ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ГИПЕРАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ

FACTORS THAT CAUSE HYPERACTIVITY BEHAVIOR IN CHILDREN

В современных педагогике, психологии и медицине особую актуальность приобретает проблема детской гиперактивности, так как число детей с диагнозом СДВГ (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью) постоянно увеличивается.  Многие специалисты связывают эту тенденцию увеличения со снижающимся общим уровнем состояния здоровья детей, с кризисом системы здравоохранения, заключающимся в нехватке специалистов, оборудования, недоступностью, или ограниченностью медицинской помощи, с непростым социально-экономическим положением в ряде регионов, и, как следствие - неудовлетворительном уровне родовспоможения и частых осложнениях при родах. Все эти факторы могут влиять на увеличение процента детей с различными проблемами здоровья. Впервые о таких детях в 1902 году заговорил в своей статье доктор George Frederic Still, он обнаружил, что эти дети имеют «дефект морального контроля», который был, по его мнению, унаследован в некоторых случаях, а в других явился следствием повреждений головного мозга во время беременности и родов и другой патологии. С этого момента началось изучение минимальной мозговой дисфункции, которая на протяжении уже более 100 лет изучается психологами, медиками и лежит в основе гиперактивного поведения детей.

 Первым описал чрезмерно подвижного ребенка еще в середине XIX века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. В своей работе Хоффман дал ему прозвище "непоседа фил.". Примерно в то же время - в конце XIX века Ф. Шольц в своей книге «Недостатки в характере ребенка. Вторая золотая книжка» выделил и описал группу детей, которую назвал «беспокойными, трудными». По мнению автора, такие дети от других отличаются тем, что у них развита подвижность всего организма единовременно – конечности находятся в беспокойном произвольном движении, но выполняются они не осознанно и уверенно, а, наоборот, излишне хаотично с неосознанными «метаниями» во все стороны. Шольц называл таких детей «трепещущими», а их болтливость считал ничем иным, как перенесением мышечного беспокойства на речевую область.  В XX веке, начиная с 60-х годов, медики начали выделять такое состояние как патологическое и дали ему название – «минимальные мозговые дисфункции» (минимальное расстройство функций мозга).  Как самостоятельное заболевание состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) начали выделять с 80-х годов прошлого века, тогда же его занесли в международную классификацию болезней, как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Это заболевание вызывается нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) и проявляется в том, что ребенку трудно на чем-то концентрироваться и удерживать внимание, его мозгу сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию, как следствие, у него возникают проблемы с памятью и обучением.

С целью изучения вопроса - что именно вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью проверены и проанализированы анамнезы сотни тысяч больных. И сегодня на этот счет существует много теорий, однако утверждать, что картина полностью очевидна, пока рано. В ней еще остаются белые пятна. Но и в Европе, и в Америке врачи успешно работают над изучением проблемы, и многие причины назвать уже можно. Они очень индивидуальны и в большинстве случаев включают в себя различных факторов, среди которых:

  1. Наследственная предрасположенность – то есть, генетический фактор. Как показали исследования, у подавляющего числа гиперактивных детей кто-то из близких родственников так же гиперактивен. В одной из таких работ обследовались родственники разных степеней у 59 гиперактивных детей и 41 здорового ребенка (контрольная группа). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в детском возрасте был диагностирован у 20% родителей детей, страдающих синдромом, и только у 5% родителей здоровых детей. После обработки результатов всех исследований прямых и двоюродных родственников, обнаружилось, что гиперактивность намного чаще встречается среди родственников именно гиперактивных детей, особенно по линии отца.
  2. Фактор родовой деятельности – это пренатальный и перинатальный периоды, они касаются здоровья матери и ребенка, как во время беременности, так и после нее. Возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у детей провоцируется в первую очередь ошибками при родовспоможении, стимуляция родовой деятельности, преждевременными, скоротечными или, наоборот, затяжными родами. А так же - воздействие наркоза, кесарево сечение, внутриутробная асфиксия новорождённых, кислородное голодание плода, которое может возникнуть при обвитии пуповиной, при позднем гестозе. Сюда же специалисты относят родовые травмы: органические повреждения головного мозга и шейно-воротниковой части позвоночника ребенка во время родов, токсикозы, угрозы выкидыша. Следующими побочными причинами возникновения у ребенка заболевания СДВГ являются необдуманное употребление женщины во время беременности алкогольных напитков, никотиновое отравление от процесса курения, применение ряда запрещенных лекарственных препаратов (снотворные, гормональные, транквилизаторы), перенесенные в перинатальный период инфекции, а также несбалансированное, неполноценном питании беременной женщины. К выше перечисленному относим такие заболевания женщины во время беременности, как: пневмония, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек, или иммунологическую, несовместимость с плодом (по резус-фактору). При сравнительном анализе анамнестических данный гиперактивных детей и их здоровых сверстников в первой группе чаще выявлялись молодые матери (моложе 20 лет), переношенная беременность или недоношенность.

