ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

BASIC ASPECTS OF RUSSIA'S FOREIGN POLICY IN THE ECONOMIC SPHERE

В 2014 году, когда разгорелся украинский кризис, Россия перестала играть по правилам, сложившимся в системе международных отношений после холодной войны, и ввязалась в открытое противоборство с США. Этот шаг фактически завершил длительное сотрудничество великих держав и стал началом эпохи активного соперничества между ними. Сегодня международная политика России строится вокруг конфронтации с Америкой и отчужденности в отношениях со странами Евросоюза. Введенные западные санкции вместе с обрушившимися ценами на нефть подстегнули кризис в РФ. В этой непростой ситуации Россия существует уже 5 лет, поэтому очень важно, как она с ней справится, ведь это не только предопределит ее будущее, но и окажет существенное влияние на всю систему международных отношений [1].

Сегодня отношения России с Западом характеризуются отчуждением и противостоянием. Постсоветские государства считают Россию в худшем случае враждебной державой и, в лучшем случае, прагматичным партнером, принимающим большинство элементов интеграции. Отношения с Китаем, со своей стороны, становятся все более тесными, однако в основном в пользу Пекина. Вместе с этим у китайско-российской дружбы есть свои ограничения. Китай не хочет портить деловые отношения с Соединенными Штатами, а Россия старается не попасть в зависимость от экономически более сильного партнера.

Все это заставило Россию развернуться - не на восток, а на себя. Такой шаг вполне логичен. Постсоветские события ясно показали, что Россия не примет мировое лидерство США - позиция, которая обязательно закрывает дверь для ее интеграции в структуры, руководимые Западом. Также стало ясно, что Соединенные Штаты не намерены мириться с независимой российской внешней политикой, в то время как ЕС не намерен мириться с внутренним политическим порядком России. Это не только поставило вопрос об интеграции России в расширенный Запад, но и создало условия для возвращения соперничества великих держав и столкновения ценностей.

Пока политические факторы мешают экономическим связям с Западом, России необходимо активнее искать возможности в других регионах. Это будет непросто: российский экспорт в незападные страны в основном состоит из товаров, цена на которые резко упала и вряд ли существенно повысится в обозримом будущем. Однако, если России удастся расширить сбыт своих товаров на рынках Китая, Индии, Ирана, Юго-Восточной Азии и арабских государств Персидского залива, она сможет частично компенсировать сокращение торговли с Западом и диверсифицировать свои экономические связи [4].

На сегодняшний день вместо «Большой восьмерки» (ныне «семерки»), из которой Россию исключили, она входит в «Большую двадцатку» и БРИКС, а систему саммитов Россия — ЕС и Совет Россия — НАТО ей может заменить Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Таким образом, Россия, можно сказать, обустраивается в незападном мире. Ее основными партнерами становятся Бразилия, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Куба, Пакистан и ЮАР. Однако пройдет немало времени, прежде чем Россия сможет почувствовать себя комфортно в этой новой международной среде. В это же время поддержание близких двусторонних отношений с такими партнерами, как Белоруссия и Казахстан, будет иметь важное значение для России [3].

Главное, что заботит Россию и определяет ее политику сегодня, — энергетический кризис. Резкое падение цен на нефть заметно девальвировало геополитическую значимость России в глазах ее основных партнеров в Европе и Азии. Представление о России как об энергетической сверхдержаве, популярное в середине нулевых, ушло окончательно. Объективно ситуация подталкивает государство к диверсификации экономики. Как бы то ни было, сможет ли Россия достичь своих внешнеполитических целей и в каком объеме, зависит прежде всего от успеха или провала перезапуска экономики страны. На сегодняшний день перед руководством страны стоит непростая задача по стабилизации ситуации и укреплению экономического потенциала государства с учетом кризисных явлений.

Использованные источники

  1. Гущин А.В. Украинский кризис 2014 г. : итоги и перспективы для России: научная статья – Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения, 2015 г. Режим доступа [https://cyberleninka.ru/article/n/ukrainskiy-krizis-2014-g-itogi-i-perspektivy-dlya-rossii].
  2. Информационное общество и международные отношения : учебник / под ред. К.А. Панцерева ; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2014. - 384 с.
  3. Карабанова М. Экономический инструментарий внешней политики России: особенности и перспективы использования – научная статья. Электронный ресурс: [https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-instrumentariy-vneshney-politiki-rossii-osobennosti-i-perspektivy-ispolzovaniya].
  4. Тренин Д. Внешняя политика России в ближайшие пять лет: цели, стимулы, ориентиры – доклад. Электронный ресурс: [https://carnegie.ru/2016/04/28/ru-pub-63462].