ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF THE MUNICIPAL SERVANT IN THE RUSSIAN FEDERATION

За последние годы институт муниципальной службы претерпел небольшие преобразования в связи с воплощением в жизнь административной реформы. И на сегодняшний день муниципальный служащий – это ключевой элемент в современном государстве, выполняющий роль координатора в жизнедеятельности местного самоуправления. Как известно, в России муниципальная служба является составной частью местного органа самоуправления. Эффективность работы органов местного самоуправления зависит от грамотного и действенного института муниципальной службы, поэтому неудивительно наблюдать повышенное внимание изучению данного вопроса рядом некоторых видных отечественных ученых.

Согласно ФЗ № 25-ФЗ под муниципальной службой принято понимать профессиональную деятельность граждан, устанавливающаяся на стабильной основе в соответствующей службе и реализуемая с помощью трудового договора[1]. Следовательно, под муниципальным служащим законодатель понимает гражданина, осуществляющего профессиональную деятельность, и который занимает государственную должность и обеспечивает реализацию местного самоуправления.

Особенность муниципальной службы заключается в особом правовом статусе муниципальных служащих, который и отражает их публичную и правовую сущность в данной области правоотношений. Некоторые авторы, как Обидина С.В. и Биккулова А.Д. отмечают острую необходимость в совершенствовании современного законодательства, посвященного муниципальной службе[2]. Также стоит сказать и о том, что институт муниципальной службы нуждается в профессиональных специалистах в данной области, которые могут эффективно и грамотно решать все вопросы, входящие в их компетенцию. Именно поэтому вопрос, касающиеся рассмотрения правового статуса, считается актуальным в нынешних реалиях.

Перед тем как начинать разбирать сущность и содержание правого статуса муниципального служащего следует определить общее понятие термина «правовой статус». Многие авторы по-разному трактуют данное понятие, но мы придерживаемся устоявшегося определения, которое уже очень долго используется в теории права. Правовой статус – это совокупность прав и обязанностей гражданина или юридического лица, предусмотренных законодательством[3]. Как я указывала выше, многие ученые расходятся во мнении по данному вопросу, однако все они согласны с тем, что  основу правового статуса составляют надлежащие права и обязанности, а в рамках рассматриваемой нами темы – муниципального служащего. Таким образом, можно сделать логичный вывод, что правовой статус муниципального служащего определяет возложенные на него права и обязанности. Конечно, правовой статус не может ограничиваться только этим, он также включает в себя ограничения и меры ответственности за неосуществление и ненадлежащее выполнение обязанностей, и, соблюдение запретов и ограничений, связанных с муниципальной службой. Однако в рамках данной работе мы хотели бы заострить внимание на обязанностях муниципального служащего.

В ст. 12 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» законодатель закрепил обязанности муниципального служащего. Так, муниципальный служащий обязан: соблюдать Основной закон РФ, ФКЗ, ФЗ и т.д., исполнять свои должностные обязанности. Суть проблемы заключается в формальном характере исполнения обязанностей муниципального служащего, которые ничего не вносят в правовой статус муниципального служащего. Например, из содержания статьи 21 Трудового кодекса РФ можно выяснить, что любой работник обязан добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и такое же, аналогичное, обязательство соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ, ФЗ и т.д. Поэтому в данном случае я делаю вывод о том, что вышеперечисленные нормативные акты должны соблюдать любые работники, а не только муниципальный служащий. Предыдущее высказывание закреплено в Конституции РФ, а именно ст. 15 ч. 2, где коротко сказано, что граждане и их объединения обязаны соблюдать Основной закон РФ и ФЗ.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что к правовому статусу муниципального служащего относятся не все обязанности, указанные в ст. 12 ФЗ 25-ФЗ, а только следующие:

  1. Обязанность предоставлять в установленном порядке, предусмотренные законодательством РФ, сведения о себе и членах своей семьи, а также, сведения о полученных им доходах и, принадлежащем ему, на праве собственности, имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
  2. Обязанность сообщать работодателю, в этот день, о выходе из гражданства РФ или о приобретении иностранного гражданства;
  3. Обязанность сообщать работодателю о личной заинтересованности, при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по их предотвращению;
  4. Обязанность соблюдать ограничения, выполнять обязанности, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Если судить объективно, то именно данные обязанности муниципального служащего раскрывают правовой статус муниципальной службы в целом, а также особые требования, который к ним предъявляются. Ведь именно из содержания данных обязанностей понятно, что они принадлежат публичному лицу, которое обладает властными полномочиями, что и отличает муниципальную деятельность служащего от деятельности рядового работника.

Дисциплинарная ответственность в системе муниципальной службы не должна сопровождаться произволом вышестоящих руководителей, так как это, в частности, может препятствовать эффективному противодействию коррупции. Также спорной представляется практика регулирования отдельных вопросов дисциплинарной ответственности муниципальных служащих подзаконными актами.

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу о несовершенстве муниципального законодательства о правовом статусе муниципального служащего, которое требует дальнейших законодательных корректировок. Например, в целях обеспечения реализации предусмотренного Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[4] принципа неотвратимости ответственности необходимо законодательно устранить возможность субъекта, осуществляющего контроль за дисциплиной муниципального служащего решать вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности на основе собственного усмотрения и установить его обязанность назначить дисциплинарное взыскание муниципальному служащему, виновному в нарушении антикоррупционных правил. Их разработка, как представляется, будет способствовать дальнейшему развитию научного знания в этой сфере и позволит более эффективно решать задачи правового регулирования общественных отношений, складывающихся в этой сфере.

 

Использованные источники:

 

  1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
  2. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
  3. Амирханов А. Ф. Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. 2018. № 41. С. 28-30.
  4. Биккулова А.Д., Аминов И.Р. Правовой статус муниципального служащего // Science Time. 2014. № 11. С. 20-24.
  5. Обидина С.В. Особенности правового статуса муниципального служащего // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. № 6(6). – Новосибирск: СибАК, 2017. С. 99-105.

 

[1] О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

[2] Обидина С.В. Особенности правового статуса муниципального служащего // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. № 6(6). – Новосибирск: СибАК, 2017. С. 100; Биккулова А.Д., Аминов И.Р. Правовой статус муниципального служащего // Science Time. 2014. № 11. С. 22.

[3] Амирханов А. Ф. Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. 2018. № 41. С. 29.

[4] О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.