ИНТЕРАКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО ПРИНЯТИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

INTERACTIVE INFORMATION SISTEM AS A MEANS FOR MAKING THE RIGHT DECISION

Каждый день жизни человека  - это чреда принимаемых им решений на основе той информации, которой он располагает или обладает в данный момент. Для принятия правильного решения количество информации должно быть необходимым и достаточным, то есть соответствовать определенному уровню. И здесь помощь человеку могут оказать различные модели, которые могли бы заранее предсказывать последствия принятых решений и прогнозировать результат. Подобные модели  используются при создании новой техники, где также оцениваются последствия принятых решений. Процесс получения необходимой информации может быть организован в интерактивном режиме с подсказками в рамках конкретной ситуации с использованием известных информационных сетей.

Принимая различные решения  в течение своей жизни, человек использует  информацию, полученную из различных источников. Это и свой жизненный опыт, и опыт предыдущих поколений, унаследованный человеком. Решения могут быть верными или неверными, но любое из них обогащает  опыт человека.

Информация, используемая человеком, отличается по количеству и качеству, и  не может просто складываться при помощи арифметических операций. Невозможно найти общую единицу измерения расстояния до работы и силы ветра или плохого настроения с утра и планами на отпуск, где нужно сделать выбор между поездкой на море или дачными каникулами. Однако эти вопросы решаются человеком однозначно, но не всегда правильно. И никто не задумывается над тем, что здесь приходится оценивать и суммировать совершенно разнородную информацию, для принятия правильного или неправильного решения. Но человек выбирает, решая сложные информационные задачи[1,с.113; 2,с.16].

Процесс проектирования или создания новой техники - так же последовательность принимаемых решений на основе разнородной  информации.  И принимает их человек – конструктор, проектировщик.  И для замены опыта поколений и интуитивного выбора, человек стал создавать автоматизированные системы, суммирующие информацию для выбора решения, которое  выполняет компьютер.  Но само принятие решения осталось за человеком. Как оценить степень верности этого решения? Требуется оптимальная математическая модель, способная предугадать последствия принятого решения. Получается, что в техническом проектировании жизненный опыт, накопленный человечеством, и интуиция, заменяются  блоком суммирования разнородной информации и комплектом математических моделей, позволяющим с разной степенью точности оценить принятые технические решения[3,c.211;4,с.176].

Можно приспособить такую систему для повседневной жизни, но любая информационная система не должна мешать развитию интеллекта, творческих способностей личности. Человек, некоторый субъект, чтобы принять правильное решение, должен собрать определенный объем информации – не ниже заданного уровня[5.с.373].  

Получение требуемого объема информации можно сделать с подсказками в рамках  решаемой задачи или ситуации,  независимо от уровня интеллекта человека. Потом нужно принять решение, и оно не всегда будет правильным. Неопределенность ситуации,  ее энтропия, возрастет и тогда нужна будет дополнительная информация, локализованная в рамках ошибочной области.

Такой подход не ограждает от ошибок, но помогает субъекту активизировать и тренировать интеллектуальные способности. Он будет вынужден участвовать в процессе накопления и выборки нужной  ему информации в интерактивном режиме[6,с.69]..

 Свойство интерактивности является существенно-важным отличием таких систем от современных сетей интернета, не требующих от пользователя активизации умственной деятельности. Помимо человека, принимающего решения, есть две обязательные составляющие  интерактивной информационная системы: блок суммирования разнородной информации и  модель предварительной оценки правильности выбранного решения. Такая модель может быть в простейшем случае детерминированной, в более сложных задачах – статистической или даже эвристической, то есть несущей в себе элементы активного интеллекта[7,с.2].

Список литературы:

1.Синицын С.А. Информационный подход к разработке методик и алгоритмов типовых ситуационных задач формирования карьеры субъекта// Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. №2.  С. 111-117.

2.Синицын С.А. Информационный критерий достоверности этапа решения ситуационной задачи//Евразийский союз ученых (ЕСУ): ежемесячный научный журнал №10 (67), 3 часть, 2019.- с. 15-18.

3.Синицын С.А., Гусарова О.Ф. Информационные характеристики доверительных диапазонов параметров ситуационных моделей// Оригинальные исследования.т.9. 2019. №4. С.4-12.

4.Синицын С.А. Формализация погрешностей в задачах оптимизациигеометрических моделей// Инновации и инвестиции. 2018. № 11. С. 175-180.

5.Синицын С.А. Прогнозирование эксперимента в задачах технической диагностики транспортной техники//Инновационные технологии в науке, транспорте и образовании.  Cборник статей международной научно-методической интернет-конференции. Под общей редакцией О.И. Садыковой, Е.И. Саниной, К.А. Сергеева, З.Л. Шулимановой. 2018. С. 371-374.

6.Синицын С.А. Влияние условной энтропии на доверительные диапазоны параметров этапов решения ситуационных задач// Colloguim-journal№ 27(51), 2019.с.68-71.

7.Гусарова О.Ф., Синицын С.А. Применение информационных мер в типовых задачах принятия решений на основе статистических ситуационных моделей// Современные проблемы железнодорожного транспорта. Сб. трудов по результатам интернет конференции. В 2-х томах. Под ред. Сергеева К.А. 2019. С.200-208.