НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

SOME QUESTIONS OF MODERN DESIGN IN THE AREA OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNANCE

Проектная деятельность в органах исполнительной власти представляет собой способ управления и координации разрабатываемыми на уровне хозяйствующих единиц проектами и программами с целью решения всеохватывающих задач народно-хозяйствующего значения способом расчета технико-экономических данных, приводящихся в каждой стадия жизненного цикла проекта [4].   

Признаками реализации управления проектами в органах исполнительной власти являются соответствующие характерные качества [11, 12]:

Цели первоначально только лишь намечаются, и имеется потребность их исправления;

- сроки и продолжительность проекта в последующем подлежит уточнению;

- расходы на проект не оптимизированы и находятся в зависимости от бюджетных ассигнований, но никак не от сроков реализации проекта или его актуальности;

- ресурсы выделяются по мере потребности и в рамках возможного; 

- нормативные изображения происходят без проведения крупных преобразований;

- организационная культура не учитывает риск и инновации;

- наблюдается пассивность государственных и муниципальных служащих, которые воспринимают только инициативы, спускаемые сверху.

С теоретической точки зрения преимущества использования проектного подхода отражаются в достижении конечного результата и соблюдении сроков, в точном разделении личной ответственности, в управлении проектами, в создании благоприятной административной среды, в оптимизации и улучшении качества предоставляемых услуг.

Однако с точки зрения нормативного регулирования и разработки стандартов использования проектного управления в органах государственного и муниципального управления отечественная практика довольно сильно отстаёт.

Опыт проектного управления в других странах дает возможность отметить следующие уровни стандартизации [2, 5, 6]:  

- международные стандарты – получившие международное признание в ходе собственного развития, в результате становятся применимы в целях международного использования;

- национальные – создаются с целью примирения внутри конкретного государства, получившие национальный статус в ходе развития;

- общественные – подготовленные и принимаемые обществами экспертов с целью обеспечения самой деятельности;

- корпоративные – создаются с целью объединения крупных компаний или групп связанных компаний.

Для того чтобы специалист в области управления проектами считался достаточно компетентным, он должен пройти сертификацию, а также квалификационный экзамен, на основе одного из национальных стандартов.

Так методология PMI (Project Management Institute) описывает управления проектами с помощью методов аналитических работ, совокупности стандартных процессов и систем искусственного интеллекта с целью прогнозирования результативности проекта [8, 9, 10].

Стандарт основан на определенных процедурах проектного управления, которые должны быть освоены специалистом:

- умение определять требования к проекту, четко различать проектную и процессную деятельность.

- умение выражать определенные, последовательные, достижимые цели.

- выявлять конфликты интересов, обладать способностью их своевременно изолировать.

- мгновенно реагировать на изменения внешней и внутренней среды реализации проекта, уметь модифицировать планы и методы деятельности, для результата максимальной эффективности работы над проектом.

Широкий спектр навыков, необходимых специалисту в области проектного управления, структурирован и стандартизирован таким образом, чтобы его можно было применять в каждой области управления.

При этом существуют конкретные критерии допуска к экзамену с целью получения сертификата PMI. Специалист-претендент должен иметь как минимум среднее образование и опыт работы в проектной деятельности в объеме не менее 1500 часов. Чтобы сдать экзамен, кандидат должен появиться в одном из офисов, находящихся почти во всех странах мира, и сдать тест на компьютере. Сертификационный экзамен PMI складывается из 150 контрольных вопрос, 15 из которых считаются тестовыми, а остальные - зачетными.

Стандарт Международной ассоциации проектного управления (IPMA) основан на трех основных компонентах [3, 8, 13]:

Объекты управления, которые включают проекты, программы, системы и организации, описанные в терминологии жизненного цикла;

- субъекты управления – все без исключения стороны, вошедшие проект или программу, которые осуществляют  управление и реализацию;

- процессы управления, которые состоят из инициирования, планирования, исполнения, и дальнейшего контроля проекта, а также анализа и корректировки этих планов и операций в ходе осуществления проекта.

