ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современном мире существует большое разнообразие информационных потоков, что повышает требования к развитию способностей человека. Творческие способности не только позволяют вносить вклад в развитие культуры, искусства, науки и общества в целом, но и могут выступать в качестве важного ресурса жизнедеятельности.

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее» [7], и сегодня вопрос о развитии творческих способностей является весьма актуальным, т.к. творческие люди являются двигателем прогресса.

Проблемами творчества психология стала заниматься с XIX века. Однако исследование творческих способностей в качестве отдельной проблемы длительное время не выделялось, и творческим признавался высокий уровень развития любых способностей.

В начале XX века, следуя задачам отбора детей, пригодных для школьного обучения, начинают разрабатываться интеллектуальные тесты. Творческие способности в это время отождествляются с интеллектом. При таком отождествлении о творческих способностях судят по уровню интеллектуального развития. В качестве основного метода измерения творческих способностей используются тесты интеллекта. Это направление продолжает разрабатываться и в настоящее время (Д. Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Дж. Равен).

Исследования, проведенные Л. Терменом в 20-е-70-е гг., показали, что высокоинтеллектуальные дети часто не реализуют себя в будущем. Наличие высоких показателей по тестам интеллекта не имеет прямой зависимости с проявлениями творческих способностей в более зрелом возрасте. И, наоборот, дети, не показавшие высоких академических успехов по тестам достижений, могут стать созидающими творческими личностями (Ч, Дарвин, А. Эйнштейн, Т. Эдисон и т.д.). Эти исследования положили начало разделению интеллекта и творческих способностей и выделению последних в самостоятельную проблему исследования.

Отечественная традиция исследования творчества уходит корнями в конец 19 – начало 20 веков (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Т.И. Райнов, А.Г. Габричевский, А.В. Бакушинский).

Ученые-психологи понимают под «творчеством» разное. Так, многие придерживаются мнения, что творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. «Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [2]. Сходное определение творческой деятельности дает Л.С. Выготский: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [4].

В работах отечественных и зарубежных ученых творчество рассматрива­ется во взаимосвязи с психическими процессами (восприятием, мышлением, речью, воображением), с личностными категориями объекта (направленностью, интересами, активностью, ориентацией). В психологии появляются новые понятия: «творческое мышление», «творческая активность», «творческая направленность», «творческая ориентация» и т.д. Исследователи (А.Л. Галин, В.Г. Маралов, Э.Д. Телегина и др.) изучают закономерности отмеченных взаимосвязей, а также механизмы их проявления и реализации в структуре личности.

Американский психолог А. Маслоу рассматривает творческую направленность человека как врожденную направленность, присущую всем, но которую большинство теряет под воздействием среды.

Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций [8].

Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач [3].

И.В. Львов считает, что творчество – это не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [6, 34-37].

Подытоживая все вышесказанное, можно дать определение творческих способностей. Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника [1].

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу – воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьезных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объеме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Именно эти качества и основываются на базе детского творчества. Так, вопрос развития в детях творческих способностей для их успешного становления как личности в будущем является актуальным.

Развитие творческих способностей у детей обусловлено большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей.

Творческие способности легче и чаще всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ребенка есть определенные склонности. Поэтому детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве деятельностей.

Социальная среда играет важную роль в формировании творческой индивидуальности. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводится 95 % влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5 % - наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким креативным потенциалом.

Однако вопрос о позитивном или негативном влиянии среды на развитие творческих способностей остается открытым. Если разделять точку зрения В.Н.Дружинина о том, что общая способность к творчеству или креативность присуща каждому человеку, а влияние среды, запреты, разные табу и социальные шаблоны только блокируют ее проявление, можно трактовать «влияние нерегламентированности поведения» как отсутствие всякого влияния. На этой основе развитие креативности в позднем возрасте выступает как высвобождение творческого потенциала от «зажимов», приобретенных в раннем детстве. Но если полагать, что влияние среды позитивно и для развития креативности необходимо подкрепление общей одаренности определенным влиянием среды, то идентификация креативного образца и подражание ему, стиль отношений в ок­ружении человека становятся формирующими воздействиями (В.Н. Дружинин) [5].

Чтобы определить критерии проявления творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и выявить особенности их развития, нами было проведено экспериментальное исследование особенностей развития творческих способностей детей.

В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста (22  девочки, 38 мальчиков).

Мы осуществили подбор и апробацию методик диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и экспериментально определили уровень развития их творческих способностей. Нами были использованы следующие методики: методики О.М.Дьяченко «Дорисуй фигуру» и «Сочинение сказки», тест дивергентного творческого мышления Ф.Вильямса, методика Э.Вартегга «Круги».

Методику «Дорисуй фигуру» О.М.Дьяченко мы использовали с целью выявления уровня развития творческих способностей, изучения оригинальности решения задач на воображение. При проведении методики использовались набор из десяти карточек с нарисованными на них фигурами (контурное изображение частей предметов), простые геометрические фигуры, цветные карандаши, бумага. Ребёнку нужно было дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась красивая картина. Количественная оценка степени оригинальности производилась подсчётом количества изображений, которые не повторялись у ребёнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносился с одним из шести типов решения задачи на воображение.

Анализ полученных данных  позволяет сделать вывод о том, что в исследуемых выборках у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития творческих способностей и оригинальности воображения. При изображении одного или нескольких объектов данные дети придумывали еще и воображаемый сюжет к данному объекту.

