Моделирование как инструмент обеспечения качества образования

Моделирование как один из самых важных и востребованных методов научного исследования активно используется в педагогике, а в последнее время и в менеджменте, поскольку позволяет объединить теоретический и эмпирический методы исследования, использовать педагогический эксперимент, проследить логику конструкций, в том числе и абстрактных. В процессе управления образовательной организацией директор сталкивается с понятием моделирования как одним из инструментов, способствующих обеспечению качества образования.

В.А. Веников, В.Г. Афанасьев, А.М. Новиков, А.И. Богатырев и другие, посвятили исследования методу моделирования в изучении педагогических процессов.

В разных областях науки, педагогическая не является исключением, используются разные модели, применимые к конкретной области. Советский энциклопедический словарь раскрывает понятие модель в широком смысле, как любой образ, аналог какого -либо процесса, объекта или явления. Дегтярев Ю.И. говорит о том, что моделью можно назвать искусственно создаваемый образ конкретного предмета, устройства, процесса, явления и, в конечном счете, любой системы.[1] Дахин А.Н. утверждает, что модель – это объект. Он искусственно создан и может быть представлен схемой, физической конструкцией, формой, состоящей из знаков или формул, который, визуально похож на исследуемый объект (или явление), может быть отображен и воспроизведен в более простом и грубом виде, отражая структуру, свойства, взаимодействие, взаимозаменяемость элементов этого объекта.[2] Поскольку определения не противоречат друг другу, мы можем обозначить модель как образ какой- либо системы, позволяющая воспроизвести свойства системы, такая модель будет отражением объекта, результатом воображаемого, абстрактного практического опыта.

        Моделирование образовательной деятельности с целью обеспечения качества, необходимо для постановки целей, определения способов, методов и средств для их достижения, а также получения планируемых результатов. Множественные исследования подтверждают, что использование моделирования в качестве одного из методов обучения приводит к значительному повышению эффективности результатов обучения.     

Моделирование может осуществляться следующими способами, которые не предполагают серьезных и масштабных исследований, а проходят с помощью сравнения каких- либо предметов, явлений с их копиями или аналогичными субстанциями. Тогда как сложное моделирование предполагает модель, основанную на всестороннем изучении объекта с обозначением его признаков.

Схематичное моделирование рассматривает внешние общие признаки изучаемого объекта, связей и взаимоотношения этих признаков. Подробное или детальное моделирование это прежде всего содержание и его подробные детали. Модели такого рода учитывают все взаимосвязи и взаимосвязи структуры, а также и функционирование различных сторон объекта исследования.

Краевский В.В. описывает модель как "систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования".[3] Соответственно, понятие  «модель» определена четырьмя признаками: система, которую мысленно представили и которую необходимо реализовать материально; отражающая объект исследования; замещающая объект исследования; способная предоставить новое знание об объекте.

Бабанский Ю.К. выделяет шесть наиболее значимых параметров, включающих в себя множество факторов таких как закономерности и принципы обучения, цели и задачи обучения, содержание предмета и предметной области, учебные способности и возможности обучающихся, внешние факторы и возможности педагогов.

 Мы предполагаем, что выбор модели обуславливается совокупностью всех перечисленных параметров. Моделируя систему, необходимо описать то, как компоненты этой системы зависят друг от друга, взаимодействуют между собой и то как они взаимосвязаны.

В любом исследовании, в том числе и педагогическом, важна практическая ценность, направленность модели. Очень важна логика этапов построения модели и то, насколько грамотно учтены основные принципы моделирования - наглядность, определенность, объективность, поскольку именно эти принципы определяют, как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании.[4]

Таким образом, моделирование представляет собой процесс создания, исследования и использования моделей.  Формы моделирования разнообразны и напрямую зависят от используемых моделей и той сферы, в которой их применяют. По характеру моделей традиционно выделяется предметное и знаковое (информационное) моделирование.[5] Функции моделирования: дескриптивная, прогностическая и нормативная. Дескриптивная функция заключается в простом изложении наблюдаемых процессов. Прогностическая функция моделирования позволяет спрогнозировать свойства, которые будут присущи моделируемой системе. Нормативная функция выстраивает образ модели в соответствии с теми или иными требованиями.

Управление образовательной организацией подразумевает управление всеми процессами, происходящими в ней. Современный руководитель не может обойтись без метода моделирования, ведь ему приходится моделировать деятельность по управлению не только персоналом, но и управлению качеством образования, деятельность по стратегическому развитию.

 

 

 

 

Библиографический список

Составная часть документа

……из журнала

ДахинА.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. C. 21-26.

Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с. ISBN5-8428-0038-1

Электронные ресурсы

Ресурсы Интернет

Богатырев А.И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) Электронный ресурс/ А.И. Богатырев// Издательский дом «Образование и наука». Режим доступа:  http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm

 

 

[1] Дегтярёв Ю.И. Системный анализ и исследование операций. – М.: Высшая школа, 1996.

[2] ДахинА.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и... неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. C. 21-26.

[3] Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с. ISBN5-8428-0038-1

[4]   Богатырев А.И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) Электронный ресурс/ А.И. Богатырев// Издательский дом «Образование и наука». http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm

[5] Богатырев А.И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) Электронный ресурс/ А.И. Богатырев// Издательский дом «Образование и наука». http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm