ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ

FEATURES OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE PENAL CORRECTION SYSTEM STAFF

В последнее время всё большее внимание уделяется изучению феномена профессиональной деформации личности, и в личностном, и в профессиональном русле. Особый интерес вызывают в этом плане профессии, где профессиональные деформации выражаются особым образом и могут быть потенциально опасными.

В условиях современного общества отмечается значительное усложнение условий реализации профессиональной деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), к числу которых относятся сотрудники уголовно-исполнительной инспекции. Это связано с возросшими требованиями, предъявляемыми к ним, что обусловлено общим ухудшением криминогенных характеристик осужденных, повышением числа лиц с разного рода психическими отклонениями. Также на этот процесс оказывает влияние изменение критериев оценки деятельности сотрудников в период реформирования пенитенциарной системы в соответствии с реализуемой в настоящее время Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ. [8]

Работа сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) включена в систему социальных отношений как деятельность должностных лиц, обеспечивающих реализацию уголовного законодательства. Она очень специфична в виду тесного контакта с осуждёнными и связана с оказанием разного рода карательно-воспитательных, психолого-педагогических, организационно-правовых и оперативно-поисковых воздействий. Под влиянием негативных сторон осуществления профессиональных функций происходят изменения личности сотрудников.

Важно выявить особенности профессиональной деформации у сотрудников уголовно-исполнительной инспекции, чтобы определить, какие меры профилактики позволят избежать негативного влияния на самих сотрудников и их окружение.

Первым исследователем, описавшим понятие профессиональной деформации, является П. Сорокин. В его понимании профессиональная деформация представляет собой бозначение негативного характера влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональная деформация выступает объектом исследования в работах таких авторов, как С.Г.Геллерштей, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер и др. [4]

Различные исследователи обращают внимание на разные стороны профессиональной деформации. Так, А.В. Дулов раскрывает это понятие через проявления в личности, возникающие вследствие влияния специфичных особенностей профессиональной деятельности [3], К.Р. Техасова напротив, считает, что профессиональные деформации возникают в ходе исполнения профессиональных задач при осуществлении профессиональной деятельности, а А.А. Прошин говорит о том, что они отражаются в качестве утраты верного представления о гражданской и нравственной сути профессиональной деятельности. [7]

Мы же будем отталкиваться от определения, согласно которому профессиональная деформация понимается в качестве процесса, заключающегося в изменении качеств личности, возникающего под действием реализации профессиональной деятельности.  [9]

Профессиональная деформация личности проявляется главным образом в состоянии профессионального выгорания, которому подвержены представители многих профессий.

Синдром профессионального выгорания обусловлен продолжительным действием на личность стрессообразующих факторов, характеризуемых средней интенсивностью, являющихся связанными с профессиональной деятельностью. [1]

Признаки и симптомы профессионального выгорания условно подразделяются на пять групп:

- к физическим признакам относят хроническое переутомление, истощение, нарушения сна, затрудненное дыхание, головокружение, болезни сердца и т.д.;

- в число эмоциональных признаков включат недостаток положительных эмоций, пессимизм, цинизм, проявления черствости, непроходящая усталость, чувство беспомощности и безнадежности, проявления агрессивности, тревожности, утрата идеалов, профессиональных перспектив;

- в поведенческие проявления включают стремление прервать работу на отдых, безразличие к еде, алкоголизм, злоупотрбление табаком, успокоительными средствами;

- интеллектуальные, которые включают в себя снижение уровня интереса к реализации профессиональной деятельности, проявления скуки, апатии, повышение формальности в выполнении работы;

- социальные, которые выражаются в отсутствии сил для социальнойактивности, снижении интереса к содержательному досугу, сокращение социальных контактов, самовольная изоляция от общества и т.д. [6]

Таким образом, профессиональное выгорание сотрудников, в том числе уголовно-исполнительной системы, характеризуется большим объемом симптомов, которые проявляются на межличностном и на личностном уровнях.

В качестве базовых причин развития синдрома профессионального выгорания психологи выделяют:

- недостаточный профессионализм специалиста;

- стремление выполнять все функциональные обязанности разом и единолично;

- чрезмерно длительный непрерывный труд без перерыва для сна и отдыха.[10]

Исследователи также склонны считать, что основным фактором развития профессиональной деформации является интенсивное общение с людьми.

Установлено, что профессионалы, реализующие свою трудовую деятельность в условиях живого общения с людьми, выгорают в эмоциональном отношении значительно быстрее.

При этом личность человека является целостной и устойчивой структурой, склонной защищать себя от деформации. Синдром эмоционального выгорания является одной из форм психологической защиты личности, главной причиной которого является психологическое, то есть душевное, переутомление. [2]

Реализация профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы описывается рядом специфических особенностей, оказывающих дезорганизующее воздействие на личность, что приводит к развитию разного рода проявлений психической дезадаптации, что находит отражение главным образом в трансформации мотивационной основы деятельности, сужении социальных контактов и уровня работоспособности, что в конечном итоге приводит к профессиональной деформации.

