ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

Несмотря на повсеместное создание учебных кадетских корпусов в подчинении различных министерств и ведомств, большее количество такого рода заведений готовит профессиональные кадры именно для военной службы. Например, Санкт-Петербургское суворовское военное училище, ведущее отсчет своих традиций с 1955 г., является признанным учебным заведением, по сути своеобразным социальным лифтом, позволяющим детям из самых разных слоев населения, получить достойное образование и начать восхождение по лестнице военной карьеры. Главной и основной задачей образовательного процесса в суворовском училище определено обеспечение высокого уровня качества образования для учащихся, индивидуальный подход, нравственное развитие и воспитание моральных качеств инициативной, творческой и разносторонней личности [1].

Сегодня мы наблюдаем как образовательные учреждения активно наращивают свой гуманистический потенциал. На первый план в образовательном процессе выходит всестороннее развитие учащегося. При этом следует заметить, что и суворовские училища, и кадетские корпуса характеризуются изначально дегуманизирующими факторами, они направлены на подготовку к военной службе [2]. В этих строго очерченных рамках и возрастает необходимость учитывать личностные и индивидуальные особенности учащихся.

В классической педагогике вопросы выявления и развития детской одаренности являются традиционными и активно изучаемыми. Задача педагога способствовать развитию и расцвету детской одаренности на протяжении всего процесса обучения. При этом учеными-педагогами установлены критерии, или иначе факторы «затухания» выявленной детской одаренности. По мнению педагога А.В. Кулемзиной, все подобные факторы можно номинально объединить в две группы. В первую группу следует отнести психофизиологические причины, связанные с процессом взросления ребенка, а ко второй примыкают социально-педагогические факторы, определяющиеся социальным окружением ребенка [3]. Если факторы первой группы обусловлены физиологическим развитием ребенка и исходя из этого, не подвержены педагогическому воздействию, то вторая группа вышеназванных факторов является объективно прямым следствием действий родителей и педагогов.

Общеобразовательные учреждения, и кадетские корпуса в их числе, сталкиваются с постоянной проблемой выявления и наблюдения одаренных детей. Их природная одаренность может в той или иной степени проявляться в различных сферах деятельности. В связи с этим она будет характеризоваться направленностью: одаренность творческая, художественная, социальная, интеллектуальная, двигательная, духовная, практическая и др. Отсюда возникает проблема наличия у педагогов кадетского корпуса способностей к выявлению одаренных детей. Одаренность является психологическим и педагогическим явлением и для ее выявления необходимо наличие у педагога практического опыта психологической работы. Воспитатели, учителя, педагоги могут выявить некоторые задатки одаренности, задача же по диагностике уникальных способностей обучающегося всецело ложится на профессионального психолога. В условиях общей направленности на «среднего» ученика, необходима специальная подготовка воспитателя и педагога кадетских корпусов к целенаправленному выявлению и индивидуальной работе с природно-одаренными детьми. Поскольку именно эта категория лиц проводит наибольшее время с учащимися, и стало быть имеет все возможности для наблюдения проявлений одаренности [4].

Причинами неэффективности процесса выявления одаренности учащихся в кадетских корпусах можно назвать слабую теоретическую и недостаточность практической подготовки педагогов к выявлению особых способностей у детей. Для устранения этих недостатков необходима продуманная система переподготовки педагогических работников и их направленного повышения квалификации по программам формирования навыков выявления способностей у детей, используя при этом методики психолого-педагогического диагностирования.

Обратившись к истории, отметим, что в начале XX века в Санкт-Петербурге в Главном управлении военно-учебных заведений были учреждены особые курсы для подготовки «к учительским должностям и воспитательским в военно-учебных заведениях». На двухлетние курсы первоначально принималось 12 человек, без требований к военному званию. Единственным критерием было наличие у педагога высшего образования. Проводилась работа по повышению педагогической квалификации и у воспитателей. В 1910 г. при том же Главном управлении учреждаются годичные курсы для педработников кадетских корпусов на базе Педагогического музея военных учебных заведений. В конце курсов сдавались экзамены, не сдавший экзамен по любым теоретическим предметам, не имел впоследствии права преподавания в военном учебном заведении. При этом все прочие предметы, сданные на удовлетворительную оценку, не позволяли слушателю курсов преподавание этих предметов в кадетских корпусах.

Основы психолого-педагогической диагностики были фундаментальным образом заложены профессором О.Ю. Ефремовым в ряде его работ [5]. Такая диагностика предоставляет в себе широкие возможности для педагогических работников в особенности в выявлении одаренных детей. Дополнительной причиной можно назвать и недостаточную мотивацию специалистов педагогов по данной работе. Очевидно, что одаренные дети требуют в особенности повышенного внимания и дополнительных усилий. Недостаточная замотивированность может быть вызвана многими факторами, среди которых и низкая возможность поощрения работы педагогов. Сметное финансирование учреждений казенного типа не позволяет им самостоятельно определять требуемый объем премиального и поощрительного фонда. В литературе также отмечается, как особенность, высокий средний возраст преподавателей кадетских корпусов. Жизненный опыт безусловно полезен в воспитании подрастающего поколения, но необходимо чтобы он шел об руку с высоким тонусом, тягой к саморазвитию и самообразованию.

