Зарубежный опыт государственной поддержки предпринимательства на примере коренных корпораций штата Аляска, США

Foreign Experience of State Support of Business on Example of Indigenous Corporations of Alaska, USA

УДК 334.78

Государственная поддержка предпринимательской деятельности коренного населения штата Аляска реализуется в основном через различные программы развития коренных корпораций (Alaska Native Corporation, ANC). Коренные корпорации Аляски были созданы в рамках исполнения закона 1971 г. об урегулировании земельных исков коренных жителей штата, который предусматривал выплату им  компенсаций и передачу 17,9 млн. га земель. Принятие закона стало необходимо после 1968 года, когда на территории штата началось строительство нефтепровода. Представители коренных народов, рожденные до 1971 года, получили по 100 акций в поселковых и региональных корпорациях. Акции не имеют рыночной стоимости, так как не могут быть проданы, но могут передаваться по наследству и имеют право на получение дивидендов. Первоначально на территории штата действовало 12 корпораций по количеству территориальных образований, созданных в рамках этого закона. В настоящее время на территории штата действует 13 региональных корпораций,  которые включают около 200 входящих в них поселковых корпораций, предоставляющих услуги в сфере строительства, лесозаготовок, выделки пушнины, рыболовство и др. Последняя региональная корпорация была создана в 1975 году и представляет интересы представителей коренных народов Аляски, проживающих за пределами штата. Корпорации отвечают за координацию и стимулирование экономической деятельности коренного населения штата. Помимо выплаты дивидендов акционерам, коренные корпорации участвуют в местных социальных программах, выделяют стипендии на обучение и финансируют культурные и экологические программы.

В 1986 году Конгресс разрешил коренным корпорациям Аляски принимать участие в государственной программе 8(а), реализуемой Администрацией малого бизнеса, по предоставлению государственных контрактов предприятиям, находящимся в невыгодных экономических или социальных условиях. Позже Конгресс предоставил коренным корпорациям дополнительные преимущества по программе 8(а), такие, как возможность заключать контракты без проведения конкурса на неограниченные суммы и владеть несколькими дочерними подразделениями в рамках программы. Другие участники программы не имели таких преимуществ [1].

Программа 8(а) направлена на помощь социально и экономически ущемленным предприятиям малого бизнеса для того, чтобы они могли успешно конкурировать на рынке и иметь доступ к государственным контрактам. Под программу подпадают предприятия малого бизнеса, собственником которых является представитель одной из миноритарных групп. Женщины-предприниматели могут также принять участие в этой программе, если докажут, что предприятие находится в ущемленном положении по гендерным причинам.

В рамках данной программы коренные корпорации Аляски получили следующие дополнительные преимущества:

- отсутствие ограничений по сумме заключаемых контрактов (для остальных участников действуют ограничения - 3,5 млн. долларов для договоров на выполнение услуг и 5,5 млн. долларов для договоров на поставку товаров);

- возможность оставаться в программе неограниченное количество времени (обычно компания завершает участие в программе по истечении 9 лет, или когда ее размер начинает соответствовать отраслевым стандартам по количеству работников и годовому доходу);

- отсутствие обязанности подтверждать статус экономически ущемленных предприятий (остальные участники должны делать это ежегодно).

По оценкам, сумма государственных контрактов, заключенных с коренными корпорациями, выросла с 508,4 млн. долларов в 2000 году до 5,2 млрд. долларов в 2008. В целом за период корпорации получили 23,7 млрд. долларов по госконтрактам [3]. Основной рост приходится на контракты, заключенные в рамках программы  8(а), количество участников которой также существенно возросло. Региональные коренные корпорации часто возлагают выполнение работ по контрактам на дочерние компании. Количество дочерних компаний – участников программы 8(а) выросло с одной у каждой корпорации в 1988 году до 203 дочерних компаний, принадлежащих 58 корпорациям, в 2009 году. [1] Среди основных причин передачи выполнения работ дочерним компаниям по субконтрактным договорам называются удаленность, труднодоступность мест, в которых расположены коренные корпорации, отсутствие у них необходимого делового опыта и  мощностей. Заключение субконтрактов позволяло коренным корпорациям расширять свой бизнес и получать больше прибыли. В то же время это привело к росту числа работников, не являющихся представителями коренных народов Аляски и проживающих за пределами штата.

