ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, С НИМИ РАБОТАЮЩИХ

CHILDREN WITH DISABLED HEALTH OPPORTUNITIES AS A RISK FACTOR OF OCCURRENCE OF A BURN OUT SYNDROME AT TEACHERS WITH THEIR WORKING

В настоящее время интенсивно происходят изменения в сфере образования, а именно, вводятся новые образовательные стандарты, растут требования законодательства к качеству услуг, которые должны предоставлять и к грамотности педагогов. В связи с этим, возникают новые правила к оформлению документации, вводятся интерактивные методы в преподавании обучающихся, становятся обязательным участие в конкурсах и прохождение различных курсов повышения квалификации и многое другое. Именно все эти факторы заставляют привыкать современного педагога к новым условиям работы, которые усиливают и без того их напряженную деятельность. Такая чрезмерная нагрузка отражается на их психическом здоровье. По этим причинам увеличивается и риск возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание ученые рассматривают, как механизм психологической защиты, который личность формирует в виде полного или частичного устранения эмоций в ответ на психотравмирующее влияние на него. Педагог дозирует эмоции и бережет свои энергетические запасы. Поэтому, можно предположить, что один из факторов возникновения синдрома выгорания являются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), с которыми они работают.

Особая категория деятельности педагога – это работа с детьми с ОВЗ. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним среди основных направлений сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ является их обучение и образование. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это лицо, которое имеет недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Такие недостатки подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией, из-за затруднения ребенком в освоении образовательных программ без созданных специальных условий обучения.

Педагоги не всегда могут оценить и отдать себе отчет в том, каких умений, навыков и знаний им недостаточно для работы с детьми с ОВЗ, так как такие дети имеют свои индивидуальные потребности в обучении. Педагогам, работающим с детьми, имеющими разного рода отклонения, приходится учиться овладевать новыми знаниями и перестраиваться в достаточно короткие сроки, создавая новый алгоритм работы своей педагогической деятельности, также и выстраивать дружеские доброжелательные отношения с родителями таких детей. Это требует развития необходимых личностных качеств, образование более совершенных способов взаимодействия в педагогическом процессе, а также является дополнительной нагрузкой для педагога, что может послужить формированием перенапряжения, хронической усталости, стрессов и приводящим к появлению синдрома эмоционального выгорания.

Эмоциональное напряжение педагогов, которые работают с детьми с ОВЗ, не похожи на другие педагогические профессии тем, что им необходимы усиленные методы помощи в профилактике и преодолении синдрома эмоционального выгорания.

Т. Н. Адеева, изучая и выявляя готовность педагогов к работе с детьми с различными видами отклонений, установила, что среди нарушений развития, с которыми педагоги готовы взаимодействовать – нарушение речи, задержка психического развития составляет 33%, сенсорные нарушения 10%, нарушения функций опорно-двигательного аппарата 7%, остальные 50% не готовы заниматься с детьми с ОВЗ.

К. Маслач делит развитие синдрома выгорания у педагогов на три стадии:

  1. Стеническая стадия. На этой стадии у педагогов возможны сбои в выполнении функций произвольного поведения, например, забывание каких-то ситуаций (заполнил ли журнал, внес ли изменения в документацию, какую оценку необходимо поставить ученику и т.д.). Из-за боязни совершить ошибку, педагог ни один раз перепроверяет свои действия. Состояние педагога на этой стадии характеризуется тем, что ему тяжело, он чувствует себя усталым, но он работает и справляется из-за чувства долга и профессионализма. Педагог перестает радоваться, его начинает раздражать отклонение от плана, каждодневные мелкие стрессы копятся и сбиваются в один ком. Педагог стремится сберечь свои силы, ему хочется больше отдохнуть и расслабиться, и если у него это всё-таки получается, он снова будет способен получать удовольствие от своей работы.
  2. Астеническая стадия. На данной стадии утрачивается интерес к работе, снижается потребность в общении, нарастает апатия, любая сложность приводит к отчаянию и панике, иногда даже к слезам, у педагога возникает состояние, когда хочется опустить руки. Нервное истощение проявляется устойчивыми соматическими симптомами: сил, энергии не хватает, постоянная усталость, головные боли, нарушение питания, снижение либидо, повышенная раздражительность, появляются недопонимания с коллегами. На такой стадии снижается иммунитет и можно заболеть.
  3. Именно эмоционально выгорание – стадия деформации личности, которая проявляется полной потерей интереса к работе и к жизни в целом. У педагога отключается психика, когда он больше не может испытывать чувство вины и сострадания. Он осуждает и обвиняет других, потому что понимает, что не справляется, таким образом, включая защиту. Появляется ощущение постоянной усталости и нежелание видеть людей вокруг, и тем более с ними общаться.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, отличается эмоциональной сухостью, увеличением сферы сбережения эмоций, личностной отключенностью от процесса, пренебрежением потребностями учеников. На сегодняшний день в условиях профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми с ОВЗ, существуют причины, которые вызывают синдром выгорание, а именно, хронические стрессы, высокий уровень требований к его профессиональным компетенциям и т.д. Поэтому вовремя выявленный синдром выгорания и проводимая профилактика педагога, работающего с детьми с ОВЗ, сможет предотвратить эмоциональное выгорание или оказать помощь такому педагогу.

Список литературы:

  1. Адеева, Т. Н. Проблемы психологической готовности педагогов ДОУ и родителей детей дошкольного возраста к инклюзии / Т. Н. Адеева // Международный научных журнал «Символ науки». – 2016. – № 11. – С. 34–38.
  2. Маслач, К. Выгорание: многомерная перспектива / К. Маслач. – Москва: Издательство Института психотерапии, 2004. – 147 с.
  3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 29 дек. 2001 г. № 188-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 31 дек.
  4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. – 2012. – 31 дек.
  5. Словарь по комплексной реабилитации инвалидов: учеб.  пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. А. Бронников, Т. В. Зозуля, Ю. И. Кравцов,  М.  С.  Надымова;  под  науч.  ред.  В.А. Бронникова;  Перм.  гос.  ун-т.  – Пермь, 2010. – 530 с.