СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ «БЕЗ ПАТРОНА» В ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ

IMPROVEMENT OF TRAINING "WITHOUT A CARTRIDGE" IN SHOOTING TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Методика обучения базовым приемам стрельбы на различных этапах обучения должна включать в себя методы обучения спортивной стрельбы.

Подготовку слушателей образовательных организаций правоохранительных органов к выполнению стрелковых упражнений из боевого ручного стрелкового оружия необходимо начинать с подготовительных упражнений, предусматривающих тренировку без использования боеприпасов («без патрона»). Целью таких упражнений является формирование у начинающих стрелков понятия техники выполнения отдельных простых действий, являющихся основой технической подготовки любого стрелка среднего уровня. Потом, по степени тренированности, постепенно объединяются отдельные элементы в гибкую, пластичную систему согласованных действий. Например, только после освоения навыка принятие исходной стойки, можно переходить к технике извлечения оружия из кобуры. Далее переходим на правильность хвата пистолета и процесс прицеливание. Можно переходить к последовательной отработке спуска, и лишь после достижения определенной точности ощущения нажима на спусковой крючок приступать к совмещению наведение на мишень и спуска. Пренебрегая этим   требованиям, как правило, ведет к несогласованности и снижению точности действий обучаемого, а также может повлечь психологические срывы и отказ от продолжения целенаправленных тренировок. [1, 24-28]

При формировании первоначальных умений и навыков необходимо учитывать перечисленные выше специфические особенности их формирования у обучаемых. На этапе начальной подготовки следует принимать во внимание основные закономерности обучения, составляющие содержание педагогического метода разучивания сложного двигательного действия по частям (расчлененного разучивания упражнения):

  • расчленение приема (сложного действия) на части (элементарные действия) и обучение выполнению каждого элемента в отдельности;
  • последовательное объединение в группы и слитное выполнение отдельных элементарных действий и их групп, а затем, после правильного (точного) их выполнения, – выполнение приема в целом;
  • автоматизация действий, которая формируется постепенно, путем многократных упражнений.

Начальным условием продуктивной подготовки начальной стрелковой базы слушателей является обязательная и постоянная тренировка «без патрона». Дополняя стрельбу, она имеет ряд методических преимуществ перед ней. Во-первых, отсутствие отдачи оружия позволяет обучаемому хорошо контролировать свои действия в ответственный момент «выстрела». Во-вторых, отсутствует звуковое раздражение, что также способствует концентрации внимания на наиболее важном моменте «выстрела». В-третьих, не отвлекается внимание на подсчет очков и на рассмотрение пробоин. Создаются благоприятные условия для большего сосредоточения внимания на технических элементах, совершенствовании техники стрельбы и расширении функциональных возможностей организма обучаемого. Особенно успешно при тренировке «без патрона» решаются вопросы выработки функциональной статической выносливости и координации действий, стрельба же используется как средство проверки проделанной работы.

По статистике подготовки слушателей на начальном этапе при отработке действий и работа с оружием «без патрона», примерно месяц упорной тренировке добиваются положительного результата при стрельбе. Начинать тренировочный процесс с пистолетом необходимо с положения стоя.

Буквально с первых занятий необходимо приучить обучаемых к постоянной тренировке без производства выстрела, до выполнения упражнения с боевым патроном, и указать им, что без тренировки невозможно достичь хорошего результата.

В соответствии с теорией по огневой подготовки, около 70% времени спортсмены стрелки проводят, тренируясь без производства выстрела («без патрона») [2. 206]

Одно из наиболее часто встречающихся проблем, возникающих при обучении слушателей, является боязнь выстрела и отдачи. Со стороны это выглядит как непроизвольное, спазматическое нажатие на спусковой крючок.

В данных ситуациях может оказаться целесообразным перейти к оружию со слабой отдачей, например, пистолет «Марголин», «Марго».

В «без патрона» тренировке также возможно использование тренажера «СКАТТ», который может оказать помощь при подготовке обучаемых, когда у них еще не сформировано представление о механизме производства выстрела.

Для работы с тренажером стрелок закрепляет на оружии датчик, который постоянно с высокой точностью следит за перемещением ствола относительно мишени и передает эту информацию в компьютер. Синхронно с прицеливанием на экране компьютера изображается траектория перемещения оружия на фоне мишени. Момент выстрела фиксируется на экране пробоиной.

Одним из преимуществ тренажера является то, что он закладывает основы для производства технически правильного выстрела, а у стрелка появляется возможность объективной оценки устойчивости и точности прицеливания. Благодаря использованию тренажера стрелок получает возможность самостоятельно контролировать производство выстрела с момента начала прицеливания до момента удержания оружия после выстрела.

