Формирование успешной адаптации и предупреждение развития дезадаптивного состояния сотрудников как основная задача психологической службы исправительных учреждений.

Formation of successfull adaption and prevention of the development of maladaptive behavior among stafff as the main tasks of the psychological service of correction facilities

Несение службы в исправительных учреждениях является одной из ряда психологически тяжелых профессий. Многие психологи исследовали влияние данной профессиональной деятельности на психологическое состояние, установки, мышление, чувства и восприятие мира сотрудников ИУ. Так как служба в ИУ наполнена экстремальными и стрессовыми ситуациями, психологи пришли к выводу, что в данном звене присутствует феномен “туннельного мышления”. Первым ввел понятие “туннель реальности” американский психолог и писатель Тимоти Лири (1980-е гг.). В таком состоянии личность адекватно реальность чаще всего не воспринимает, также уходит пластичность поведения и возникают неврозоподобные расстройства. Известно, что, если организм человека находится в длительном напряжении невротического характера, то это будет способствовать развитию различных заболеваний.

М.С. Роговин отмечает, что при длительном стрессе возникают физиологические и психологические изменения, причем физиологические изменения могут почти не проявляться внешне [6].

А. Н. Крылов, в свою очередь, утверждает, что в этом состоянии человек приходит к структуре конкретного восприятия, к сложностям переключения внимания, а также единовременного совмещения нескольких признаков [4].

Недавно поступившие на службу в ИУ сотрудники испытывают трудности в адаптации: личность пребывает в состоянии нервно-психического напряжения с сопутствующими пограничными синдромами психических нарушений, которые способствуют дезадаптации. Существуют такие виды дезадаптации как - патогенная и деструктивная.

Патогенная дезадаптация связана с изменениями в психике человека, по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер - психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов.

Деструктивная несет за собой последствия в виде преднамеренной порчи отношений с коллегами и окружением, отчужденности, потере интереса к деятельности, повышенной тревожности и ухудшению здоровья.

Проблема психического здоровья и работоспособности лиц, исполняющих служебные обязанности в условиях воздействия экстремальных факторов, все чаще привлекает большое число исследователей.

Васильев В.Л. предлагает перечень личностных характеристик, осложняющие, в тоже время делают невозможной успешную адаптацию [2, с.189]. К такой совокупности личностных свойств Васильев В.Л. относит: социальную сторону; реконструктивную сторону (стереотипность и консервативность в подходе к решению задач); организационную сторону; удостоверительную сторону (небрежность); коммуникативную сторону; Поисковую сторону (невнимательность, отсутствие поисковой доминанты).

В условиях отсутствия своевременной психологической помощи у сотрудников ИУ могут сформироваться личностные, психические нарушения и расстройства, а также поведенческие отклонения от социальной нормы (различные социально не одобряемые формы, так называемого, девиантного поведения), которые также негативно могут проявиться в процессе их общения в социуме [11, с.311].

Первостепенной задачей психологической службы в условиях исправительных учреждений является своевременное осуществление психодиагностических, психопрофилактических, психокоррекционных и просветительских мероприятий для успешной адаптации и предупреждения развития дезадаптивных состояний сотрудников [7, с.276].

Психодиагностика предполагает изучение структуры личности, степени выраженности эмоциональных нарушений, оценку степени переживаемого стресса на рабочем месте и другие показатели, которые помогают наблюдать динамику психического состояния сотрудников УИС в процессе длительной адаптации. При тестировании целесообразно использование традиционных методик исследовании личности: 16-факторный опросник Кеттелла, тест М. Люшера, Сонди, Арт-тест, Лири и Розенцвейга.

Комплекс данных методик позволяет оценить адаптивные возможности каждого конкретного сотрудника и получить представления о возможных социально-психологических и медико-психологических последствиях выполнения профессиональных обязанностей в условиях экстремальности, т.е. построить социально-психологический прогноз в виде «заключения о предстоящем развитии на основании исходных данных», что позволяет в случае необходимости разработать индивидуальную психокоррекционную программу.

Психопрофилактическое направление предполагает проведение консультирования сотрудников и членов их семей по вопросам профессионального, а также личного характера; лекций, практических занятий, тренингов по вопросам общей и педагогической психологии, а также специальной - пенитенциарной. С учетом психологического содержания профессиональной деятельности сотрудников УИС и показателей успешной адаптации развитие целостной культуры формируется через разработку программ индивидуального профессионального развития, формирование мотивации к успеху, снятие индивидуальных и профессиональных затруднений, овладение техникой саморегуляции, защиты от стресса и др.

