МАГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В РОССИИ, КАК ПИАР СТРАТЕГИЯ. СЛУЧАЙ ВАЛЕРИЯ БРЮСОВА

MAGIC PRACTICES OF SILVER AGE POETS IN RUSSIA AS A PR STRATEGY. THE CASE OF VALERY BRYUSOV

Рубеж веков XIX-XX примечателен многими событиями в культурной жизни, как России, так и Европы. Наше же внимание в настоящей статье будет направлено на такую небезынтересную черту эпохи, как увлечение мистикой и всем, что с ней связано. 

Интересом ко всему потустороннему пронизан весь серебряный век. Мода на загадочное, иррациональное стала реакцией на материалистические концепции, представленные марксизмом, эволюционизмом, фрейдизмом и другими течениями, которые так и не смогли дать ответ на важнейшие экзистенциальные вопросы: что такое человек, есть ли Бог, и если да, то, что он такое? 

Увлечение мистикой затронуло как Европу, так и Россию. Одним из популяризаторов оккультизма в Европе был английский писатель Артур Конан Дойл. В своей статье «Спиритизм и прогресс человечества» он пишет: «Спиритизм, несомненно, наиболее важное дело на свете и заслуживает того, чтобы ему уделили время» [6]. И далее он продолжает: «Сейчас же для меня нет ничего важнее этого, потому что я знаю, что здесь истина» [6]. 

Не обошел интерес к мистике и Россию. В авангарде нового течения стали такие философы и литераторы, как Николай Рерих, Павел Флоренский, Валерий Брюсов, Александр Блок, Андрей Белый и многие другие. Для поэта и мыслителя того времени, примкнуть к оккультному течению значило встать в ряды передовых, просвещенных людей, подчеркнуть свою принадлежность к интеллектуальной элите. 

В современном мире подобное поведение творческой интеллигенции назвали бы пиаром. Но можем ли мы всерьез говорить о PR-технологиях в эпоху серебряного века? 

Согласно энциклопедическому словарю PR – это «Практика создания и внедрения в сознание людей привлекательного образа кого-, чего-л»[10], а так же «особый вид деятельности, направленный на формирование общественного мнения по широкому спектру вопросов (политическая акция, избирательная компания, бизнес, производство, благотворительность, реклама и т.д.)»[10]. Соответственно, PR-стратегия – это последовательность действий, направленных на продвижение чего-либо. PR-стратегия подразумевает использование информации для управления общественным мнением.

В соответствии с приведенным выше определением, действия поэтов серебряного века вполне можно назвать пиаром. Несомненный талант литераторов этого периода вкупе с загадочным имиджем создавал весьма привлекательный образ оккультизма. И наоборот, обращаясь к тому, что модно, поэты продвигали свои стихи. Однако сами писатели считали, что это они контролируют и формируют моду, а не она их. Ключ к пониманию такой точки зрения лежит в представлении литераторов о роли слова и его влиянии на окружающий мир.

Работа со словом была главной магической практикой поэтов серебряного века и одновременно их PR-стратегией. Писатели верили, что слово обладает особой силой, способной изменять действительность. Поэт творит «не только новую эстетическую реальность […], а преображает саму реальность»[4, с.23]. Сам же творец – это жрец, маг и чародей, преобразующий мир вокруг себя.

Один из ведущих поэтов-мистиков Андрей Белый в своем эссе «Магия слов» сказал следующее: «Язык – наиболее могущественное орудие творчества. Когда я называю словом предмет, я утверждаю его существование» [1], и далее он развивает эту мысль: «Неспроста магия признает власть слова. […] словом я подчиняю явление, покоряю его; творчество живой речи есть всегда борьба человека с враждебными стихиями, его окружающими; слово зажигает светом победы окружающий меня мрак»[1].

