ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Уровень развития финансового рынка определяется фундаментальными характеристиками социально-экономического положения страны: диверсифицированностью экономики, уровнем благосостояния населения, развитостью государственных и правовых институтов, степенью интеграции внутреннего финансового рынка в глобальные рынки капитала и другими. Модель финансового рынка России во многом схожа с моделями других стран с  формирующимися рынками. Ее основными чертами являются доминирование банков над некредитными финансовыми организациями (НФО), опора экономических агентов при инвестировании на собственные средства, преимущественная роль бюджетного и межфирменного каналов в  перераспределении финансовых ресурсов по  сравнению с каналом финансового посредничества.

Слабое развитие рынка капитала и отсутствие прочного базиса институциональных инвесторов в  лице страховых компаний и  пенсионных фондов ограничивают возможности экономики по  трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции, необходимые для устойчивого роста экономики и  повышения благосостояния граждан. Приток иностранных инвестиций в последние годы существенно замедлился из-за  ограничения доступа к  внешним рынкам капитала вследствие введенных рядом стран финансово-экономических санкций в отношении России[1].

Российский финансовый рынок имеет и другие особенности. К ним относится довольно высокий уровень концентрации в отдельных секторах, в первую очередь – в банковском, где на пять крупнейших кредитных организаций приходится 60,4% совокупных активов всего сектора. Активность населения на финансовом рынке остается низкой. В структуре сбережений населения доминируют банковские депозиты, что во многом обусловлено мерами Банка России, укрепившими надежность банковской системы (в том числе стабильностью функционирования системы страхования вкладов), а также исторически низким доверием к  небанковским финансовым посредникам из-за деятельности теневых и недобросовестных участников рынка[2].

Недобросовестность продавцов финансовых услуг порождает ответную реакцию со  стороны потребителей. Уровень доверия граждан к  финансовым организациям крайне неоднороден, но 26% граждан считают невозврат кредита допустимым, а  38% полагают, что небольшая задержка во внесении платежей по  кредиту не  страшна. Очевидно, что это является следствием не столько низкого этического уровня российских заемщиков, сколько их низкой осведомленности в финансовых вопросах (например, непонимание значения кредитной истории).

Последнее подтверждается исследованием финансовой грамотности, проведенным в 2016 году Организацией экономического сотрудничества и  развития в 26 странах, по результатам которого Россия заняла 23-е место.

Доверие  – долгосрочный социальный капитал, который формируется и нарабатывается годами. Его фундаментом является своевременное выявление, предупреждение и  пресечение недобросовестного поведения и финансовых проблем финансовых организаций, создающих угрозу средствам кредиторов. Несмотря на проведение комплекса мероприятий по  повышению устойчивости финансовых организаций, процесс очищения российского финансового рынка от  слабых и  недобросовестных игроков окончательно не завершен. Вместе с  тем важно иметь возможность реагировать на проблемы на ранней стадии, тем самым предотвращая ущерб для потребителей финансовых услуг и  для стабильности финансового рынка.

Расширение возможностей применения профессионального суждения, внедрение в надзорную практику стресс-тестирования позволят перейти к  проактивному подходу к  надзору без увеличения регуляторной нагрузки на добросовестных игроков. Важными составляющими доверия являются также сформировавшиеся на рынке типовые способы взаимодействия, называемые этической культурой, а также институт деловой репутации. Доверие на финансовом рынке формируется, когда регулярный опыт взаимодействия доказывает, что его участники действуют профессионально, соблюдают закон и соответствуют высокому деловому стандарту, а также четко понимают, каким образом положительная деловая репутация повышает их рыночные возможности.

В системе регулирования отечественного финансового рынка вопросы предотвращения конфликта интересов, персональной ответственности менеджмента и  собственников финансовых организаций за нарушения раскрыты недостаточно подробно. В последние годы российский финансовый рынок прошел через множество регуляторных изменений. Эти новации при всей их важности и позитивном влиянии на  долгосрочное развитие требуют от  финансовых компаний подстройки операционных процессов и  создают ряд неудобств. Кроме того, частая смена правил может негативно сказываться на понимании населением происходящих изменений и, как следствие, на доверии граждан к  рынку в  целом. В  этой связи важной задачей регулятора является нахождение сбалансированного темпа развития, комфортного для всех участников финансового рынка.