Первым исследователем, обратившим научное внимание на проблему профессиональной деформации сотрудников пенитенциарной системы, является Г. Бредли, который в середине прошлого столетия описал феномен профессиональной деформации в виде выгорания у тюремного персонала.[7]

Современная психологическая литература описывает феномен профессиональной деформации сотрудников системы исполнения наказаний, как изменение профессиональных возможностей и ряда личностных характеристик сотрудников в негативную сторону под действием условий и опыта профессиональной деятельности. В качестве примеров форм проявления профессиональной деформации представителей пенитенциарной системы описывают рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без видимой необходимости. [11]

Характер и проявления профессиональной деформации находятся в зависимости от ряда факторов, в числе которых к главным относятся:

- общая специфика деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы;

- личностные особенности сотрудников;

- характер социально-психологической обстановки, в которой

происходит реализация профессиональной деятельности сотрудников.[5]

Исследователь А.А, Прошин, описывая профессиональную деформацию сотрудников пенитенциарной системы, отмечает значительное искажение моральных норм в профессиональной среде и профессиональную бесполезность сотрудников, а также нарушение ими законов и реализацию аморальных действий. [12]

Исследователи О.С. Степанова и В.В. Прокопьева эмпирическим путем в рамках своих исследований описали следующую закономерность: увеличение стажа службы в уголовно-исполнительной системе повышает вероятность развития дезадаптационных явлений и профессиональной деформации.

Исследования О.С. Степановой показали, что среди сотрудников пенитенциарной системы отмечается преобладание экзальтированного, гипертимного и демонстративного личностных типов. При этом также была описана зависимость преобладание того или иного личностного типа от общего стажа работы в системе исправительных учреждений:

- при общем стаже работы до 5 лет отмечается вы высокая встречаемость гипертимных и эмотивных личностных типов среди сотрудников;

- при общем стаже работы до 10 лет распространенным становится эмотивный и гипертимный личностный тип;

- при общем стаже работы свыше 10 лет отмечается распространение экзальтированного и тревожного личностного типа. [7]

Как считает В.В. Прокопьев, профессиональному выгоранию подвержены те сотрудники уголовно-исправительной системы, которые проявляют тип характера, свойственный интровертам, а также сотрудники с большим стажем работы, так как профессиональная деятельность этих сотрудников проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потерять рабочее место. При этом молодые специалисты в области пенитенциарной системы, приступая к выполнению профессиональной деятельности, испытывают трудности, которые связны с повышенной ответственностью и ощущением собственной некомпетентности.

Таким образом, мы рассмотрели психологическую характеристику профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной инспекции, как психического состояния. Психологическая деформация личности сотрудников уголовно-исполнительной инспекции проявляется преимущественно в форме профессионального выгорания, которое представляет собой совокупность негативных переживаний, которые связаны с работой, коллективом и всей организацией в целом.  Также можно сделать вывод о том, что профессиональная деятельность в условиях уголовно-исполнительной системы подвержена значительному количеству внешних факторов, способствующих развитию профессиональной деформации сотрудников в разных формах и на различных уровнях выраженности.

Список литературы:

  1. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - №5. - С. 34.
  2. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». - М.: Издательство МГУ, 2005. - №1. - С. 54.
  3. Беренов А. Р. Способы предотвращения профессиональнонравственной деформации сотрудников УИС // Вестник Воронежского института ФСИН России. — 2014. — № 3. — С. 89-90.
  4. Гузенко А. Ю. Профессиональные деформации как социально-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 936-937.
  5. Евстафеева Е. А. Личностные детерминанты деформации правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы / Е. А.Евстафеева // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 2. - с. 137
  6. Исаева К.В. Особенности становления и развития профессионального мировоззрения сотрудников уголовно-исполнительной системы в ведомственных вузах//Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2013. - №9, выпуск 5-2. – с. 164 – 168
  7. Карнаухова А. О. Профессиональные деформации личности сотрудников УИС с разным стажем службы // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 399-404. — URLhttps://moluch.ru/archive/135/37967/ (дата обращения: 24.11.2019).
  8. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
  9. Литвишков В. М., Ромашкова Ю. И. Теоретические основы профессиональной деформации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник Нижегородского института управления.— 2015. — № 4 (37). — С. 23-28.
  10. Поздняков В. М., Черкасова М. А. Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 1. — С. 22-31.
  11. Профилактика профессиональной деформации сотрудников УИС: Методическое пособие. – М.: ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области, 2006. – 58с.
  12. Рожков О. А. Совместный эмпирический анализ профессиональной деформации и мотивации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 1. — С. 66-70.