2019 года в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних: принесено 11 протестов (14%), из них 11 протестов удовлетворено и в результате удовлетворения отменено и изменено незаконных правовых актов (100% из общего числа протестов); направлено 18 исков  в суд общей юрисдикции (23%), из рассмотренных судом исков удовлетворено и прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора 18 (100% от общего числа исков); внесено 43 представления (54%), из них по 41 представлению (95% от общего числа представлений), лица были привлечены к дисциплинарной ответственности; вынесено 3 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (3%) и, в результате их вынесения были привлечены лица к административной ответственности; объявлено 2 предостережения лицам о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации; направлен 1 материал для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ; возбуждено 1 уголовное дело по материалам, направленным прокурором в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ.

Отсюда следует, что органы внутренних дел должны работать совместно с органами опеки и попечительства, для своевременного выявления данного рода семей и проведения профилактической работы, что будет значительно отражаться на статистике примененных мер прокурорского реагирования к компетентным в защите прав и свобод несовершеннолетних органам.

Помимо этого, кадровый  состав среды нахождения несовершеннолетних (детские сады, детские дома, образовательные учреждения и т.д.) обязан быть бдительней и уделять должное внимание поведению, психологическому состоянию несовершеннолетних, а при обнаружении тревожных признаков сообщать в компетентные органы для своевременного реагирования.

 Кадровый состав работников прокуратуры Российской Федерации, осуществляющий надзор за соблюдением прав несовершеннолетних также должен иметь специальную подготовку. Возможно, для успешного осуществления надзорной функции, нужно предъявлять к кандидатам – будущим прокурорским работникам, требование о наличии педагогического либо психологического образования.

Ко всему прочему, полагаю, прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних заслуживает выделения в отдельную 5 главу IІІ раздела Закона о прокуратуре, в которую необходимо включить нормы о предмете надзора, пределах надзора, полномочиях прокурора, актах прокурорского надзора.

Несомненно, уровень вовлечения несовершеннолетних в криминальную среду свидетельствует о понижении уровня социальной ответственности взрослого населения, являющегося родителями несовершеннолетних. Семейным Кодексом Российской Федерации[6], а именно, статьей 63, на родителей возлагается обязанность по воспитанию своих детей. Кроме того, законодательством Российской Федерации на родителей возлагается ответственность за воспитание и развитие детей, а также, за деяния, совершенные их детьми. Так, статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации[7]  предусматривает наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом. Однако это не является помехой в уклонении родителей от осуществления возложенных на них родительских функций, более того, участились вопиющие случаи попустительского отношения к несовершеннолетним, которые получают широкую огласку и в СМИ. По случаю возникновения подобного рода ситуаций аудитория скандирует об отсутствии надлежащего надзора и государственного контроля ситуации с соблюдением прав несовершеннолетних.

Реализация прокурором полномочий, в части обеспечения законности по исполнению законодательства в данной сфере правоотношений, служит гарантией защиты прав подростков и свидетельствует о заботе и охране интересов ребенка со стороны государства. Следовательно, государственный контроль ситуации в виде прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних занимает особое положение, заслуживает особого внимания и контроля, требует специальной квалификации кадрового состава органов, осуществляющих данного рода надзор и контроль, и, несомненно, требует общественной огласки, прозрачности, отчетности, создания карательно-поощрительной системы воздействия на сотрудников, целью трудовой деятельности которых является благополучие несовершеннолетних.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  2. Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995 № 223-ФЗ;
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 № 63-ФЗ;
  4. О прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1;
  5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  6. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М., 1989. с. 296.;
  7. Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы). Волгоград: Волгоградский юридический институт ВЮИ МВД России, 1998. с. 18-19.

 

[1] Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

[3] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1

[4]  Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М., 1989. с. 296.

[5] Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы). Волгоград: Волгоградский юридический институт ВЮИ МВД России, 1998. с. 18-19.

[6] Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995 № 223-ФЗ;

[7] Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 № 63-ФЗ;