Внедрение технологических инноваций в  финансовую индустрию является важнейшим глобальным феноменом последних лет, и его темп с каждым годом ускоряется. Применение цифровых технологий для предоставления финансовых услуг (цифровизация) стимулирует инновации в финансовой сфере. Цифровизация в настоящее время является важным драйвером для развития финансового рынка, появления более удобных и безопасных продуктов и сервисов. Применение цифровых технологий предполагает фундаментальное изменение принципов предоставления услуг и бизнес-процессов взаимодействия компаний с клиентами, другими участниками финансового рынка и регуляторами, а также увеличение объемов и скорости транзакций за счет использования новых цифровых инструментов и  платформенных решений.

Клиентоцентричность становится основным фактором успеха компаний, и  именно она диктует дальнейшие направления развития технологий. Повышается доступность финансовых услуг за счет появления новых способов их предоставления, расширяется продуктовая линейка для потребителя. Для участников финансового рынка внедрение новых технологий означает снижение издержек, возможность адаптировать услуги под запросы клиентов за счет эффективной обработки данных, облегчение обмена информацией.

Технологические инновации ведут к  повышению эффективности финансового рынка, снижают стоимость входа на  рынок новых компаний, формируют потребительские предпочтения. Избавляя потребителя от  необходимости привлекать дополнительных посредников, финансовые технологии оказывают давление на  традиционные бизнес-модели финансовых институтов, усиливая конкуренцию со  стороны новых способов предоставления финансовых услуг. Объем услуг, предоставляемых с применением финансовых технологий, пока чрезвычайно мал по сравнению с размером традиционных форм финансовых операций, но  темпы его роста впечатляют. Взрывной рост технологий сопровождается появлением значительного количества небольших финансово-технологических компаний. Банки и другие финансовые институты чаще всего предпочитают выстраивать сотрудничество с такими компаниями. В  то  же время в  конкурентную борьбу уже вступили глобальные цифровые гиганты, что может радикально изменить ландшафт финансового рынка в  ближайшие годы. Alibaba, Apple, Facebook, Google, Amazon, Baidu и  другие компании этого калибра уже начали полномасштабную экспансию на  рынок финансовых услуг, в том числе в России[3].

Получение услуги «в один клик» – быстро складывающийся новый «стандарт» потребительских привычек на  финансовом рынке. С  учетом сопутствующей тенденции к  стандартизации финансового продукта создаются предпосылки для платформенных решений доставки финансовых продуктов, способной привести к  доминированию дистрибьюторов над первичными производителями.

Ключевым фактором в такой модели становится эффективность, то  есть низкие удельные издержки, от которых зависит цена и удобство доставки продукта пользователю. Здесь может сказаться конкурентное преимущество крупных технологических компаний, получающих возможность монетизировать накопленные ими массивы данных о  потребителях. Указанная модель в случае реализации может кардинальным образом изменить конкурентную среду на финансовом рынке. В то же время традиционные финансовые институты ради выживания будут вынуждены трансформироваться. Помимо открывающихся возможностей широкое внедрение финансовых технологий несет в себе потенциальные риски для участников рынка и  стабильности финансового рынка, управление которыми может потребовать нестандартных методов.

Очевидно, что оптимальные меры по регулированию данной сферы не должны сдерживать инновации, что потребует достижения разумного баланса между защитой прав потребителей, их персональных данных и рыночной эффективностью. Стимулирование внедрения финансовых технологий осуществляется посредством создания благоприятной технологической и регуляторной среды для тестирования и внедрения инноваций. Важной мировой тенденцией является применение новых технологий для повышения эффективности деятельности регуляторов. Все чаще используется термин SupTech14, под которым понимается совершенствование существующих методов надзора и регулирования с помощью новых технологий для обеспечения эффективных способов выявления и  оценки рисков, сбора и  анализа данных.