Целью использования методики «Сочинение сказки» О.М.Дьяченко было изучение развития творческого воображения на словесном материале. Ребенку давалось задание – сочинить сказку на предложенные темы. Каждому даются три темы – «Яблоко», «Зайчик», «Подарок». Уровень оригинальности сочиненной ребенком каждой сказки оценивался количественно.

Полученные данные позволили выявить, что вербальная часть развития творческих способностей развита в исследуемой выборке хуже. Высокий уровень вербальной составляющей не выявлен. У всей выборки преобладает  средний уровень и уровень «ниже среднего». В рассказах детей отмечалась слабая устойчивость замысла, отсутствие оригинальности содержания (пересказ сюжетов знакомой сказки), стереотипность персонажей и отсутствие детализации в описании образов персонажей.

Чтобы изучить развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста, мы использовали тест дивергентного (творческого) мышления Ф.Вильямса. В тесте испытуемому предлагается закончить изображенные фигуры оригинальным образом и дать название рисункам. По результатам тестирования сделался вывод об уровне развития четырех когнитивных факторов дивергентного мышления (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность), а также об уровне развития способности к словарному синтезу по названию рисунка (оценка вербального стиля мышления).

Исходя из показателей, было выявлено, что из всех факторов доминирующим у детей дошкольного возраста является фактор оригинальности изображения. И наименее развитым у детей стал показатель гибкости. Доминирующим является средний уровень развития дивергентного мышления.

Целью проведения методики «Круги» (Э.Вартегг) было изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов воображения (гибкость, оригинальность). Мы использовали бланк с 20 кругами диаметром в 3 см и секундомер. Испытуемому предлагался бланк с кругами и давалось задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. 

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет. Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю часть круга.

Результаты проведенного исследования показывают, что получены следующие средние данные по показателям: беглость (общее количество рисунков), гибкость (количество изображенных классов рисунков), оригинальность (количество оригинальных, редко встречающихся рисунков).

Таким образом, беглость как показатель использования большинства кружочков в процессе работы является доминирующим критерием творческих способностей детей. Наименее развитым качеством творческих способностей по данной методике является оригинальность как показатель необычности и нестандартности представленного образа.

Общий средний балл по выборке у первой группы находится в пределах низкого уровня развития творческих способностей. У второй группы средний балл по всей выборке соответствует среднему уровню развития творческих способностей, характеризующих невербальный компонент воображения и творческого мышления.

Формирующий этап экспериментального исследования включал разработку и апробацию программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.

Содержание программы было направлено на решение следующих задач:

  • развитие мотивации к творчеству;
  • развитие творческого воображения и творческого (дивергентного) мышления;
  • формирование мотивации и потребности в творческой деятельности;
  • развитие рефлексии и способности к выражению истинных чувств;
  • освоение различных способов творческой деятельности.

В результате реализации программы было проведено повторное диагностическое исследование, позволившее определить достигнутый уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы и осуществить сравнительный анализ предложенных арт-терапевтических условий.

В экспериментальной группе наблюдается рост процента детей с высоким и средним уровнем по всем четырем критериям развития творческих способностей.

Наиболее развитыми у детей экспериментальной группы стали мотивационно-ценностный и деятельностно-процессуальный компоненты развития творческих способностей, которые характеризовались в развитии таких универсальных творческих действий как: способность конструктивно превращать «нереальное» в «реальное»,  умение видеть целое раньше частей и переносить свойства знакомого предмета в новую ситуацию; гибкости, беглости и оригинальности творческого мышления.

В ходе проделанной работы мы выяснили, что творческие способности – это не просто умение ребенка красиво рисовать, петь или выражать себя в любом другом виде творческой деятельности. Творческие способности – это способность ребенка достигать своих целей, находить выход даже из той ситуации, которая на первый взгляд кажется безвыходной, умение легко и быстро находить решение проблемы, причем нестандартными инструментами или ресурсами, развитие способности к смелым и нестандартным решениям проблемы.

Развитие творческих способностей и воспитание творческой личности – важнейшая задача, которая стоит перед психологами и воспитателями дошкольных учреждений. Этот процесс охватывает все этапы развития личности ребенка, учит самостоятельно принимать решения, развивает свободу самовыражения и уверенность в себе.

Творческие способности есть у каждого ребенка. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того, насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал ребенка в будущем, развитие его как личности, как члена общества. Понимание того, что подразумевается под творческими способностями, расширит их проявление у детей.

 

СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аюпова Э.А. Содержание понятия «Творческие способности» как психолого-педагогического явления». Международный студенческий научный вестник. Магнитогорск, 2015.
  2. Бобров А.А. Путь к профессионализму. Учебное пособие для курса «Основы творческой деятельности журналиста». Москва: DirectMEDIA, 2014.
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Москва, 2002. 320 с.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
  5. Дружинин, В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2009. – 2-е изд. – 656 с.
  6. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. 2001. № 10. С.34-37.
  7. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Губского Е.Ф., М.:Инфа-М.,1997.
  8. Челышева И.В., Шалова С.Ю. Развитие творческого потенциала в профессиональной подготовке организаторов работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций. Монография. Москва, Берлин: DirectMEDIA, 2017.