Похожей точки зрения придерживался религиозный философ и священник Павел Флоренский, один из идеологов имяславия: «Слово кудесника вещно. Оно – сама вещь. Оно поэтому всегда есть имя. Магия действия есть магия слов; магия слов – магия имен» [7]. 

Колдовать при помощи слов пытался и поэт Николай Гумилев. Литературовед Н. Богомолов отмечает, что сборник Гумилева 1908 года «Романтические цветы» выстроен «как своего рода магическое заклинание, опыт практической магии…» [2]. Целью этого заклинания было привлечение любви Анны Андреевны Горенко, которой был посвящен сборник. Неслучайно он открывается стихотворением «Юный маг в пурпуровом хитоне…», описывающим удачное заклинание. Неслучайно и действие произведения перенесено в Египет – колыбель тайного знания, как считали оккультисты. 

Как мы видим, мировоззрение поэтов серебряного века пронизано магизмом. Восприятия слова как инструмента воздействия на реальность наилучшим образом иллюстрирует магическое мышление философов и писателей рубежа веков. Для них PR-стратегией было само написание стихов. С точки зрения поэтов-мистиков, истинного творца будет «пиарить» сама магия слова, то есть PR в нашем, современном понимании, им не нужен.

Совсем по-другому на мистику смотрел поэт Валерий Брюсов. По воспоминаниям Ходасевича, Брюсов не верил в реальную силу спиритизма и магии, а воспринимал их как «жест, выражающий определенное душевное движение» [8, с.128]. Сам же поэт создал себе имидж чародея и обладателя тайных знаний.

Валерий Брюсов был одним из влиятельнейших лиц литературной богемы. Он имел огромный вес в поэтических кругах. Марина Цветаева отмечала, что многих поэтов заслушивались, но только Брюсова – слушались. Ходасевич также пишет о властном характере поэта, его стремлении быть учителем молодых поэтов. Начинающий поэт, не подошедший к Брюсову за оценкой и одобрением своих трудов, получал в его лице злейшего врага.

Из всех поэтов серебряного века понятие пиара лучше всего, пожалуй, подходит именно Брюсову. Валерий Брюсов очень грамотно создавал себе имидж мага и гуру молодых поэтов. Брюсов покровительствовал юным стихотворцам, стараясь их консолидировать. К тем же, кого он считал равными себе, напротив, был беспощаден и случай с Константином Бальмонтом является тому подтверждением. Брюсов сумел внедрить в сознание читающей публики мысль, что Бальмонт исписался, и общество с ним согласилось. Таким образом, Брюсов заслужил определенный авторитет среди старшего поколения литераторов и восторженное отношение к себе от молодых поэтов, успехи которых были ему на пользу.  

Еще одним, немало важным аспектом PR-технологии Брюсова, было культивирование образа мага и хранителя тайных знаний, который не только идеально вписывался в тренды, но и как нельзя лучше подчеркивал его статус учителя начинающих поэтов. Создавать имидж адепта тайных наук Брюсов начал очень рано, и уже к 1900 году, он и приобретает канонические черты. Немалую роль в формировании образа Брюсова-мага сыграл Андрей Белый, посвятивший Брюсову два стихотворения под названием «Маг». Более того, «в частной переписке тех лет Белый также высказывал уверенность в магических способностях Брюсова» [9, с.61]. 

Валерий Брюсов активно «пиарил» созданный им образ чернокнижника, настоящего, практикующего мага. Так, например, в 1904 поссорившиеся Брюсов и Белый решили последовать примеру французских оккультистов конца XIX века и вступили в магическую дуэль. Белый обвинял оппонента в занятиях черной магией, союзе с дьяволом, а также в наведении на свой дом «медиумических явлений». Брюсов соглашался с тем, что он черный маг. Стихотворение «Бальдеру Локи» Брюсов послал сопернику в форме стрелы, отсылая того к следующей фразе из стихотворения: «На тебя, о златокудрый, //Лук волшебный наведен»[3]. Белый ответил противнику посланием «Старинному врагу», в котором лирический герой побеждает страшного демона. Свое послание Белый снабдил цитатами из Евангелия и рисунком креста, которые должны были навсегда отучить Брюсова от черной магии.  