На  российском финансовом рынке данная тенденция выражается в  совершенствовании механизмов взаимодействия Банка России и поднадзорных организаций: развитие личного кабинета участника информационного обмена, использование новых форматов предоставления надзорной информации и так далее. Встречное направление – RegTech15 – предполагает использование поднадзорными финансовыми организациями инновационных технологий для повышения эффективности выполнения регуляторных требований и  управления рисками, что позволяет финансовым организациям быстрее и с меньшими затратами осуществлять требования внутреннего контроля.

Будущее российского финансового рынка зависит в том числе от ответов на вопросы, которые ставят финансовые технологии, поскольку цифровизация, повышая доступность, удобство пользования финансовой услугой и  снижая ее цену, создает новые и  усложняет прежние вызовы.

Вызовы и возможности для российского финансового рынка[4]:

1) Удаленная идентификация должна решить проблему физической доступности финансовых услуг и  кардинально преобразовать основывающиеся на физическом присутствии бизнес-модели участников финансового сектора. При этом важно обеспечить эффективную защиту предоставляемой клиентами персональной информации.

2) Киберугрозы представляют опасность не  только для отдельных потребителей, но  и  для всей системы в целом, так как непредвиденные сбои могут вызвать масштабные последствия (порождая ценовые шоки, риски непрерывности функционирования, синхронное поведение алгоритмов), создавая угрозы финансовой стабильности, в том числе на глобальном уровне.

3) Использование искусственного интеллекта и машинного обучения связано с  проблемами интерпретации и  проверки данных математических моделей участников рынка, которые могут приводить к ошибочным решениям и  повышению рисков для финансовой стабильности.

4) Медленные процедуры изменения регуляторной среды (не  менее года) по  сравнению с  быстрыми процессами внедрения финансовых инноваций (time-to-market менее трех месяцев), размывание традиционных границ финансового рынка, усиление фрагментации и  сложности устройства финансового сектора создают вызовы традиционной системе регулирования.

5) Использование технологий «больших данных» (Big Data) способствует привлечению и  удержанию клиентов  – потребителей финансовых услуг, формированию конкурентной среды, противодействию мошенничеству в финансовой сфере, но одновременно сопряжено с рядом рисков. Среди них – риски потери управления, контроля над данными и их несанкционированного использования, ограничения конкуренции в части доступа к персональным данным, неоптимальности сбора и хранения данных, ошибок в интерпретации данных специалистами и пользователями.

Таким образом, любая из ключевых функций финансового рынка – трансформация сбережений в инвестиции, ценообразование, обеспечение платежей и расчетов, передача риска – может быть нарушена или искажена вследствие отсутствия равных условий коммерческого соперничества. Недостаточный уровень конкуренции снижает доступность, повышает издержки, формирует пассивное отношение к  внедрению технологических инноваций, то есть в  совокупности препятствует развитию финансового рынка. Развитая конкурентная среда и  добросовестная конкуренция, напротив, являются одной из предпосылок его эффективной работы.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Сорнетте, Дидье Как предсказывать крахи финансовых рынков. Критические события в сложных финансовых системах / Дидье Сорнетте. - М.: И-Трейд, 2016. - 491
  2. Сорос, Джордж Новая парадигма финансовых рынков / Джордж Сорос. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 192 c.
  3. Сорос, Джордж Первая волна мирового финансового кризиса. Промежуточные итоги. Новая парадигма финансовых рынков / Джордж Сорос. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 272 c.
  4. Теплова, Т.В. Инновации на финансовых рынках / Т.В. Теплова. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2013. - 420

 

[1] Сорос, Джордж Первая волна мирового финансового кризиса. Промежуточные итоги. Новая парадигма финансовых рынков / Джордж Сорос. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 272 c.

[2] Теплова, Т.В. Инновации на финансовых рынках / Т.В. Теплова. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2013. - 420 c.

[3] Теплова, Т.В. Инновации на финансовых рынках / Т.В. Теплова. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2013. - 420 c.

[4] Сорос, Джордж Новая парадигма финансовых рынков / Джордж Сорос. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 192 c.