Анализ современного состояния российского аудиторского рынка

Analysis of the current state of the Russian audit market

Аудит - доминантный фактор реализации эффективного, отвечающего требованиям законодательства, бухгалтерского учета предприятиям всех видов собственности и организационно-правовых форм.

Анализ современного состояния отечественного аудиторского рынка реализуем последовательно, отметив, в качестве вводного тезиса: в данной области имеют место сформированные базисы, определенная преемственность.

Анализ современного состояния российского аудиторского рынка позволяет говорить о том, что собственно таковой обнаруживается в полной мере сформированным в 2001 году.

Именно тогда деятельность аудиторов получила некоторую системную основу, и стал безусловным тот факт, что аудит - как социальный институт в современной России - непременным образом должен отвечать некоторым «критериям качества». Только тогда аудит будет являться эффективным механизмом, имеющим принципиальную социальную значимость

В настоящее время - и таковы внутренние механизмы возрожденной практики аудита - обязательным является неукоснительное и повсеместное соблюдение требований Федерального закона от 07.10.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который можно определить, как основополагающий нормативно-правовой акт в контексте регулирования аудиторской деятельности.

Качество аудита опосредуется всесторонним и полным соблюдением правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторские стандарты инспирируют единообразные базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которые обнаруживаются как некоторая гарантия результатов проверки.

В этом контексте отмечу исключительно важный момент: в отличие от процедур аудита, реализуемых последовательно шаг за шагом и изменяемых в зависимости от масштабов производства клиента, специализации, системы бухгалтерского учета и пр. обстоятельств, стандарты есть мера исполнения работы.

В соответствии со ст. 9 вышеназванного Закона комплекс правил (стандартов) аудиторской деятельности могут быть определены как «единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации»[1].

Имеет место некоторый общий «базис». Аудиторские стандарты инспирируют единообразные базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которые обнаруживаются как некоторая гарантия результатов проверки

В целом, практика учета, анализа и аудита основных средств будет характеризоваться максимальной эффективностью, если ее осуществление производится комплексно, системно, целостно, с необходимой периодичностью и полнотой.

Рассматривая современный российский рынок аудиторских услуг в количественном разрезе, отметим: приблизительное число имеющих аттестат аудиторов составляло в 2009 году около 40 тысяч человек. К настоящему времени данный показатель существенным образом снизился и находится сегодня на отметке около 20,7 тысяч человек.

Имеет место значимый специфический аспект: доминантное количество аудиторов не оказывают данные услуги непосредственно, но являются сотрудниками аудиторских организаций. Их количество также несколько уменьшилось: в 2009 году насчитывалось 6,2 тысяч организаций, в настоящее время данный показатель составляет (по официальным данным Минфи[2]на) около 4,3 тысяч организаций.

 Сегодня де-факто можно говорить о протекании некоторого значимого этапа развития аудиторского рынка в РФ: важным является принятие в 2008 году нового закона №307 «Об аудиторской деятельности», который в известной степени является «преемником» закона № 119 года.

. Исключительную важность в данной практике, с нашей точки зрения, имеют два аспекта.

Во-первых, возрождение аудита детерминировано процессом формирования, становления и развития соответствующего круга нормативных, законодательных норм. Исключительную важность в данном ключе имеет выше названный закон 2001 года.

Во-вторых, имела место практика (она, к слову, не является завершенной и сегодня) формирования «категориального», «понятийного» и методологического (цели, задачи, правила, стандарты и пр.) аппарата осуществления аудита.

В настоящее время рынок аудиторских услуг находится в состоянии ожидания значимых реформистких преобразований.

Речь идет о реализации законодательной инициативы, согласно общий контроль над осуществляющими аудит общественно значимых организаций субъектами будет осуществляться ЦБ РФ.

Данная практика, в случае ее перспективной реализации, будет иметь ряд значимых последствий.

Во-первых, в отношении ОЗО (то есть категории особо значимых организаций, к которым отнесены публичные АО, а также субъекты, доля государства в акционерном пакете которых превышает 25% пр.) аудит будут иметь право реализовывать только и исключительно те аудиторские организации, которые будут иметь соответствующее разрешение Банка России, и будут внесены в соответствующих его реестр.

Включение в названный реестр также будет сопряжено с необходимостью выполнения ряда достаточно четких и однозначных требований. Так для не менее чем семи аудиторов данная организация должна быть основным место работы, кроме того не менее трех из этих сем аудиторов должны иметь ЕКА (то есть Единые квалификационные аттестаты, выдача которых происходит с 2011 года, однако по состоянию на начало 2017 только 3,6 из более чем 20 тысяч аудиторов его получили).

Во-вторых, некоторым образом будет либерализирована практика обязательного аудита непубличных компаний частной формы собственности. Так сегодня обязательным для данных компаний является аудит, если годовая сумма выручки превосходит показатель в 400 миллионов рублей, либо же сумма активов - более 60 миллионов рублей.

Если предлагаемая законодательная инициатива будет реализована, то будут определены три критерия, соответствие, двум из которых делает проведения аудита названными субъектами обязательной практикой.

Перечислим данные критерии - требования: не мене 800 миллионов рублей должен составлять объем годовой выручки (данный показатель должен быть достигнут на протяжении двух лет подряд); не менее 400 миллионов рублей должна составлять сумма активов баланса (также на протяжении двухгодичного срока); более 100 человек должна на протяжении двух лет подряд составлять среднесписочная численность персонала организации.

Данные преобразования неоднозначным образом оцениваются участниками рассматриваемого нам рынка. В числе прогнозов к настоящему времени справедливо определить следующие аспекты:

  • В результате либерализации требований к проведению обязательного аудита сам данный рынок сузится на 15-20%: именно настолько, как отмечают эксперты, снизится объем заказов.
  • Количество небольших аудиторских организаций существенно снизится, расширится практика слияний и поглощений. Для того, чтобы соответствовать новым критериям организации должны будут консолидировать свой финансовый и интеллектуальный ресурс - в противном случае они не будет отвечать требованиям профессиональных стандартов.
  • Уровень конкуренции по всем сегментам рассматриваемого рынка значимым образом возрастет, это будет актуально и для т.н. верхнего сегмента рынка, для «большой четверки».
  • Может возрасти степени монополизации рынка: фактически только и исключительно в руках ЦБ РФ будет находиться механизм дифференциации аудиторских организаций, часть из которых будет допущена к проверке ОЗО, а подавляюще большинство - нет.

В целом, рассматриваемый нами рынок может быть определен как сформированный, однако требующий системных инноваций, оптимизации. Думается, что имеющие место законодательные инициативы будут реализованы таким образом, чтобы степень прозрачности рынка и его «качественный уровень» в обозримом будущем существенным образом возросли.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.04.2018).
  2. Павлова Е. В. Сущность производных финансовых инструментов / Е. В. Павлова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2015. — № 3. — С. 214–217.
  3. Электронный ресурс: https://www.minfin.ru Режим доступа: 13.12.2018

 

[1] Федеральный закон от 07.10.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

[2] Электронный ресурс: https://www.minfin.ru   Режим доступа: 13.12.2018