ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

GENDER-ORIENTED APPROACH IN MODERN SCHOOL

Половая принадлежность была и остается одной из основополагающих характеристик личности человека. Каждый из нас родился и развивался как представитель одного из полов и в то же время, личность имела мужскую или женскую идентификацию. Образование выступает как важнейший социальный институт, который диктует базовые системы ценностей, норм, ролей. Важнейшей целью гендерного подхода является необходимость создания условий, обеспечивающих максимальную самореализацию каждого индивида, независимо от пола. Стоит заметить, что долгое время образование было «бесполым»: образовательные программы и технологии совершенно не учитывали психологических особенности гендеров. В последнее десятилетие гендерный подход все активнее внедряется в педагогическую теорию и практику, в связи с чем, специалисты, умеющие использовать гендерно-ориентированный подход в своей практике все больше вызывают интерес у руководителей образовательных организаций.

Стоит начать с того, что гендер – специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определят социальное поведение представителей полов.  Отсюда следует, что сам гендерный подход в обучении должен учитывать гендерные психологические различия и тем самым обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания и формирования личности школьника.

В учебниках по педагогике часто можно найти информацию о различной познавательной активности учеников разного возраста, но редко говориться о различиях между детьми разного пола.

Девочки и мальчики, согласно исследованиям В.Д. Ермеевой и Т.П. Хризман, по-разному получчают и обрабатывают информацию, получаемую из окружающего их мира. Из-за различий деятельности мозга мальчиков и девочек, стандартный подход обучения не всегда может принести высокий результат. Мальчики лучше выполняют задания, если в формулировке присутствует элемент поиска, для девочек же лучше при подготовке задания описать принцип выполнения, после чего для закрепления навыка предложить им выполнить задание самостоятельно. Причем большее внимание зрительным стимулам следует применять при работе с мальчиками, а слуховым стимулам – девочкам. 

За решение логических задач отвечает левое полушарие головного мозга. К старшим классам левое полушарие юношей станет работать лучше, чем левое полушарие девушек, однако в средней школе мальчикам требуется обучение с упором на образность, жизненность. Мальчикам-ученикам средней школы нужно понять жизненность ситуации, они должны понять принцип, смысл.

Поощрение необходимо включать в работу как с мальчиками, так и с девочками, но эмоциональное поощрение успеха запомнится женскому полу, в то время как мужскому полу эмоциональное поощрение будет не столь значимо. Для представителей мужского пола при поощрении необходим материальный компонент.

Так же, не менее значимой целью является необходимость научить школьников самостоятельно получать, отбирать, анализировать, оценивать достоверность информации, а также научить ребенка применять ее различными способами. Каждый обязательный школьный предмет должен внести определенный вклад в формирование логико-языковой культуры учащегося. По словам Левченко Ирины Витальевны, которая является заместителем заведующего кафедрой информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета: «понимание определений и сущности понятий, овладение терминологией и символикой, рассмотрение примеров формализации и интерпретации данных в процессе обучения информатике оказывают большое значение на формирование мышления учащихся, их интеллектуальное и общее развитие».

Построение уроков с учетом гендерных особенностей школьников требует отбора учебного материала и применение методов и форм обучения, которые адаптированы под определенный пол, иными словами, они должны соответствовать нужному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками.

При построении урока информатики на основе гендерно-ориентированного подхода следует учитывать то, что при одинаковых условиях мальчики и девочки ведут себя по-разному, приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления, поэтому существует необходимость соответствия между типами изложения материала и типом мышления.

 

Список литературы:

  1. Макарова А. И. Гендерная компетенция будущего педагога // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя. Сб. материалов научной конференции. Киров, 2013, с. 558–562.
  2. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному: Нейропедагогика– учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. Самара, 2010. 160 с.
  3. Клецина И.С. Гендерная психология. – СПб., - 2009.
  4. Баурова Ю.В. Разнополое обучение: гендерный подход // Директор школы. 2012. № 4
  5. Ермеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – СПб., 1998