Особенностью данного тренажера является тот факт, что производство выстрела при выполнении упражнений не сопровождается звуковым сигналом, что позволяет стрелку не отвлекаться на менее существенные моменты и сосредоточиться на главном – производстве обдуманного и качественного выстрела. В свою очередь, производство качественного выстрела возможно лишь благодаря неукоснительному выполнению обязательных элементов выстрела: изготовка, хват, прицеливание, дыхание, обработка спускового крючка и удержание оружия после выстрела.

Параметры, которые можно контролировать с помощью тренажера: устойчивость (зависит от совокупности элементов: прицеливание, нажим на спусковой крючок, удержание оружия); ошибки в прицеливании (неправильная картинка мушки с целиком); контроль над проведением оружия непосредственно в момент выстрела. [2 ,206]

На первых занятиях необходимо следить за нажатием спускового крючка лазерного тренажера. За движением пальца надо следить как бы со стороны. Если палец при движении остановился, то необходимо отложить выстрел и опустить руку при этом в мишень не смотреть. После некоторой паузы возобновляем подъем руки и начинаем планомерно нажимать на спусковой крючок. Много попыток нажатия на спусковой крючок и откладывание выстрела, как правило приводит к грубым ошибкам. По времени 5-10 секунд   от подъёма руки до производства выстрела. В момент подъема колебания руки находиться в максимальном значении только после закрепления кисти амплитуда колебании уменьшается. Кроме того, начинается утомления глаза, который находиться в напряжении.

При работе на лазерном тренажере нужно включать лазерный луч на непрерывный режим. В этом режиме видно на мишени движения луча и незначительные колебания. Напоминаем, что выстрел должен произвести от 5 до 10 секунд без дожимав на спусковой крючок. Именно в этот момент должен произвести смелое нажатие на спусковой крючок, с контролем движения указательного, с зафиксированной кистью. Выстрел должен произойти неожиданно. Если будем ожидать выстрел, то будет срыв выстрела т.е. произойдёт не произвольное движения кистью.

При медленной стрельбы неожиданный выстрел может произойти в течении нескольких секунд, а при скоростной до сотых доли секунд. Выстрел должен быть произвести неожиданно, только при этом условии можно исключить выполнения грубых ошибок.

Грубые ошибки, как правило приводят к значительным отрывам в мишени, вызваны не произвольной реакцией организма на ожидаемый выстрел. Отдача пистолета при выстреле вызывает страх у стреляющего и в последствии этого прилагает усилия кисти для удержания пистолета в руке. Очень часто бывает срыв пистолета и происходит до начала срыва курка с боевого взвода. Время от срыва курка до вылета пули из канала ствола очень мало. Поэтому малоопытному стрелку сложно увидеть ошибки. Если посмотреть со стороны на выполнения выстрела малоопытного стрелка, то видно, что в момент выстрела начинается удерживание оружия в руке противодействуя отдачи. Кроме того, ожидаемый выстрел сопровождается морганием, свои ошибки увидеть просто невозможно. [3, 127-129]

  Кроме тренажера можно использовать и статическую тренировку из любого вида ручного стрелкового оружия. Выполняется из пистолета из положения стоя, удерживая в районе мишени с прицеливанием около 3 минут один подход, отдых одна минута и повторяем еще два раза. Такое упражнения необходимо выполнять каждую тренировку. Это дает статическую выносливость мышц плечевого пояса, которые нужны при стрельбе из пистолета. И повышает концентрацию внимания на мушку с целиком.

Такое же упражнения применяется для автомата, только в разных положениях, лежа до двадцати минут, колено до пятнадцати минут и стоя до дести минут. В автомате очень важно устойчивое положения стрелка, успех хорошего выстрела зависит от этого. На нажатия на спусковой крючок зависит меньше че на пистолете.

Таким образом, на всех этапах   обучения стрельбе слушателей образовательных организаций правоохранительных органов методика обучения должна содержать приемы обучения стрельбе, в первую очередь, постоянные тренировки без производства выстрела («без патрона») и отработку упражнений по разделениям. Широко применять все технические средства для отработки технике выстрела «без патрона», с использованием технике практической стрельбы. И использованием статических упражнений в разных положениях. Применения технических средств и статических упражнений не являются залогом успеха, только систематические тренировки дадут положительный эффект и желаемый результат.

 

Литература

1.Афанасьев А.В. Экспериментальное обоснование продолжительности первоначального этапа обучения огневой подготовке в вузах МВД России / А.В. Афанасьев, О.А. Овчинко // Состояние и перспективы совершенствования методики огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов: материалы и рекомендации Всероссийской научно-практической конференции / СибЮИ МВД России. – Красноярск, 2008. – С. 24-28.

2.Кинль В.А. Пулевая стрельба / В.А. Кинль. – Москва: Просвещение, 1989. – С. 206.

 3.Уразаева Г.Т., Попов И.Е. К вопросу о некоторых особенностях применения компьютерного тренажера «СКАТТ» // Состояния и перспективы совершенствования методики огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов: материалы и рекомендации Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2010. С. 127-129.