БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УЧАСТНИКИ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

BUDGETARY INSTITUTIONS AS PARTICIPANTS OF FINANCIAL LEGAL RELATIONS

В настоящее время вопрос о финансовой правосубъектности, то есть способности быть участником определённых финансовых правоотношений, на мой взгляд, достаточно актуален, что обусловлено развитием финансового права как одной из ведущих отраслей российского права.

Социальное развитие общества, его жизнедеятельность невозможно представить без функционирующей системы муниципальных бюджетных учреждений. В свою очередь большое значение принадлежит финансовой деятельности учреждения, посредством которой оно способно реализовывать свои задачи и функции качественно и в полном объеме. Кроме того, учитывая нововведения российского законодательства в финансовой отрасли, в области регулирования правового статуса государственных (муниципальных) учреждений обозначили новые положения в содержании их финансовой деятельности. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», первостепенно направлен на изменение содержания финансовой деятельности действующих бюджетных учреждений.

Финансовому правоотношению с участием государственных учреждений свойственна конкретная определенность не только круга субъектов, но также и содержания прав и обязанностей – то есть рамки поведения, которым должны или могут следовать участники данного правоотношения.

Данное свойство позволяет провести границу между финансово-правовой нормой, в которой указаны все лица, правомочные являться участниками финансового правоотношения, в котором участвуют конкретные субъекты, в данном случае - государственные учреждения -субъекты финансовых правоотношений.

Необходимо отметить особенности финансовой деятельности, характеризующие бюджетные учреждения и указывающие на их основные отличия от финансовой деятельности казенных учреждений.

На бюджетные учреждения не распространяется принцип сметно-бюджетного финансирования как на казенные учреждения. Это означает, что бюджетные учреждения должны осуществлять свою деятельность в соответствии с государственными или муниципальными заданиями.

Кроме того, последние нововведения российского законодательства, в том числе в области регулирования правового статуса государственных учреждений, обозначили новые положения в содержании их финансовой деятельности. Изменения, затронувшие основы финансовой деятельности учреждений, направлены на расширение их прав в области образования денежных фондов организаций, которые осуществляются за счет финансовых средств бюджетов в форме субсидии и широкого привлечения внебюджетных источников финансового обеспечения деятельности учреждений путем поступления от заказчиков, (основанием в данном случае будет являться договор), к примеру, оказания платных услуг, сдачи в аренду временно свободных помещений и оборудования, а также за счет добровольных взносов государственных и общественных организаций, граждан.

Назначение бюджетных учреждений заключается в том, чтобы удовлетворять ряд общественно значимых потребностей в сфере образования, науки, культуры, искусства и здравоохранения, а также иных сферах. Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование (полное или частичное) по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов.

В рамках финансовых правоотношений с участием государственного учреждения на современном этапе является достаточно немаловажным определение финансовых прав и юридических обязанностей в области выделения и бюджетных ассигнований, а также бюджетных субсидий как объекта данных правоотношений, а также процесса их планирования.

Помимо получения бюджетного финансирования бюджетные и учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью. В отличие от казенных учреждений бюджетные и автономные учреждения имеют право самостоятельно использовать поступающие от указанной деятельности средства.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ.

Финансовая деятельность, подчеркивает профессор Е.Ю. Грачева, вызвана необходимостью распределения и перераспределения дохода, удовлетворения не только индивидуальных потребностей граждан, но и потребностей общества в целом.

Таким образом, осуществляя финансовую деятельность, государственное учреждение как юридическое лицо публичного права, прежде всего, руководствуется задачами не извлечения прибыли, а решением, благодаря этой деятельности, общезначимых (публичных) задач, т.е. удовлетворения потребностей всего общества. Выбор целей или задач данного общества считается прерогативой, принадлежащей самому обществу, так же как и выбор институтов и систем, используемых для достижения этих целей.

 

Список литературы/ References

 

  1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О некоммерческих организациях" // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145.
  2. Грачева Е. Ю. Финансовое право : учебник для среднего профессионального образования / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 272 с.
  3. Калуцкая Н.А. Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры // Молодой ученый. − 2013. − № 6. − С. 344-348.
  4. Корпорации и учреждения: Сборник статей / Исследовательский центр частного права; Отв. ред. М.А. Рожкова. - Москва : Статут, 2007. - 348 с.
  5. Сабельникова Н.В. Специфика организаций бюджетного сектора сферы культуры как объекта управления // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XXXVI-XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 6-7(33). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 62-66.