Профессионально-прикладная физическая подготовка врача-ортопеда

Физическая культура – неотъемлемая часть учебного процесса в медицинском учреждении. На данной дисциплине студенты развивают такие навыки, как: выносливость, скорость, силу, которые пригодятся в дальнейшей практике. Многочисленные примеры свидетельствуют, что выпускники ВУЗов, которые активно занимались во время учебы физической культурой и спортом, успешно выполняют свою работу в сложнейших условиях производства. Одними из тех, кому, несомненно, важна физическая подготовка, являются врачи – ортопеды.

 Ортопед – это специалист, занимающийся распознаванием и лечением заболеваний, а также нарушений развития и повреждений опорно-двигательного аппарата. В компетенцию ортопеда входит работа с мышцами, связками и сухожилиями, костями и суставами.

 Работа врача-ортопеда заключается в диагностике больного, а также назначении подходящего лечения, которое всегда заключается в сочетании медикаментозной терапии и физиотерапии и методов лечебной физической культуры. Последнее, определенно, требует специальной физической подготовки врача.

Задача профессионально-прикладной физической подготовки – заложить будущим специалистам основы средств физической культуры и спорта, которые врач сможет в будущем применить при работе с больными, а также для снятия психического и нервного напряжения. Профессионально-прикладная физическая подготовка врача – ортопеда основывается на анализе его профессиограммы, особенностей, условий и характера трудовой нагрузки. На плечах врача-ортопеда лежит постоянная ответственность за здоровье людей, обращающихся к нему, принятие верных решений, что требует самодисциплины, самообладания, уверенности в себе, ярко-выраженных волевых качеств.  

Специальные исследования демонстрируют, что для благополучной работы врача-ортопеда обязательны следующие высокопрофессиональные качества:

- высокий уровень социальной и профессиональной устремленности личности, приверженность делу, исполнительность, чувство коллективизма, товарищества, честности;

-познания, навыки, квалифицированность и профессиональные привычки в применении физкультуры в режиме труда и отдыха;

- организаторские навыки и умения целесообразно комбинировать работу и отдых;

- высокая выносливость, нормальное функционирование и надежность сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, а также системы терморегуляции, зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов;

- физические качества: общая выносливость, быстрота реакции, сила, гибкость, ловкость и координация движений;

- специализированные физические качества: стабильность к резким изменениям температуры, стабильность к различным воздушным потокам и запыленности;

- специализированные психические качества: проницательность, переключение и концентрирование внимания, продолжительная и оперативная память, мышление, эмоциональная стабильность, предприимчивость, организованность, выдержка, решительность, упорство.

Профессионально-прикладная физическая подготовка врачей различных направлений – врача хирурга, общей практики, анестезиолога, санитарного врача – имеет особую специфичность, которая проявляться в специальных задачах, перечне упражнений, организации и методике проведения и проверки физической подготовленности.

Специальными задачами профессиональных физических качеств являются:

  1. Развитие выносливости, как общей, чтобы передвигаться по лечебному учреждению, так и статической, при проведении за операционным столом продолжительного времени.
  2. Развитие быстроты – как скорость реакции, так и скорость движений, чтобы в экстренных ситуациях немедленно оказать помощь и не допустить врачебной ошибки.
  3. Развитие ловкости, чтобы уметь правильно распределять и концентрировать свое внимание, быстро реагировать на неожиданно возникающие ситуации, а также выполнять с точностью движения, в изменяющихся условиях.
  4. Развитие гибкости, чтобы в любом положении тела оказать человеку экстренную помощь.
  5. Развитие специализированных физических качеств — функции внимания; формирование правильной осанки и стабильность вертикальной позы; усовершенствование опыта расслаблять мышцы при длительном пребывании на операции в качестве оперирующего врача.
  6. Развитие силы, как статической, так и динамической, так как врач работает с такими инструментами, такие как пилы и остеотомы.
  7. Приобретение специальных теоретических и практических знаний и умений по профессионально-прикладной физической подготовке.

