ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

THE PROBLEM OF DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS

Девиантное поведение подростков является сложной, многоаспектной проблемой. Отклонения в поведении ребенка возникают из-за политических, социально-экономических и экологических изменений в  обществе, изменений  ценностей молодежи. Также причинами такого поведения часто выступают проблемы в семейных отношениях, чрезмерная занятость родителей, разводы, отсутствие контроля [3, с.3].

Причины отклоняющегося от нормы поведения обычно делят на две группы: те, которые связанны с психическими и психофизиологическими расстройствами; и социальные и психологические причины.

Конкретно для подростков можно также выделить отдельную группу причин, которые связанны с возрастными кризисами [3, с.9].

Психолог Немов Р.С. рассматривает кризис возрастного развития как «задержку в психическом развитии человека, сопровождающуюся депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешими проблемами внутреннего и внешнего характера»

Отечественный психолог Л.С. Выготский считал подростковый возраст возрастом коренных изменений и новообразований, где проблема интересов является основополагающей, так как в этот период разрушаются и отмирают старые интересы и формируются новые.

В подростковый период наблюдаются противоречивые тенденции развития: негативные – дисгармония личности, уход от установившейся системы интересов, протест по отношению к взрослым, и положительные – возрастание степени самостоятельности ребенка, повышение разнообразия и содержательности отношений с окружающими, расширение и изменение сферы деятельности, развитие ответственности и т.д.

Однако в психологической литературе данный возраст чаще обозначают в терминах «трудный», «агрессивный» и «конфликтный». Так как идет процесс полового созревания, для которого характерна возбудимость, быстрая утомляемость и резкие скачки настроения.

Девиантное поведение подростков объясняется не только гормональной перестройкой организма, но и переживанием состояния одиночества. Одиночество переживается по-разному на протяжении всей жизни. Но наиболее остро его осознают подростки. Это связано с тем, что у подростка расширяются социальные потребности. Особую важность приобретают дружеские отношения, знакомство с людьми различных социальных групп, а также возрастает потребность в причастности, быть принятым этими группами.

В младшем школьном возрасте зависимость детей от сверстников и отношений с ними довольно слабо выражена. Общение со ровесниками не сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Дети больше обращаются к родителям и ищут похвалу и любовь у них. Но в подростковый период все меняется. Сексуальное взросление формирует нового человека, поэтому наряду с эмоциональным удовлетворением от общения с родителями появляется потребность в независимости и свободе от них. Происходит переориентация на общение с ровесниками. Подросток направляет свою активность на поиск новых контактов с целью найти поддержку, которую получал от семьи.

 Подростковый возраст является очень сложным в морально-психологическом плане возрастным этапом развития. Одиночество в подростковом возрасте является серьезной проблемой, подростку кажется, что его никто не понимает и не принимает. Психологические исследования доказывают, что девиантные подростки по большей своей части одиноки. Одиночество – это скорее всего, вынужденная мера бегства от действительности. Так как ведущей деятельностью данного периода является взаимодействие со сверстниками подростку хочется самовыразиться и быть услышанным. Зачастую, он прибегает к нарушению общественных норм и морали.

Девиантное поведение - это своеобразный протест, попытка быть услышанным, но в реалиях бывает наоборот, подростков с таким поведением не понимает никто, из-за чего они погружаются еще в более унылое состояние и продолжает нарушать правила.

Традиционно официальной задачей школы признается обучение ребенка, т.е. развитие у него системы знаний, умений, навыков и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции и системы ценностей. Важнейшей для школы является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков. Взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей в поведении, прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников. Рассмотрим подробнее алгоритм деятельности психологической службы школы по работе с девиантными подростками или подростками «группы риска».

Психолог-практик осуществляет свою деятельность используя несколько направлений: прикладную психодиагностику, психокоррекционную и развивающую работу, психологическое просвещение и консультирование [1, с. 73].

Набор психодиагностического инструментария по проблеме девиантного поведения достаточно разнообразен. В диагностической работе с подростками психологическая информация о видах девиантного поведения может быть получена при использовании опросника Р. Кеттелла, патохарактерологического опросника А.Е. Личко и проективного теста М. Люшера, Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению Р.В. Овчаровой [2], Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» М.И. Рожкова, М.А. Ковальчук [4].

После выявления подростков «группы риска» психолог переходит к этапу коррекционной и развивающей работы (социально-психологические тренинги, обучающие встречи, групповая игротерапия, метод психологической релаксации, метод арттерапии, тематические беседы, коррекционная работа с семьей, вовлечение подростка в общественную работу учебного заведения, психологические конкурсы, акции) [4, с. 73]. При наличии положительной динамики целесообразно продолжать просветительскую и профилактическую деятельность с целью предупреждения и актуализации различных деструктивных проявлений [4, с. 86]. И чтобы помощь психолога была эффективной, ему необходимо «вжиться» в проблему обратившегося человека, а для этого ему необходим опыт самопонимания, самопознания, самоанализа [6, с. 310]. 

В процессе психологической работы  с подростком необходимо восстановить позитивное самовосприятие и повысить уровень доверия к окружающим, чтобы предотвратить появление переживания одиночества, которое влечет за собой девиантное поведение.

Работа с родителями, педагогами и администрацией учебного заведения значительно способствует оптимизации контактов со школьниками, что является приоритетной задачей в работе психолога с учащимися «группы риска» [5, с.242].

Таким образом, работа психолога с девиантными подростками должна основываться как на симптоматическом подходе, так и на профилактическом. Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении подростков.

 

Список литературы

  1. Истратова О.Н., Посошенко Л.В. Нормативно-правовая документация практического психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. Фак. Университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
  3. Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. -метод. пособие /Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
  4. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: монография. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.
  5. Шорина А.В. Система работы психологической службы со студентами, склонными к девиантному поведению // Наука и образование транспорту. 2011. № 1. С. 241-242.
  6. Шорина, А.В. Значение формирования рефлексивных умений у будущих бакалавров психологии для работы с клиентами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации // Сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в истории и современности: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 110-летию Иркутского Педагогического института – Иркутск, 2019. – С. 308–315.
  7. Шорина, А. В. Психодиагностика рефлексивности и креативности студентов / А. В. Шорина // «…И помнит мир спасенный…»: сб. научных трудов по итогам Междунар. науч.-практ. конф. – Саратов, 2015. – С. 69–71. –0,3 п.л.