После событий 11 сентября 2001 года, коренные корпорации Аляски оказались замешаны в злоупотреблениях военных и прочих федеральных ведомств, которым потребовалось в кратчайшие сроки освоить многомиллионные бюджеты. Преимущества, предоставляемые коренным корпорациям Аляски по программе 8(а), были использованы этими ведомствами для заключения крупных контрактов на внеконкурсной основе.

Расследования, проведенные Комитетом национальной безопасности Сената США и рядом СМИ в 2009-2010 гг., выявили, что коренное население Аляски не получило существенных выгод от заключения многомиллионных государственных контрактов, так как основные финансовые ресурсы оказались сконцентрированы у субподрядчиков и наемных работников, не являющихся представителями коренных народностей штата. Для примера, в 2009 году корпорация Sitnasuak заработала 14,5 млн. долларов чистой прибыли при выручке 212 млн. Однако размер выплат 2238 акционерам составил всего 682 тыс. долл., или 305 долларов на человека. [2]

В отчете Комитета говорится, что 95% работников корпораций не являлись их акционерами, а 69% фонда оплаты труда менеджеров высшего звена приходились на заработную плату лиц, не являющихся акционерами коренных корпораций.[3] При этом уровень безработицы среди коренного населения Аляски остается одним из самых высоких по стране [2]

Одним из наиболее важных результатов проведенных расследований стало реформирование законодательства и значительное снижение объемов государственных закупок из единственного источника. Так, закупки военных ведомств с суммой контракта свыше 20 млн. долларов у компаний, принадлежащих индейским племенам и коренным корпорациям Аляски, снизилась более чем на 86% с 2011 года, когда Конгресс принял поправки, требующие письменного обоснования и подтверждения по любым закупкам из единственного источника свыше 20 млн. долларов (в 2015 году этот лимит был увеличен до 22 млн.долларов). [4]

Работа над реформированием программы 8(а) продолжается и в настоящее время. Последние изменения были приняты в августе 2016 года и касаются более точного определения социально ущемленных предприятий, уточненных требований по наличию отраслевого управленческого опыта, критериев по отнесению к социально ущемленным организаций коренных народов Гавайских островов, а также пояснений по лимиту суммы закупок из единого источника. Все это должно позволить сделать программу поддержки предпринимательства более прозрачной и повысить ее эффективность.

Изучение зарубежного опыта построения системы государственной поддержки предпринимательства в северных регионах – как позитивного, так и негативного, особенно актуально в настоящее время. Сложная макроэкономическая ситуация, несовершенство законодательства, сложности с доступом к финансированию являются типичными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства в нашей стране, но в условиях Севера эти проблемы накладываются на ограничения географического и демографического характера, плохую инфраструктуру, недостаточный уровень квалификации, что ставит предпринимателей северных районов страны в еще более сложное положение. Совершенствование системы государственной поддержки предпринимательства на Севере необходимо проводить с фокусом на соблюдение принципов прозрачности структуры господдержки и повышение благосостояния коренных жителей, уважения их культурных ценностей и среды обитания.

Литература

  1. Graber, M., LaFleur, J. What Are Alaska Native Corporations? // ProPublica [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. – 15 декабря, 2010. - Режим доступа: https://www.propublica.org/article/what-are-alaska-native-corporations, свободный (дата обращения 27.09.2016).
  2. O’Harrow, R. For many with stake in Alaska native corporations, promise of better life remains unfulfilled // Washington Post [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. – 30 сентября, 2010. - Режим доступа: http://www.washingtonpost.com/wp-srv/special/nation/alaska-native/ , свободный (дата обращения 27.09.2016).
  3. New information about contracting preferences for Alaska Native Corporations// Committee on Homeland Security & Governmental Affairs[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -2009. - Режим доступа: https://www.hsgac.senate.gov/ download/subcommittee-staff-analysis-part-ii-on-contracting-preferences-for-alaska-native-corporations , свободный (дата обращения 27.09.2016).
  4. Koprince, S. 8(a) Program: SBA Final Rule Makes Important Changes - Электрон. дан. – 2 августа, 2016. - Режим доступа: http://smallgovcon.com/8a-program/8a-program-sba-final-rule-makes-important-changes/, свободный (дата обращения 28.09.2016).