Сущность и содержания понятия эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольной образовательной организации.  Обратимся к вопросу анализа и уточнения понимания термина «эстетическое воспитание». Учёные (Н.А. Ветлугина, С.А Козлова, О.П. Рыданова) предлагают свои авторские подходы к понятию термина «эстетическое воспитание».

Н.А. Ветлугина: «Эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей» [10, с.35]

С.А.Козлова: «Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [18, с.25] .

О.П. Рыданова: «Эстетическое воспитание должно пронизывать всю жизнь растущего и формирующегося человека: эстетическое воспитание тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания и образования и прежде всего с нравственным, социальным, умственным, сенсорным и эмоциональным развитием: и особенно важно помнить, что эстетическом воспитании основывается на прекрасном в жизни и искусстве. И все это обеспечивает формирование детей на всем протяжении их жизни» [23, с.58].

В данных определениях говориться о том, что эстетическое развитие и воспитание указывает на необходимость совершенствовать и вырабатывать в людях умение, создавать и ценить возвышенное и прекрасное в искусстве и в жизни, правильно его понимать и оценивать. В первом определении, к сожалению, упущена, созидательная или деятельная сторона эстетического развития и воспитания, во втором высказывании выделяется, что эстетическое развитие и воспитание не может ограничиваться только одной целью - созерцательной, эстетическое развитие и воспитание должно сформировать умение нести и прекрасное в искусстве и в жизни.

Таким образом, наше исследование позволяет обобщить различные точки зрения по определению понятия «эстетическое воспитания».

Существует много различных определений понятия «эстетическое воспитание», изучив их, следует сделать выводы о том, что о сущность эстетического воспитания и развития заключается в следующем:       

- Развитие способности видеть и воспринимать красоту в жизни и искусстве, уметь ее оценивать

- Формирование эстетической культуры личности, идеалов и вкуса

 - Формирование способности к созданию прекрасного и творчеству

Понимание сущности эстетического воспитания весьма своеобразно, оно объясняет и множество подходов к его целям. Следовательно, на проблему целей и задач эстетического воспитания требуется обратить особое внимание. Кроме воспитания    эстетического понимания детьми искусства и действительности, развитие эстетической культуры   привносит свой вклад и во всестороннее развитие личности дошкольников. Различные творческие формы занятий   способствуют формированию воображения, мышления, воли, организованности, дисциплинированности, настойчивости дошкольников. Одним из важнейших элементов эстетического воспитания выступает эстетическое восприятие. Стоит отметить, что восприятие — это начальный этап общения красотой действительности, с искусством. От полноты восприятия, его глубины и яркости зависят все следующие эстетические проявления, формирование художественно-эстетических вкусов и идеалов. Только таким образом, есть возможность полноценного освоения эстетического явления, его формы и содержания. Для этого требуется формировать у дошкольника способность тонкого различия цвета, формы, оценки композиции, различения тональности, оттенков звука, музыкального слуха и других особенностей эмоционально-чувственного восприятия. Культуру восприятия следует формировать, ведь это есть начало эстетического отношения к действительности, к миру.

Таким образом, целостная система эстетического воспитания направлена на общее развитие личности, как в интеллектуальном, эстетическом плане, так и в нравственном, духовном.

          По мнению Н.А. Ветлугиной работа по эстетическому воспитанию в дошкольной образовательной организации строится на следующих принципах: взаимосвязь со всей образовательной работой; детское творчество непосредственно должно быть связанно с жизнью; вариативность содержания, форм и методов; индивидуальный подход.

          Эстетическое воспитание способствует общему развитию личности во всех направлениях и происходит путем решения следующих задач: развитие способностей к художественно-эстетической деятельности, овладение дошкольниками знаниями художественно-эстетической культуры, развитие эстетических качеств личности, которые выражаются эстетическим восприятием, оценкой, вкусом, чувством и другими психическими категориями эстетического развития и воспитания.

Таким образом, рассмотрев сущность эстетического воспитания можно сделать вывод, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Сущность эстетического воспитания заключается в следующем: это целенаправленный процесс воздействия на личность;         это развитие способности видеть и воспринимать красоту в жизни и искусстве, уметь ее оценивать; задачей эстетического воспитания, является формирование эстетической культуры личности, идеалов и вкусов; это формирование способности к созданию прекрасного и творчеству.

Список литературы

  1. Акулова, О.А. Театрализованные игры /О.А. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №4. - с.45.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие/ Л.И. Божович.- М.: Просвещение, 2011.- 426 с.
  3. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду./ Н.А. Ветлугина – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
  4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2007 .- 234 с.
  5. Тарасова, Г.С. Педагогика в системе музыкального образования/ Г.С. Тарасова. – М.: Инфра-М, – 458 с.