Для расширения психолого-управленческих знаний руководителям подразделений необходимо изучение основ психологии управления. На этих занятиях могут рассматриваться проблемы принятия управленческих решений, анализироваться взаимоотношения руководителя и персонала, способы их продуктивного сотрудничества, приемы делового общения и методы решения конфликтных ситуаций. Данный обучающий курс позволяет руководителям овладеть дополнительными знаниями, навыками, необходимыми для эффективной организации работы с личным составом и оптимизации межличностного взаимодействия подразделений.

Для осуществления психокоррекционной работы необходима организация работы комнаты «психологической разгрузки», работающей в следующих направлениях:

— профилактика стрессовых состояний;

— оказание экстренной психологической помощи;

— психокоррекция сотрудников, отнесенных к “группе риска”.                   Очевидно, что для проведения психокоррекционной работы необходима специальная практическая база. Большие возможности в этом направлении открываются при использовании компьютерных обучающих технологий, учебных видеофильмов и других форм воздействия. Методы групповой психокоррекции направлены на формирование коммуникативных и рефлексивных умений, которые являются показателем соответствия специалиста предъявляемым квалификационным требованиям [9, 20].

           Одним из важных направлений в деятельности психолога ИУ считается психологическое просвещение, где главной задачей является как ликвидация дефицита в психологической информации, которая так необходима сотрудникам, формирование потребности в ее овладении, так как современной информационной культуре, в которой актуализирован навык универсальной синтетичности, необходим человек-универсал, способный универсально, глобально и рефлексивно мыслить [3, с. 100].  При проведении просветительской работы целесообразно проводить лекции, семинары, просмотр и осуждение учебных фильмов [10, с. 204].              

 Таким образом, для комплексного формирования успешной адаптации сотрудников УИС к профессиональной деятельности в условиях экстремальности необходимо создание комфортного психологического и образовательного пространства, так как риск в экстремальных профессиях должен быть человеку известен, просчитан и даже испробован каким-либо способом. Причем уровень сформированности целостной культуры сотрудников ИУ будет являться как показателем обучения (приобретенные психологические знания, сформированные коммуникативные, рефлексивные, управленческие умения и т.д.), что «предполагает непрекращающийся процесс развития сознания и интеллекта человека» [1, c. 143], так и показателем успешной адаптации личности к длительному функционированию в опасных условиях деятельности.

 

Список литературы

  1. Балабай С.В. Ценностное измерение образовательных практик // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 4 (33).
  2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. - Учебник. СПб. 6-е изд., перераб. 2015. - 234 с.
  3. Иванова З.И., Антошина Е.С. Инновационные процессы в образовании прикладной аспект// в сборнике: Актуальные проблемы энергетики АПК материалы VIII международной научно-практической конференции, 2017. С. 100–102.
  4. Крылов, А.А. Психология (2-е издание). - СПб., Изд. Проспект., 2016. - 496 с.
  5. Лири, Т., Стюарт, М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Под ред. Митрофановой, И. - СПб., «Экслибрис»., 2015. - 224 с.
  6. Роговин, М.С. Психологическое исследование. Ярославль: ЯрГУ, 2019. - 221 с.
  7. Сафронова, И.Н. Психолого-педагогическая система подготовки личного состава ИК как фактор служебной адаптации и профилактики профессиональной деформации // Опыт и актуальные проблемы совершенствования психологической службы УИС- Материалы научно-практического семинара. М., 2019. - 312 с.
  8. Шорина А.В. Рефлексивные умения как образовательный результат //Глобальный научный потенциал. 2016. № 7 (64).
  9. Шорина, А.В. «Проблема необходимости функционирования профессиональной психологической службы в организации и значение сформированности рефлексивных умений у её сотрудников» // Гуманитарные и социальные науки. –2019. – N 3. – С. 198–208.
  10. Шорина, А.В. Значение формирования рефлексивных умений у будущих бакалавров психологии для работы с клиентами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации // Сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в истории и современности: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 110-летию Иркутского Педагогического института – Иркутск, 2019. – С. 308–315.