РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE NORTHERN SEA ROUTE FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIA

В результате таяния морского льда, Северный Ледовитый океан подвергается воздействию  на него человека. Хрупкие морские экосистемы Арктики будут однозначно поставлены под неминуемую угрозу, в результате увеличения объема арктического морского судоходства. Северный морской путь (СМП), вероятно, является наиболее интенсивно используемым маршрутом в обозримом будущем.

Актуальность темы обосновывается тем, что Северный морской путь является кратчайшей морской коммуникацией между европейской частью России и  дальним Востоком, что позволяет сократить путь  на 34% и сократить время и затраты на транспортировку груза  по сравнению с Южным маршрутом, пролегающим через Суэцкий канал.[1, с. 128]

Для России Северный морской путь является, прежде всего, транспортным путем для внутренних и экспортных перевозок полезных ископаемых. Его основная цель - содействие экономическому развитию малонаселенных северных регионов России, укрепление связей в арктической зоне и интеграция России и России в мировую экономику в целом.[2, с 54].

Значительная часть Арктического углеводородного ресурсного потенциала расположена на северо-западе России и на шельфе Баренцева и Карского морей у западных ворот СМП. Текущее и перспективное развитие этой российской ресурсной базы является главным драйвером для увеличения грузоперевозок по СМП в ближайшие десятилетия.

Администрация СМП получила в общей сложности 715 заявок на выход в море по СМП, из них 126-от судов под иностранным флагом.

Ожидается значительное увеличение грузопотока СМП с дальнейшим развитием российских арктических углеводородных проектов. Круглогодичный экспорт СПГ из порта Сабетта,  начиная с 2021 года должен составить 17,6 млн. тонн в год; сырой нефти. С Новопортского месторождения 8,5 млн. тонн в год к 2020 году (через погрузочный терминал у мыса Каменный); сырой нефти с Пайахинского месторождения 7,3 млн. тонн в год к 2024 году; по данным Росатомфлота.[8]

Это помимо круглогодичной транспортировки 1,3 млн. тонн никеля и других цветных металлов из ГМК "Норильский никель" в порт Дудинка на реке Енисей. Другие проекты в планируемых государствах-это проект "Арктический СПГ-2" НОВАТЭКа на Ямале и Гыдаском полуострове с предполагаемой добычей 16,5 млн. тонн СПГ в год; транспортировка 5-10 млн. тонн угля с полуострова Таймыр из порта Диксон в рамках проекта " Восток- уголь; а также 45 млн. тонн в год сырой нефти в рамках проекта "Транснефть-Арктика" с разработкой морского погрузочного терминала для сырой нефти в порту Сабетта.[9]

Если все эти энергетические проекты будут реализованы, то к 2030 году объемы перевозок по СМП могут достичь 100 млн тонн в год.[8] Большая часть этого груза будет транспортироваться по СМП на запад с полуостровов Ямал, Гыдан и Таймыр на европейские рынки и далее через Суэцкий канал в Азию. Часть грузов будет транспортироваться на восток по СМП на азиатские рынки, но, скорее всего, в основном в течение пяти-шести месяцев летне-осеннего навигационного сезона, когда морские ледовые условия наиболее благоприятны.

Крупные российские реки, которые текут на север в Северный Ледовитый океан, также могут выступать в качестве основных транспортных соединений из внутренней части России к СМП, но и наоборот, поскольку российские реки, такие как Обь, Енисей и Лена, предлагают логистические возможности для перевозки грузов и проектных грузов из СМП во внутренние районы России, способствуя дальнейшему промышленному развитию. Одним словом, СМП является идеальным транзитным каналом для российских арктических ресурсов и промышленной продукции на запад к европейским рынкам и на восток к рынкам в Новой Азии, а также для содействия региональному промышленному развитию.

Подводя итог проделанной работы можно сказать о том, что для Российской федерации направление Северного морского пути является приоритетным, так как позволяет развить российские арктические углеводородные проекты. Проведя все запланированные мероприятия, Россия получит значительную экономическую выгоду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Тутова М. О. Перспективы развития Северного морского пути и инфраструктура Арктической транспортной системы // Молодой ученый. — 2016. — №13.1. — С. 128-132.
  2. Борисов А. Логистика ледового маршрута /А.Борисов// Отечественные записки– 2013, – № 3– С.54.
  3. Безруков Л.А. Проблемы формирования транспортной системы Сибирской Арктики // ЭКО. - 2018. - N 4. - С.29-47.
  4. Биев А.А. О развитии транспортно-энергетической инфраструктуры в арктических регионах России // Энергия: экономика, техника, экология. - 2018. - N 8. - С.31-37.
  5. Журнал «Эксперт. Политика. Большой арктический пасьянс», 17 июня 2013 г.
  6. Канке, А.А. Логистика: учебник / Канке А.А., Кошевая И.П. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Форум, 2016. – 384 с.
  7. Бабаев, С. Управление закупками и продажами / С. Бабаев // Российская торговля. –2015. – № 5. – С.11–13.
  8. Про-Газ – Проект «Ямал СПГ» – Режим доступа [http://www.pro-gas.ru/gas/jamal]
  9. Информационное агентство Арктик Инфо– Арктика 2020– Режим доступа [http://www.arctic-info.ru]
  10. Профессионалы.ру – Нефтегазовый комплекс – Режим доступа [http://professionali.ru]