В истории отечественной педагогики существуют диаметрально различные подходы к обучению природно одаренных детей. Суть первого в том, что для одаренных учащихся необходимо строить собственную индивидуальную образовательную программу, направленную на дальнейшее поэтапное развитие одаренности. Суть противоположного подхода в обучении одаренных детей со сверстниками по единым стандартизированным программам, направленным на всестороннее гармоничное развитие.

Одаренные дети часто испытывают влияние негативных социально-педагогических факторов, сформированных окружением. В последствиях этого могут быть как завышенные ожидания и требования от ребенка, так и наоборот неверие в его силы. По мнению некоторых ученых, данные указанные факторы приводят к повышенной невротизации обучаемых [3].

Е.М. Ермолов считает, что одаренными детьми называют учащихся, демонстрирующих высокие и даже выдающиеся достижения в силу своих выдающихся способностей.     Перспективы их развития в дальнейшем определяются уровнем их потенциальных возможностей и настоящих достижений в интеллектуальной сфере, творческой, психомоторной, академической, сфере продуктивного мышления, сфере общения и лидерства и т.д. [6].

Образовательная среда кадетского корпуса характеризуется достаточно высокой степенью всеобщей регламентации деятельности учащегося. Согласно ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учащимся любого образовательного заведения представляется право на обучение по отдельному индивидуальному плану [7]. Сегодня наблюдается удивительная неразработанность теории проектирования особых индивидуальных технологий и методик обучения [8]. И в условиях кадетского корпуса такая проблема стоит особенно остро.

Несомненно, что работу с одаренными детьми следует проводить в учебное и во внеучебное в особенности время. Способности в той или иной мере есть у каждого ребенка, задача педагога выявить, поддерживать и способствовать развитию Агрессивная политика авторитарного воздействия с целью развития способностей ребенка с одаренностью вызовет с высокой долей вероятности невротизацию личности. Если регламентированная учебная деятельность способствует выявлению специальной (специфической) одаренности, то время вне учебы предоставляет гораздо большее количество различных возможностей по выявлению также и общей одаренности. Одним из важных направлений деятельности по выявлению природной одаренности у кадетов является их участие в многочисленных мероприятиях. Например, в «Плане основных мероприятий, проводимых в образовательных организациях Министерства обороны России в 2016/17 гг» содержится обширный перечень из пятидесяти одного конкурса, фестиваля, викторины, конференции, первенств и т.д. Но важно и то, что участие учащемуся следует принимать не только с учетом одаренности, но и с учетом его желание, а этот момент зачастую игнорируется. Следует обратить внимание на количество участников и, соответственно, призовых мест, а также обеспечение стабильного здорового психологического фона при подготовке.

Таким образом хотелось бы подчеркнуть некоторые специфические психолого-педагогические условия для планомерного развития одаренности учащихся кадетских корпусов. К ним относятся:

- подготовленность и профессионализм педагогического состава кадетского корпуса к выявлению и развитию способностей у одаренных детей. Условие осуществимо путем продуманной системы тщательного подбора, расстановки педагогических работников, а также устойчивой системы их переподготовки и повышения квалификации;

- создание в условиях кадетского корпуса единого образовательного пространства, направленного на оперативное выявление и планомерное развитие способностей у детей. В таком пространстве выделяются различные компоненты, важнейшими из которых будут духовно-нравственный и патриотический;

–организация внеучебной (внеклассной) деятельности кадетов с учетом их индивидуальных способностей, развитие и усиление педагогической работы по подготовке и участию в конкурсах, олимпиадах и т.д.

Список литературы:

  1. Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbsvu.mil.ru – Дата доступа: 14.12.2019.
  2. Стрюкова, Г.А. Гуманистический потенциал воспитательной системы суворовского военного училища: дис. ... канд. пед. наук / Г.А. Стрюкова. – Ульяновск, 2002. – 208 c.
  3. Кулемзина, А.В. Детская одаренность как предмет педагогического анализа: дис. ... д-ра пед. наук / А.В. Кулемзина. – Томск, 2005. – 343 с.
  4. Тарасова, Г.В. Организационно-педагогические условия развития готовности учителя к работе с одаренными детьми: дис. ... канд. пед. наук / Г.В. Тарасова. – Казань, 2005. – 267 с.
  5. Военная педагогика: учеб. для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Питер, 2018. – 312 с.
  6. Ермолов, Е.М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива у кадет и суворовцев: дис ... канд. пед. наук / Е.М. Ермолов. – СПб., 2015. – 186 с.
  7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53. – Ст. 7 598.
  8. Сычева, Е.Г. Педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных технологий обучения учащихся общеобразовательных школ: дис. ... канд. пед. наук. / Е.Г. Сычева. – М., 2010. – 174 с.