Однако самым, наверное, главным элементом брюсовского имиджа мага стал его роман «Огненный ангел». С этим романом связана фигура немецкого эзотерика Генриха Агриппы. Изначально мистик должен был стать главным действующим лицом произведения, но затем отошел на второй план, хотя и оставался значимым персонажем. «Маска» Агриппы была важной чертой, составляющей образ Брюсова-мага. И в романе «Огненный Ангел» поэт придает немецкому мистику свои черты.

Образ Генриха Агриппы был столь привлекателен для Брюсова, что он даже решился на мистификацию одного из трудов эзотерика. Брюсов ввел в заблуждение поэта Вячеслава Иванова, представив ему магический трактат «Арбатель». Иванов впоследствии напишет, что Брюсов посвятил его в учение Агриппы [5, с.358]. Однако «Арбатель» никогда не принадлежал Агриппе, и Брюсов, наверняка, это знал, но никому не говорил правду, чтобы сохранить и поддержать образ обладателя тайных знаний. Бес сомнения, такая мистификация была замечательным пиаром для поэта.

Итак, мы с вами убедились, что многие мыслители и литераторы серебряного века использовали PR-технологии для популяризации своего творчества. Выбор средств для пиара диктовала сама эпоха, принизанная интересом к мистике и магии. Одни поэты считали, что сама магия слова будет «пиарить» их стихи, другие, такие как Брюсов, сознательно создавали и культивировали образ мага и чародея. И хотя слова «пиар» литераторы не знали, но пользоваться им умели не без успеха.

Важно отметить и тот факт, что философы и писатели серебряного века не только использовали оккультизм для продвижения своих трудов, но и создавали ему привлекательный образ. И до сих пор их произведения являются лучшим пиаром оккультизма.        

Список литературы:

  1. Белый А. Магизм слов [Электронный ресурс] // Lib.ru: «Классика». URL: http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_13_1909_simvolizm.shtml (дата обращения 20.01.2020)
  2. Богомолов Н.А. Оккультные мотивы в творчестве Гумилева. [Электронный ресурс]. // Николай Гумилев. Электронное собрание сочинений. URL: https://gumilev.ru/about/18/ (дата обращения 20.01.2020)
  3. Брюсов В.Я. Бельдеру Локи [Электронный ресурс] // Интернет библиотека Алексея Комарова. URL: https://ilibrary.ru/text/1860/p.24/index.html (дата обращения 20.01.2020)
  4. Дмитрова Н.И. Символистский штрих к портрету Серебряного века. // Соловьевские исследования, 2012 - №1 (33). – с.19-25
  5. Иванов Вячеслав, Собрание сочинений. Под ред. Д. В. Иванова и О. Дешарт. С введ. и прим. О. Дешарт, т. 2. Брюссель, 1974, с. 711
  6. Неизвестный Артур Конан Дойл: как писатель общался с духами и пропагандировал спиритизм. [Электронный ресурс] // Культурология.рф. URL: https://kulturologia.ru/blogs/220516/29646/ (дата обращения 20.01.2020)
  7. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма. [Электронный ресурс]. // Электронная библиотека Одинцовского благочиния. URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/florenskiy/florensky_obshechelovech_/ (дата обращения 20.01.2020)
  8. Ходасевич В. Ф. Имена / В.Ф Ходасевич; под. ред. Л.М Суриса – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 135.
  9. Шаргородский С. Тайны Офиэля: три оккультных эпизода Серебряного века.// Toronto Slavic Quarterly, 2011 - № 38. – 59-109 с.
  10. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/85473/%D0%9F%D0%98%D0%90%D0%A0 (дата обращения 20.01.2020)