СОВРЕМЕННЫЙ СИНГАПУР. ОСОБЕННОСТИ И СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

MODERN SINGAPORE. CHARACTERISTICS, SOCIAL AND ECONOMICAL PROBLEMS

Один из представителей так называемых “Четырех азиатских тигров”, Сингапур, привлекает особенное внимание исследователей по всему миру. Он отличается от остальных членов этой группы, Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, особенно быстрым развитием и бедностью изначальных данных и ресурсов. Все четыре экономических центра все еще представляются исследователям “экономическим чудом”, Сингапур же видится самым колоритным и отличающимся в политическом и социальном аспектах. Несмотря на высокий уровень жизни в государстве и его очень высоких экономических показателях, в стране существует большое количество как социальных, так и экономических проблем, которые часто не замечают исследователи, предпочитая рассматривать страну только как пример невероятного развития.

Для того, чтобы понять суть этих проблем, необходимо обратиться к истории Сингапура. Долго бывший британской колонией, находившийся под властью японских оккупантов, побывавший в составе Малайской федерации, город обрел независимость только в 1965 г. У власти тогда уже стоял знаменитый Ли Куан Ю, определивший курс развития страны и начавший масштабные реформы, невероятно преобразившие Сингапур. Ли Куан Ю пришлось работать над государством с очень ограниченной территорией, не имеющим почти никаких природных ресурсов, существующим в очень жарком климате,  окруженным враждебными соседями, состоящим из изначально конфликтующих слоев населения, лишенным надежной поддержки сильных держав. Премьер-министр осознал все проблемы и опасности, в особенности то, что, без резкого экономического и военного развития, Сингапур не смог бы выжить в регионе.

Ли Куан Ю начал с проведения антикоррупционной реформы: он принимал самые жестокие меры против взяточников, а также ввел очень строгие законы, жесточайшую систему наказаний (огромные штрафы, смертная казнь и телесные наказания), что практически сразу помогло побороть не только коррупцию, но и преступность вообще. Во-вторых, была создана сильная армия, способная защищать город от соседних стран. Обеспечив Сингапур безопасностью и функционирующей административной системой, правительство приступило к развитию экономики государства. Главным фактором, обусловившим развитие города как финансового центра, стало активное привлечение иностранных инвестиций (осуществленное путем предоставления льготных условий и упрощенной регистрации предприятий). Также было ускорено развитие промышленности, сначала обрабатывающей, а затем высокотехнологичной, что по сей день позволяет Сингапуру сохранять темпы роста экономики.

Политический режим, обеспечивший столь сильный и резкий рост экономических показателей, был и остается авторитарным - система правил регулирует большую часть повседневной жизни граждан, система наказаний остается очень жестокой, свобода слова весьма ограниченна, а правящая партия стоит у власти на протяжении всей истории существования Сингапура. Это самые очевидные проблемы страны - Сингапур стоит на 148 месте в рейтинге стран по свободе СМИ (из 189), индекс права голоса и подотчетности составляет -0,06 (от -2,5 до 2,5), индекс гражданских свобод составляет 4 (от 1 до 7)[1]. Тем не менее, режим сохраняет свою авторитарность, поскольку обеспечивает население очень высоким уровнем жизни; несмотря на некоторое вмешательство в выборы, граждане продолжают поддерживать правящую партию за ее экономические успехи и обеспечиваемую стабильность. Однако строгость законов и регламентация жизни постепенно увеличивает поддержку оппозиции.

Тем не менее, из обеспеченности большей части населения и высокого развития экономики вытекают другие проблемы, как, например, постоянный рост цен - в 2015 году город был признан самым дорогим в мире[2], что делает доходы населения не слишком большими по отношению к стоимости жизни.  Также проблемой для населения являются огромные цены на владение личным автомобилем, вызванные нехваткой территории для строительства новых дорог. Помимо соотношения средних цен и зарплат, стоит учесть то, что самые высокие зарплаты уходят, как правило, иностранным специалистам, которым отдают предпочтение крупные компании. Иммигрирующие по экономическим причинам работники сферы услуг и знаний  чаще предпочитают вернуться на родину после ухода с должности, увозя капитал с собой. Чтобы смягчить эту проблему, правительство установило обязательный срок поиска местных кандидатов для каждого предприятия. В государстве также практически отсутствует социальное обеспечение, которое возлагается на самих граждан - они обязаны откладывать собственные средства на сберегательные счета как для здравоохранения, так и для образования и пенсий. 

