К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА

TO THE QUESTION OF ASSESSING THE MEDIA LITERACY OF STUDENTS AT A REGIONAL UNIVERSITY

Количество информации, транслируемой самыми разными способами при помощи различных каналов, неуклонно возрастает. Из этого следует, что воспринимать и находить нужную информацию в общем потоке становится всё более и более актуальным.

Подготовка молодого поколения к активному взаимодействию со всеми сферами жизни общества является одной из приоритетных целей любой образовательной программы. Медиаграмотность становится одной из важнейших компетенций, которые необходимы молодому специалисту для эффективного функционирования в информационной среде.

Под понятием «медиаграмотность» можно интерпретировать как способность человека, который имеет навык адекватно воспринимать потоки медиаинформации в современном информационном пространстве, то есть уметь осуществлять поиск, анализировать, создавать медиатексты и критически их оценивать. Данные медиатексты могут распространяться в различных формах с помощью разнообразных средств массовой информации и коммуникации.

Для того, чтобы воспитать критически мыслящих специалистов, имеющих способность эффективно использовать медиасреду, а именно: получать информацию, анализировать и проверять её в альтернативных источниках, призвана система образования.

Отсюда очевидна важность группы навыков по восприятию информации и её поиску для измерения уровня медиаграмотности студентов регионального ВУЗа. Ведь не менее важным является оценка проблемы избытка информации и способность справляться с её потоком.

Для того, чтобы оценить медиаграмотность студентов регионального ВУЗа мы провели опрос среди студентов НИУ «БелГУ» на основании методики измерения уровня медиаграмотности населения Российской Федерации, утвержденной в 2014 году приказом Минкомсвязи России от 30.12.2014 № 515.

В опросе приняли участие 246 студентов. В группу опрашиваемых вошли студенты с первого по четвёртый курсы включительно всех институтов ВУЗа.

Проведя анализ полученных результатов, мы получили следующие данные. Респонденты наибольшую часть свободного времени ежедневно просматривают и потребляют различную массовую информацию с помощью смартфонов и компьютеров. В настоящее время информация носит глобальный массовый характер, и именно Интернет является самым масштабным распространителем такой информации.

По результатам исследования выяснилось, что больше половины опрашиваемых отметили, что на них обрушивается огромный поток информации, но они легко ориентируются в ней и находят то, что полезно именно для них.

Нельзя не отметить тот факт, что у 40% опрошенных довольно часто складывается ощущение навязывания определенной точки зрения. Наиболее популярным среди студентов способом уточнения или проверки полученной информации является Интернет.

Большинство студентов отмечают, что они самостоятельно легко и быстро могут найти любую интересующую их информацию из различных источников.

В современном информационном пространстве далеко не вся информация является важной и заслуживающей внимания. В то же время ряд информационных сообщений могут оказывать негативный эффект на воспринимающую их аудиторию. Отсюда возникает другая важная группа навыков, характеризующих уровень медиаграмотности населения регионов РФ - умение обезопасить себя от вредоносного и избыточного контента.

Согласно полученным данным, мы определили, что более распространенными являются навыки, связанные с профилактическим обслуживанием работы компьютера, а навыки, которые подразумевают определение и установление границ конфиденциальности в информационном пространстве, имеют меньшее распространение.

Подводя итог, необходимо отметить, что современное общество студентов ВУЗа — это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Полученная информация из СМИ оказывает влияние на их мысли и поведение. Поэтому возникает необходимость создания таких условий, чтобы каждый гражданин владел механизмом критического осмысления и корректировки информации, умениями интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты.

Список литературы:

  1. Гендина, Н. И. Медиаграмотность в структуре информационной культуры младших школьников / Н. И. Гендина // Российско-американский форум образования: электронный журнал. – 2014. – Vol. 6, № 1. – Режим доступа: http://www.rusameeduforum.com/ content/ru/?task=art&article=1001026&iid=18
  2. Рыжих Н.П. Роль медиаобразования в подготовке социальных педагогов//Теоретические и практические проблемы социальной педагогики. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001. – 46 с.
  3. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов, 2005. – 25 с.
  4. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Федоров. – Таганрог : Изд-во Таган- рог. гос. пед. ин-та, 2010. – 64 c.
с