Это все приводит к органическим поражениям центральной нервной системы (ЦНС) плода. Исходя из собранных материалов, важная роль в генезе СДВГ отводится раннему органическому повреждению ЦНС. При этом гиперактивность значительно преобладает среди мальчиков (соотношение мальчиков и девочек среди таких пациентов в среднем составляет 5:1). Это связывается с более высокой уязвимостью мозга мальчиков под влиянием пре- и перинатальных патологических факторов.

  1. Экологический фактор - окружающая среда. Некоторые исследователи высказывают предположение, что неблагоприятная экологическая среда, которая сейчас наблюдается во всех странах, играет определенную роль в увеличении количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ. Еще одной причиной, способной вызывать гиперактивность, многие ученые считают генномодифицированные продукты, в том числе содержащие большое количество сои.
  2. Нейрофизиологический и нейроанатомический фактор - это физическое недоразвитие и анатомические дефекты строения головного мозга.
  3. Пищевой фактор указывает на питательный рацион детей, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребенку намного важнее, чем другим детям придерживаться золотой середины в питании: минимум жареного, острого, соленого, копченого, больше вареного и тушеного, а также, максимум свежих овощей и фруктов. Как показали исследования, большинство гиперактивных детей страдают от недостатка организме цинка, магния, витамина В12 и основных жирных кислот. А высокое содержание углеводов в пище, наоборот, приводит у таких детей к ухудшению показателей внимания.
  4. Социально–психологический фактор рассматривает микроклимат внутри семьи. Такие негативные факторы как алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания. Исследования, проведенные Брязгуновым И.П., Касатиковой Е.В. показали, что две трети детей, страдающих гиперактивностью, это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи:

- С конфликтным климатом и «диктаторским» стилем воспитания в семье.

- С неблагополучным материальным положением.

- Неполные и многодетные семьи, а также, семьи, в которых отсутствуют оба родителя.

- Семьи с высоким уровнем психологической напряжённости (постоянные конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жёсткое обращение с ребёнком).

- Семьи с асоциальным образом жизни (аморальный образ жизни, алкоголизм, наркомания, психические заболевания у родителей, совершаемые ими правонарушения).

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что факторы, вызывающие гиперактивное поведение у детей, в основном носят медицинский характер. СДВГ – это медицинский диагноз и, соответственно, поставить его вправе только дипломированный врач на основе проведенной специальной диагностики. Родители, в свою очередь, могут заметить у ребенка особенности поведения, определенные симптомы и обратиться за консультацией к детскому неврологу и психологу. А затем вместе с ними начать помогать ребенку. В том случае, если диагноз «гиперактивность» поставлен в раннем возрасте и родители выполняют все рекомендации специалистов, то к школе симптомы этого заболевания, как правило, сходят на нет. Однако, к сожалению, многие родители обращаются за помощью довольно-таки поздно, когда у ребенка в школе уже начались проблемы с учебой: ухудшается общее состояние, ребенок не усваивает школьную программу, появляются неадекватное поведение, сложности во взаимоотношениях со сверстниками, конфликты с учителями. В работе с гиперактивными детьми следует учесть, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому, такой ребенок должен находиться под наблюдением врача. Плюс к этому, для занятий с гиперактивными детьми целесообразно привлечь психолога, владеющего специальными коррекционно-развивающими программами.

Работа с родителями гиперактивных детей имеет очень важное значение в оказании им психологической помощи.  Взрослым нужно понимать, что поступки ребенка не носят умышленный характер, и что только с их помощью и поддержкой он сможет справиться с существующими у него трудностями поведения.

Учителя начальной школы выполняют не менее ответственную задачу в работе с гиперактивными детьми. Но, педагоги зачастую сами психологически не готовы взаимодействовать с учащимися с синдромом СДВГ, и не справляясь с ними, под разными предлогами просто настаивают на переводе таких детей в другой класс, или другую школу.  Однако это не решает ни проблемы учителя, ни проблемы ребенка, так как детей с гиперактивным поведением появляется всё больше и больше. Поэтому, учителя не должны игнорировать эту тенденцию, им необходимо быть психологически и профессионально готовыми принять такого ребенка, а не делать из него изгоя, облегчая себе работу. Только при выполнении рекомендаций психологов и психологической готовности самих учителей взаимодействовать с гиперактивными учениками возможно нормализовать благоприятные взаимоотношения и конструктивно выстроить весь учебный процесс.

Исходя из сказанного выше, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с обязательным привлечением родителей, учителей, психологов, неврологов, потому что, только такой совместный подход может привести к успешным результатам в этом сложном психологическом взаимодействии.

Список литературы

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика - М, 2002.
  2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефектология. - 2003.
  4. Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон. Ваш непослушный ребенок. - СПб.: Питер.
  5. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства.- СПб.: Хока, 2007.
  6. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. –М.,2003. – 310с.
  7. Шольц Ф. Недостатки в характере ребенка или Вторая золотая Книжка.  -      Киев, 1983. – 5с.
п