АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ANALYSIS OF THE STATE REGULATION SYSTEM IN THE FIELD OF NATURAL USE AND ENVIRONMENTAL PROTECTION

Осуществляя анализ государственного регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды, были изучены все государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования. На основе проведенного анализа установлено, что на территории Российской Федерации действует система выше названных государственных органов.

На основе анализируемой  информации о государственных органах в сфере природопользования и охраны окружающей среды составлена схема (рис.1), представленная ниже.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3260-1.PNG

Рисунок 1 – Схема государственных органов регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Согласно схеме (рис. 1), полученной в ходе анализа системы государственного регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

- в руководстве Правительства Российской Федерации находятся Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды РФ) и его ведомства, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз РФ) и его ведомства, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор РФ) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор РФ) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- Прокуратура осуществляет надзор  за деятельностью Минприроды РФ и его ведомств, Минсельхоза РФ и его ведомств, Роспотребнадзора РФ и Ростехнадзора РФ  в соответствии с ФЗ «О прокуратуре»;

- Природоохранная прокуратура находится в подчинении у Генпрокуратуры Российской Федерации, согласно законодательству РФ.

Генпрокуратура РФ в свою очередь подчинена главному прокурору РФ и Президенту РФ, согласно Конституции Российской Федерации.

Каждое Министерство и его ведомства, а так же отдельные Федеральные службы выполняют определенную деятельность, согласно их названию. Например, Федеральное агентство водных ресурсов осуществляют свои функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию осуществляет функции в сфере недропользования и т.д.

Структура системы государственного регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды является положительной, так как нарушения в экологии присутствуют во всех её сферах (водные ресурсы, атмосферный воздух, недра и т.д.) и  должны рассматриваться органом, отвечающим за тот или иной ресурс. Нарушение в области природопользования, и его предотвращение,  будет рассмотрено более детально, благодаря имеющейся системе государственного регулирования в области экологии. Но если бы существовал только один орган осуществляющей экологический надзор, то большинство нарушений выявлено не было, а их предотвращение было бы практически невозможным.

Кроме системы государственного регулирования в области экологии, в Российской Федерации существуют определенные механизмы регулирования рационального природопользования, с помощью которых выполняются функции государственных органов в области охраны окружающей среды и природопользования.

 

Список литературы:

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция)