СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

SOCIO-PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGY FOR OVERCOMING BURNOUT SYNDROME IN TEACHERS WORKING WITH PRESCHOOLERS WITH DISABILITIES

Педагоги, работающие с дошкольниками с ОВЗ, часто сталкиваются с эмоциональным истощением, чувством эмоциональной опустошенности и усталости, связанным с работой.

По мнению Водопьяновой Н. Е. [1, 141], «синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт негативных психологических переживаний, связанных с интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью».

Факторы профессионального стресса педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ, оказывают более выраженное влияние на формирование синдрома выгорания, негативно отражаются на продуктивности профессионального взаимодействия с детьми с ОВЗ, психологическом здоровье, как самих педагогов, так и детей. 

В рамках профилактики и преодоления синдрома выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, целесообразным считается использование разнообразных социально-психологических технологий.

Социально-психологические технологии – это одновременно диагностика и коррекция, направленная на исследование социально-психологических явлений, влияющих на поведение людей различных социальных групп. Технологии социально-психологической диагностики, социально-психологического консультирования и социально-психологического тренинга являются самыми распространенным социально-психологическим технологиям, применяемым в работе по преодолению синдрома выгорания педагога, работающего с дошкольниками с ОВЗ.

Социально-психологический тренинг – технология психологического воздействия, направленная на использование методов групповой работы. Это технология, которая позволяет решать вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников в условиях специально организованного общения.

Понятие «тренинг» (от английского training) включает в себя ряд значений, таких как обучать, дрессировать, тренироваться. Согласно словарю Ожегова С. И. термин «тренировка», рассматривается как «занятие, упражнение, служащее для совершенствования навыков, умений» [2].

Для преодоления синдрома выгорания у педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ, рассмотрим тренинг «Антивыгорание», разработанный Феофановым В. Н. [5, 15]. Данная тренинговая программа ориентирована на профилактику и преодоление синдрома выгорания, а также реабилитацию «выгоревших» педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

Тренинг ориентирован на представления о тройственности синдрома, включающего эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Каждое занятие имеет свою тему, назначение и свои психологические техники. Специфика тренинга заключается в том, что ряд занятий может проводиться и в групповом режиме и самостоятельно участниками тренинга во вне рабочее время.

Данная технология - социально значимая, т. к. способствует профилактике и коррекции психического выгорания у педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ, меняет в лучшую сторону эмоциональную составляющую психологического и физического здоровья, совершенствует межличностные отношения с педагогами и родителями воспитанников, актуализирует собственную профессиональную деятельность, обучает техникам профилактики эмоционального выгорания и психологического оздоровления.

Тренинг по профилактике синдрома выгорания и реабилитации «выгоревших» педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ построен на основе представления о трехмерной модели синдрома (эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений).

Нами было проведено 12 (по 2 в неделю) занятий по 2 часа. Из них 5 занятий были направлены на профилактику и коррекцию синдрома выгорания, 3 занятия были направлены на коррекцию деперсонализации личности, и 4 занятия направленных на коррекцию редукции. Каждое занятие включало в себя от 6 до 8 упражнений. По окончании каждого занятия испытуемые проходили этап рефлексии.

По итогам реализации социально-психологической технологии преодоления синдрома выгорания у педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ участникам, была предложена разработанная нами анкета, с целью выявления субъективного отношения к содержанию и проведению данной технологии. Анкета включала в себя 5 вопросов, направленных на выявление отношения участников к тренингу и возможности использования материалов в практике своей работы.

На первый вопрос «Насколько вам была важна тема занятий» 87% опрошенных ответили, что важна, 10% затруднились ответить, 3% ответили, что им данная тема была не важна.

На вопрос «Узнали ли вы для себя что-то новое?» 93% опрошенных ответили утвердительно, и только 7% сказали, что нет.

Ответы на третий вопрос «Было ли для вас обучение эффективно?» показали, что у 83% респондентов эффект был достигнут, 14% ответили, что возможно и только 3% ответили отрицательно.

При ответе на вопрос «Сможете ли вы на практике использовать данные занятия?» утвердительно ответили 90% опрошенных, возможно ответили 7 %, отрицательно -3%.

На последний 5 вопрос «Насколько материал изложен логично?» 83% согласились с логикой изложения материала, 14% затруднились ответить, 3% ответили, что материал не логичен.

По итогам анкетирования мы можем сделать вывод о том, что для большинства участников тренинга тема была актуальной, они узнали для себя много нового, больше половины участников считают, что обучение было эффективным, материал изложен логично и большинство считают, что могут использовать материалы тренинга в практике своей работы.

Таким образом, для преодоления синдрома выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и повышения эффективности их работы с детьми с ОВЗ данную социально-психологическую технологию, включающую в себя тренинг, по нашему мнению, необходимо использовать в системе работы с педагогами дошкольных учреждений.

Литература

 

  1. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 338 с.
  2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир И образование, 2015.
  3. Феофанов В. Н. Практикум по психологии здоровья: Учебное пособие. Оренбург: ОГПУ, 2005. - 368 с.
  4. Феофанов В. Н. Психологический тренинг «Антивыгорание» для специальных педагогов Учебно-методическое пособие Оренбург Издательство ОГПУ 2008