Еще одной большой проблемой, популярной для Азии в общем, является поляризация общества. Из-за созданной меритократии невольно появился слой более обеспеченных, образованных людей, входящих в элиту страны, доходы которых разительно отличается от бедных слоев общества, и эта разница увеличивается с каждым годом. В настоящий момент коэффициент Джинни в Сингапуре составляет 0,459 (для сравнения: 0,442 в 2000-м году). Это вызывает недовольство части населения, особенно молодежи, все активнее пытающейся поддерживать оппозицию. Особенно в последнее время стало расти недовольство трудовых мигрантов, занимающихся физическим трудом, к которому большая доля сингапурцев относится с презрением (что способствует сохранению спроса на первых). Недовольство трудовыми условиями и отношением руководства привело к первой за долгое время забастовке в 2013 году.

Экономической проблемой продолжает являться нехватка ресурсов. Помимо нехватки территории, Сингапур не обладает собственными ресурсами пресной воды. Возникают постоянные конфликты с Малайзией, желающей повысить тарифы на экспорт воды. На данный момент около половины водных запасов поступает из Малайзии[3], но из-за растущего количества населения в последней появляется угроза прекращения поставок воды вовсе. Тем не менее, правительству пока удается сохранять прежние договоры с Малайзией, а также проводится активная политика по переработке воды, а также сбора новой и сокращения потребления воды в производстве.

Сингапур обладает и этно-конфессиональными проблемами, вызванными соотношением его населения: в городе преобладает китайское население, но также живет малайское и индийское, изначально склонное к конфликтам из-за исторического развития региона. Правительство с самого начала проводит политику по равномерному распределению меньшинств в жилищных комплексах, но тесное сосуществование не всегда способствует взаимной интеграции. Также ситуацию усугубляют претензии мусульманского населения, иногда выражающего недовольство правительством, которое не уделяет отдельного внимания этому меньшинству. Кроме того, в обязательные для изучения в школе языки зависят от национальности гражданина, а в последствии от этого зависят и его льготы, квоты и возможности по получению жилья, что усиливает обособление. Сохраняется и проблема малайского населения, менее развитого и обеспеченного, чем китайское. Конфликты в обществе усиливает и растущая ксенофобия к трудовым мигрантам, упомянутая выше. Тем не менее, власти продолжают политику секуляризации и увеличения взаимодействия меньшинств, а также развития отстающих групп населения.

Таким образом, наряду с успехом развития страны можно проследить существование в Сингапуре большого количества специфических проблем, обусловленных особенным географическим положением Сингапура, его историческими предпосылками, особенностями политического строя, нарастанием опасных тенденций в социальной жизни населения. Тем не менее, можно заметить, что правительство продолжает борьбу с существующими проблемами и активно реагирует на появление новых. Несмотря на все существующие в стране недостатки, ее существующий строй продолжает  поддерживать большая часть населения, а страна стоит на 34 месте по индексу счастья в рейтинге ООН[4]. С сохранением темпов роста экономики и эффективности управленческой системы в государстве можно надеяться на сохранение хорошего уровня жизни в Сингапуре, а также на решение существующих проблем. Как прошлый, так и нынешний опыт Сингапура в решении упомянутых проблем может быть полезным для развивающихся стран, сталкивающихся с еще большим спектром социально-экономических проблем.

Список литературы:

  1. Экономические индикаторы Сингапура: The Global Economy - Режим доступа: https://ru.theglobaleconomy.com/Singapore/wb_regulatory_quality/
  2. Джон Крич. Почему Сингапур называют современной утопией. / Дж. Крич // BBC Capital. - 2016
  3. Астафьева Екатерина Михайловна Сингапур: проблема водообеспечения и пути её решения // ЮВА: актуальные проблемы развития. 2018. №3 (40).
  4. Рейтинг стран мира по уровню счастья ООН: Гуманитарный портал - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/world-happiness-report/info

 

[1] Экономические индикаторы Сингапура: The Global Economy - Режим доступа: https://ru.theglobaleconomy.com/Singapore/wb_regulatory_quality/

[2] Джон Крич. Почему Сингапур называют современной утопией. / Дж. Крич // BBC Capital. - 2016

[3] Астафьева Екатерина Михайловна Сингапур: проблема водообеспечения и пути её решения // ЮВА: актуальные проблемы развития. 2018. №3 (40).

[4] Рейтинг стран мира по уровню счастья ООН: Гуманитарный портал - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/world-happiness-report/info