Основным этапом процесса управления представляется закрытие проекта в целом либо одного из его этапов.

Таким образом, цель введения стандартов управления проектами и деятельности государственных и местных органов власти представляется многоаспектной. Исследование опыта других стран сможет помочь в создании собственного уникального стандарта, цель которого будет заключаться в упорядочении знаний проектного управления для нужд исполнительной власти различных уровней, с тем чтобы увеличить результативность и эффективность их деятельности в новых экономических реалиях. В то же время, никакие инновации в управлении не выявят нужного эффекта в неподготовленной среде. Введение информационных технологий управления обязано сопровождаться модификацией организационной культуры специалистов органов государственной и муниципальной власти и управления.

 

Список литературы

  1. Арчибальд Р. Д., Воропаев В. И., Секлетова Г. И. Системная методология управления проектами м программами [Электронный ресурс].  URL: http://www.pmonline.ru/  (дата обращения 16.01.2020).
  2. Вахитова А.З., Иванов И.А., Кузяшев А.Н., Рыбкина Е.К. Актуальные вопросы проектирования рабочего места // Научный электронный журнал «Меридиан».  2019. № 15 (33). С. 279-281.  [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41579630 (дата обращения: 05.02.2020).
  3. Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н., Шаяхметов И.Ф. Криптовалюта - новая парадигма мировой экономической системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. - Издательство БАГСУ при главе РБ. - Уфа.- 2018. - № 4(142)., С.104-108. ISSN: 2072-8697- [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35359957 (дата обращения: 05.02.2020).
  4. Дементьев В. В. Проектное управление в системе стратегического управления // Бюджет. 2014. №9. С. 32-35.
  5. Кудрявцева Е. П. Компаративный анализ стандартов в области управления проектами с точки зренияуправления качеством // ARS ADMINISTRATRANDI. 2016.№6. C. 66-73.
  6. Кузяшев А.Н., Утяшев А.Т. Методы подбора персонала в организации: проблемы и пути их решения // Экономика и бизнес: экономика и практика. Международный ежемесячный научный журнал, № 11-2 (57), ноябрь 2019 г. С. 42-45. DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11347 [Электронный ресурс]. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=41593088 (дата обращения: 04.02.2020).
  7. Об утверждении методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти: Распоряжение Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г.26Р-АУ [Электронный ресурс]. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ. – правовой системы «Консультант плюс».
  8. Павлов А. Н. Опыт управления проектами на основе стандартов PMI РМВОКФ. Изложение методологии и опыт применения. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. 208 с.
  9. Пайдиев К.Е., Кузяшев А.Н. Профессионализм и возраст // Colloquium-journal. 2019. № 25-4 (49). С. 65-67. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41522759 (дата обращения: 04.02.2020).
  10. Решетников М.А., Кузяшев А.Н. Актуальность теории Адама Смита // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 15 (33). С. 783-785. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41579652  (дата обращения: 05.02.2020).
  11. Синявский Д. А., Моргунова Н. В., Омаров Т. Д. Исследование практики управления проектами в органах государственной власти и местного самоуправления // Экономика и управление. 2017. №8(93). С.96-100.
  12. Шакртдинова Я.В., Кузяшев А.Н., Рахматуллин Ю.Я. Вклад Фредерика Герцберга в развитие теории трудовой мотивации // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 2 (36). С. 189-191. [Электронный ресурс]. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=41803668  (дата обращения: 05.02.2020).
  13. Шмелева О.А., Кузяшев А.Н., Кучумова Ю.И. Некоторые вопросы, касающиеся контроля качества проекта // Научный электронный журнал «Меридиан».  2019. № 15 (33). С. 285-287. [Электронный ресурс]. URL:   https://elibrary.ru/item.asp?id=41579486 (дата обращения: 04.02.2020).
u