Для достижения высокого уровня профессиональной подготовки в медицинских учреждениях подготовлены специальные спортивные комплексы по физической культуре, входящие учебную программу. Примечательно, что развитие выносливости необходимо врачу-ортопеду в двух аспектах: общая выносливость (постоянные передвижения в рамках лечебного учреждения) и статическая выносливость (поскольку врач-ортопед проводит большое количество времени за операционным столом). Так, для развития аэробной (общей) выносливости важна спортивная техника, а также способность противостоять утомлению при помощи волевых усилий. Средствами развития аэробной выносливости являются упражнения, которые вызывают максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 мин., выполняемые в аэробном режиме. При этом важен учет возраста студента.  Основными методами развития общей выносливости являются: равномерный, переменный, интервальный, круговой тренировки, игровой, соревновательный. Для развития общей выносливости используется бег на длинные дистанции, а также марш-бросок и подвижные игры, такие как волейбол, футбол, баскетбол.

Статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Для развития статической выносливости применяются: Равномерный метод, который характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом необходимо стремиться сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Переменный метод, характерный последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и прочего. Интервальный метод, который предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой, и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Повторный метод, который заключается в повторном выполнении упражнения с максимальной или регламентированной интенсивностью и произвольной продолжительностью интервалов отдыха до необходимой степени восстановления организма. Метод круговой тренировки, который предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Воздействие природных и социально-экономических факторов на жизнедеятельность организма человека. Гиподинамия и гипоксия. Для развития силы студенты сдают нормативы по отжиманию, подтягиванию. Для развития скорости используется бег на короткие дистанции. К тому же, в программы по физической подготовке входят занятия по кардио нагрузке, например, лыжи и общей выносливости организма с использованием уроков по плаванию. Оптимально использовать также упражнения для развития координации движений и мышечных усилий, тактильной чувствительности, например, метание спортивного снаряда. Кроме того, врачу-ортопеду необходимо развитие мелкой моторики и укрепление лучезапястного сустава кисти. Для этого оптимальна стрельба из лука, стрельба по мишеням. Кроме того, стрельба формирует силу воли, терпение, выносливость и чувствительность пальцев, что так необходимо в данной профессии.

Физическая нагрузка должна соответствовать функциональным возможностям, соответственно, речь идет об упражнениях с дозировкой физической нагрузки, которая производится при помощи выбора исходных положений тела, подбора физических упражнений, продолжительности их выполнения, количества упражнений в комплексе и повторений каждого упражнения, темпа и амплитуды движений, степени усилия и сложности движений, соотношения общеразвивающих и дыхательных упражнений, использования эмоционального фактора. Различают три основных исходных положения – лежа, сидя и стоя. И.п. лежа имеет следующие варианты: лежа на спине (укрепление мышц спины), на животе (укрепление брюшной области), на боку (укрепление косых мышц). И.п. сидя имеет такие варианты: сидя на стуле (укрепление торса), сидя в постели (расслабление тела), на ковре – ноги прямые (укрепление каркаса тела); сидя в постели – ноги спущены (развитие способности к долгому времяпровождению в одном положении). И.п. стоя имеет следующие варианты: стоя на четвереньках (развитие силы рук и спинных мышц); основная стойка – без опоры и с опорой (развитие выносливости стоять) и так далее.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что от уровня специальной подготовки врача-ортопеда, будет зависеть результат его работы, приобретаемых посредством целенаправленных занятий физической культурой, спортом и туризмом. Опыт практического использования этой закономерности и привел к становлению и развитию профессионально-прикладной физической культуре.

 

Список литературы:

  1. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры», Спб., 2010
  2. Разумов Д.М. «Медицина», М., 2007
  3. Сухарев А.Г. «Здоровье и физическое воспитание студентов», Спб., 2009
  4. Толовин В.А. «Физическое воспитание», М., 2009