ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ

В России будущего, основанной на экономике знаний, стратегии непрерывного обучения должны быть конкурентоспособными и использовать новейшие технологии для повышения социальной сплоченности и качества жизни.  В эпоху динамичного развития коммуникационных и информационных технологий всё больше и больше людей осознают, что одной из проблем в их профессиональной деятельности является необходимость обучения на протяжении всей жизни. Обучение в течение всей жизни сочетается с концепцией информационного человека, в которой каждый заслуживает возможности учиться и развивать свои способности.

Переход к информационному обществу предполагает создание развитой информационно-коммуникационной среды и интеграции в мировое образовательное пространство, изменение содержания образования. Использование технологий дистанционного обучения в образовательном процессе влечет изменения в осуществлении преподавательской деятельности [5, С. 15].

Образование - это та среда, где возможны реализация потребностей и внедрение современных информационных сетевых технологий. Дистанционное образование становится средством формирования основ образования для XXI века. При этом оно должно быть многовариантным и способным удовлетворять многообразные образовательные потребности человечества [5, С. 15].

Дистанционное обучение имеет специфические черты в отличие от традиционных форм обучения:

- оперативность: возможность получения профессионального образования в более короткие временные сроки с учетом индивидуальных наклонностей студента;

- массовость: получение образования значительной частью населения;

- гибкость: возможность получения образовательных услуг в удобное время и независимо от расположения учебного заведения;

- совместимость: получение образования без отрыва от производства;

- охват: использование огромного количества источников информации;

- технологичность: широкое использование информационных и телекоммуникационных технологий;

- социальное равноправие: равные возможности в получении профессионального образования.

Как известно, при дистанционном обучении (ДО) используются как информационные, так и современные педагогические технологии, которые обеспечивают активное взаимодействие слушателей и педагогов, проводящих дистанционное занятие. Обучение может быть организовано в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных обучаемых и педагога «виртуальные доски» с графикой и т.п.), а также виртуально (телеконференции на основе электронной почты). ДО характерны: большая продуктивная, целенаправленная творческая работа слушателей, а также использование средств и систем телекоммуникаций. Конечной целью ДО является реализация слушателем концепции-Я в виде концепции [1, С. 84].

Для эффективной организации ДО необходимы следующие условия: организация и функционирование «умной аудитории» (компьютерный класс) оснащенной всеми необходимыми техническими и телекоммуникационными средствами для проведения Э-занятий (электронное - занятие), подключенный к Интернет-сети. При этом педагоги и обучаемые все могут одновременно заниматься в компьютерном классе, подключенном к Сети.

ДО реализовывается при помощи следующих телекоммуникационных систем и средств: электронная почта, видеоконференции, чат, веб-конференции и т.п. В ДО на наш взгляд самым эффективным видом организации обучения является электронная почта. Но это требует разработки новых педагогических технологий и ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) без которых немыслимо эффективная организация ДО.

Кроме этого должны быть разработаны специальные программные продукты (программное обеспечение каждой проводимой дисциплины) позволяющие эффективно решать организацию и проведение занятий ДО [1, С. 85].

Роль образования возрастает, и оно перестает быть просто средством получения готовых знаний. Широко применяемый информационный обмен в мировом сообществе становится основной составляющей процесса информатизации, приобретая глобальный характер. При этом движение человечества к информационному обществу лежит через систему дистанционного образования, которая позволяет принципиально изменить отношение к получению профессионального образования, способствует повышению культурно-образовательного уровня специалистов.

Дистанционные образовательные технологии обеспечивают обучаемым легкий доступ ко всей нужной информации по теме. Цифровые пособия могут вмещать большое количество словарей, таблиц и других справочных материалов. Много дополнительной информации можно найти и скачать в сети Интернет, и это значительно экономит время. Кроме того, дистанционные технологии можно применять не только на расстоянии, но и непосредственно внедрять их в очное обучение в оффлайн режиме [2, С. 21]. 

Выделяют две модели образовательного процесса: синхронно (одновременное участие лекторов и студентов в электронных классах) или асинхронно (планирование учебного процесса таким образом, чтобы не было необходимости одновременного участия студентов и преподавателей в электронных классах) [4, С. 289]. 

Влияние времени, в течение которого происходит обучение, определяет виды электронного обучения: самообразование и смешанное обучение. Во время занятий, подготовленных в синхронном режиме, должны использоваться такие инструменты, которые позволяют одновременно общаться всем участникам процесса обучения. На образовательной платформе это может быть чат или виртуальная доска, где студенты и преподаватели могут общаться с другими людьми.   Занятия, проводимые в синхронном режиме, мало чем отличаются от классического обучения - единственное различие касается места, где находятся студенты и преподаватели [4, С. 290]. 

Основными недостатками электронного обучения являются:

- отсутствие полностью достоверных возможностей для проверки результатов обучения (нельзя быть уверенным в знаниях и умениях людей, проверенных на расстоянии),

- высокие затраты, связанные с организацией учебной среды,

- отсутствие прямого контакта между учителем и учениками, в то время как межличностные отношения являются важным элементом эффективного обучения,

- отсутствие адекватной мотивации к обучению, что может увеличить риск не завершить курс или начать обучение;

- сложная проверка полученных знаний и отсутствие прямого контакта с другими участниками [6, С. 208].

Основные тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов с применением дистанционных образовательных технологий предполагают:

- создание требуемых условий для формирования гармонически развитой личности будущего педагога, способного транслировать знания в формате электронного обучения в школе;

- запуск механизмов, которые способствуют саморазвитию студентов педагогических направлений подготовки;

- преемственность в образовании;

- придание учебной деятельности социальной значимости.

Обеспечение хорошего качества образования требует, как непрерывного мониторинга образовательного процесса сегодня, так и параллельного дидактическому процессу непрерывной модификации и совершенствования средств обучения завтра.

Очевидно, что рациональное использование современных информационных технологий действительно открывает совершенно новые возможности в сфере высшего образования [3, С. 356].

В заключении хотелось бы отметить, что грамотная разработка дидактической и технической стороны дистанционного обучения в вузах, регулярное и профессиональное сопровождение студентов, их высокая мотивация и наличие необходимого ряда технических средств обучения, а также электронных образовательных ресурсов, сделает дистанционное обучение конкурентной формой обучения. Поскольку дистанционное обучение имеет все возможности обучать студентов всем видам речевой деятельности, а также формировать коммуникативную компетентность, что является главной целью любого обучения.

 

Список использованной литературы

  1. Авлиякулов А. К., Ходжаев Н. С. О некоторых технологиях дистанционного обучения // Проблемы Науки. 2019. №11-1 (144). С.84-86.
  2. Богданова А. В., Глазова В. Ф., Коростелев А. А. Современные тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий // БГЖ. 2019. №2 (27). С.21-24.
  3. Дигтяр О.Ю. Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в вузе // МНКО. 2019. №1 (74). С.356-357.
  4. Татаринов К. А. Предпосылки и условия развития непрерывного образования // БГЖ. 2019. №1 (26). С.289-292. 
  5. Яшина Л.И. Дистанционное обучение в вузе: содержание и технологии // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. №1 (58). С.15.
  1. Domagaia-Krçcioch A. Wirtualna edukacja, czyli wciqz nowy wymi-ar ksztalcenia akademickiego / A. Domagaia-Krçcioch // Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Pedagogicznego. — 2009. — S. 208-221.