ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

FORMATION OF AN EFFECTIVE INVESTMENT POLICY OF THE ENTERPRISE DURING THE TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

В условиях трансформации российской экономики происходят существенные изменения во многих сферах народного хозяйства, в том числе, в сфере воспроизводства основных фондов, что обуславливает выработку новых подходов к формированию инвестиционной политики организации.

Вопросы, связанные с повышением эффективности инвестиционной деятельности актуальны для организаций из разных отраслей экономики: от промышленности и сельского хозяйства до сферы образования и культуры [3, 4, 7].

Для эффективного осуществления инвестиционной деятельности целесообразно разрабатывать инвестиционную политику. Инвестиционная политика предприятия – это комплекс мероприятий, включающий разработку и реализацию принципов управления инвестициями с целью увеличения стоимости предприятия и повышения его конкурентоспособности. Инвестиционная политика предприятия определяет принципы деятельности на сегментах инвестиционного рынка, условия, на которых предприятие согласится вкладывать капитал в объекты инвестирования [5, 8].

Формирование эффективной инвестиционной политики предприятия начинается с определения инвестиционной стратегии, которая представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также выбором наиболее эффективных путей их достижения [2].

Инвестиционная стратегия определяет главные цели инвестиционной политики. В теории финансового менеджмента, в зависимости от используемой инвестиционной стратегии можно выделить три основных типа инвестиционной политики предприятия: консервативная, умеренная и агрессивная (таблица 1).

 

Таблица 1 – Основные типы инвестиционной политики

Характеристика типа

Виды инвестиционной политики

Консервативная

Умеренная (компромиссная)

Агрессивная

Доходность

Низкая

(5-7 % годовых)

Средняя

(10-15 % годовых)

Высокая (15-25 % годовых и выше)

Риск

Низкий

Средний

Высокий

Ликвидность

Высокая

Средняя

Низкая

Классические примеры финансовых инструментов

- банковские вклады (депозиты);

- государственные облигации;

- страховые компании, дающие гарантии по накопительным программам;

- вложения в объекты недвижимости;

- покупка золота или платины.

-  ценные бумаги, размещенные высоконадежными компаниями;

-  вложения в микрофинансовые организации;

-  ПИФы «голубых фишек» развитых стран, смешанные ПИФы (акции, облигации).

 

 

-финансовые пирамиды;

-вложения в ПАММ-счета;

-  инвестиции в быстрорастущие акции недавно созданных предприятий;

-  хедж-фонды с агрессивными стратегиями.

 

 

 

Чтобы обрести нужный результат и баланс, следует использовать каждый вид инвестиционной политики в определенных пропорциях, тем самым образуя смешанную инвестиционную политику.

Основной целью инвестиционной деятельности является обеспечение реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия. С учетом этой цели формируется содержание инвестиционной политики предприятия.

Разработка инвестиционной политики предприятия в условиях его адаптации к постоянным изменениям в рыночной среде должна основываться на принципах, представленных на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Принципы для разработки инвестиционной политики предприятия

 

Стратегической целью инвестиционной политики является максимизация рыночной стоимости капитала, тогда как финансовая политика занимается обоснованием и отбором источников финансирования активов предприятия (оборотных и внеоборотных) [6].

Формирование инвестиционной политики является одним из основных этапов процесса разработки инвестиционной стратегии предприятия, и если инвестиционная стратегия определяет общую инвестиционную идеологию, то инвестиционная политика представляет собой форму реализации инвестиционной идеологии в разрезе наиболее важных аспектов инвестиционной деятельности. В отличие от инвестиционной стратегии, инвестиционная политика формируется лишь по конкретным направлениям инвестиционной деятельности предприятия.

Для успешной деятельности инвестиционная политика предприятия должна иметь структуру, отраженную на рисунке 2 [1].

 

Рисунок 2 – Направления инвестиционной политики предприятия

 

Главные цели инвестиционной политики заключаются в следующем [6]:

  • доходность (главная цель инвестиционной политики, которая выражается в способности инвестиций приносить доход);
  • уменьшение риска (предполагает выбор среди объектов инвестирования такого варианта проекта, который будет иметь самый низкий показатель риска и одновременно обеспечивать приемлемую для инвестора доходность);
  • безопасность (предполагает рационализацию источников формирования инвестиционных ресурсов с тем, чтобы уменьшить зависимость от одного источника);
  • рост капитала (повышает финансовую устойчивость и кредитоспособность предприятия);
  • ликвидность (предусматривает привлечение инвестиций в такие проекты, которые будут обеспечивать ритмичную и прибыльную работу предприятия).

Таким образом, в период экономической трансформации экономики России очень важным является вопрос создания на уровне предприятия инвестиционной стратегии и инвестиционной политики, которые будут построены на основе вышеизложенных принципов и подходов. При этом следует учитывать, что разница между инвестиционной стратегией и инвестиционной политикой заключается в том, что последняя является аналитическим инструментом (механизмом) реализации первой. То есть, инвестиционная стратегия устанавливает концептуальные основы, условия и задачи, в рамках которых реализуется инвестиционная политика, а инвестиционная политика представляет собой часть этой стратегии и должна быть тесно связана с другими ее направлениями: маркетинговой политикой, инновационной политикой, финансовой политикой и т.п.

 

Список литературы:

  1. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. – М.: «Ника-Центр», 2017. – Т. 2. – 510 с.
  2. Бланк, И.А. Основы инвестиционного менеджмента / И.А. Бланк. – М.: «Ника-Центр», 2015. – Т. 1. – 508 с.
  3. Губарьков С.В. Основы финансовой деятельности организации: учебное пособие / С.В. Губарьков. – Владивосток: Изд – во Дальневост. федерал. ун-та, 2017. – 171 с.
  4. Губарьков С.В. Теория и методология инновационного управления в вузах России / С.В. Губарьков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Владивосток: Изд – во Дальневост. федерал. ун-та, 2016. – 196 с.
  5. Лахметкина Н.И. Понятие и сущность инвестиционной привлекательности предприятия / Н.И. Лахметкина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 16. С. 35–39.
  6. Теплова Т.В. Инвестиции: теория и практика: учебник для бакалавров / Т.В. Теплова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 782 с.
  7. Турмов Г.П. Управление инновациями в российских университетских комплексах как фактор устойчивого развития регионов: учебное пособие / Г.П. Турмов, С.В. Губарьков, А.А. Фаткулин, И.Ф. Коршенко. изд. 2-е, дополненное. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010. – 361 с.
  8. Устинкин С.В., Самсонов К.М. Инвестиционная политика в Российской Федерации / С.В. Устинкин, К.М. Самсонов // Власть. 2010. № 2. С. 8–10.