ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN THE FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES

Роль универсальных компетенций, или в западной терминологии soft skills, на современном рынке труда растет. Soft skills - это умственные и межличностные компетенции, которые в отличие от hard skills не поддаются количественному измерению или сертификации. В данном случае речь идет о личностных качествах, которые потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. К soft skills относятся: организованность, любознательность, хорошая память, умение планировать и др. Все эти качества Петров А.Ю. связывает в своем исследовании с лидерской позицией, то есть осознанием и актуализацией цели, определением траектории и стратегии движения к этой цели, рефлексией [3].

В современной системе образования сегодня актуален девиз: «Обучение не на всю жизнь, а длиною в жизнь (или через всю жизнь)». Это определяет идеологию и стратегию развития образования – создать максимально эффективные условия для каждого обучающегося с целью его разностороннего развития, формирования умений самообразования, самовоспитания, самоорганизации.

Лидеры образования во всем мире все чаще говорят о необходимости преподавания «глобальной компетенции» как способ решения проблем, связанных с глобализацией. Это была одна из ключевых тем встречи в мае 2017 г. министров образования из G7 группы ведущих промышленно развитых стран, состоявшейся в Японии.

Эксперты ОЭСР обращают внимание на то, что в современном мире конкурентоспособны те, кто не только умеет считать, читать, анализировать информацию, но и готов взаимодействовать в условиях культурного разнообразия. Знание «культурного бэкграунда»  сегодня обеспечивают успешность межкультурной коммуникации, эффективность диалога культур.

Сегодня в информационном обществе стираются географические границы, развивается академическая мобильность, формируется глобальное образовательное пространство [2].

Личностная парадигма образование ориентирует ученика на обучение в течение всей жизни, постоянное саморазвитие, повышение квалификации, что позволит ему быть востребованным на рынке труда. В данном случае именно «твердые» и «мягкие» навыки, которые мы называем универсальными, позволят обучающемуся быть успешным в своей профессиональной деятельности.

Педагогическое сопровождение как  взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына) [1].

К задачам педагогического сопровождения относятся [1]:

  • Диагностика возможностей и способностей ребенка, сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
  • Защита прав личности, обеспечение психологической и физической безопасности, поддержание веры в себя, в свои силы;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  • организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий, помощь детям групп особого внимания;
  • Предоставление и сопровождение при изучении дополнительных образовательных программ;
  • развитие педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

Педагогическое сопровождение помогает каждому обучающемуся понять свои возможности, способности, выстроить свой путь индивидуального развития, наметить свои образовательные цели. Педагогическое сопровождение ориентировано на формирование универсальных компетенций, которые помогут каждому выстроить свой жизненный путь и быть успешными. При этом педагогическое сопровождение индивидуализирует процесс подготовки к жизни в обществе.  Если мы представим выпускников одной школы, имеющих одинаковое образование, то будем уверены в том, что  "багаж" универсальных компетенций у них будет разный. Один из них хорошо работает в команде, уверен в себе и дружелюбен. А второй предпочитает работать самостоятельно, он хороший исполнитель. Скорее всего, их дальнейшая карьера сложится по-разному. Описанная ситуация показывает, что набор soft skills влияет на широту профессионального выборачем больше компетенций развито у человека, тем больше вариантов профессионального развития возможно в будущем.

Рассмотрим 4 типа soft skills. Чтобы расширить свои возможности в профессии, необходимо развивать 4 различные группы универсальных компетенций: социальные, интеллектуальные, волевые и лидерские.

  1. Социальные компетенцииотвечают за успешное взаимодействовать с людьми.
  • Коммуникабельность
  • Грамотная письменная и устная речь
  • Умение выступать на публике
  • Эмоциональный интеллект (умение распознавать эмоции и мотивы других людей)
  • Гибкость и принятие критики
  1. Интеллектуальные компетенцииотвечают за постоянное профессиональное развитие в рамках своей области.
  • Аналитический склад ума
  • Умение видеть и решать проблему
  • Хорошая память
  • Обучаемость
  • Креативность
  1. Волевые компетенцииотвечают за достижение целей в работе.
  • Ориентированность на результат
  • Управление временем
  • Упорство
  • Стрессоустойчивость
  • Готовность выполнять рутинную работу
  1. Лидерские компетенцииотвечают за успешное использование ресурсов для достижения общих целей.
  • Умение принимать решения
  • Ответственность
  • Умение сформировать команду
  • Наставничество
  • Умение разрешать конфликты

Когда выпускник устраивается на работу, в резюме обычно дает характеристику своим профессионально-значимым качествам, которые можно определить на основе данной классификации. Формируя направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся, мы также опираемся на эти навыки, с целью выстраивания индивидуальной траектории развития воспитанника.

Основы для некоторых универсальных компетенций даются человеку от рождения, например: упорство, хорошая память, любопытство. Но большинство soft skills можно и нужно развивать всю жизнь, поэтому современное образование ориентирует на обучение через всю жизнь и на постоянное саморазвитие и самосовершенствование. Назовем основные направления социально-педагогичсекого взаимодействия в процессе формирования универсальных навыков:

  • Пример родителей: помогает перенять часть компетенций, свойственных родителям. Так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения: учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.

Важно выстроить взаимодействие семьи и школы – организовывать совместные мероприятия, демонстрировать опыт родителей в конкретной ситуации.

  • Секции и кружкидля детей развивают все виды компетенций. Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе. Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям. Логическое мышление развивается во время игры в шахматы.
  • Проектная работав школе позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект имитирует реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).
  • Детские лагеря- место, где дети постоянно общаются между собой. Особенно актуален лагерь в подростковом возрасте, на который приходится пик развития социальных компетенций. Еще больше практической пользы приносят развивающие лагеря - языковой, спортивный или профориентационный лагерь, как лагерь "Профессионалы будущего".
  • Тренинги развития- наиболее эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым. Во время тренинга развитие компетенций является не фоновой, а целевой задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит.

Boston Consulting Group, ведущей международной компанией, специализирующаяся на управленческом консалтинге, было проведено исследование значимости разных soft skills для работодателей. Наиболее востребованы коммуникативные навыки: 79 % утверждают, что это самое важное качество соискателя. Далее следуют: активная жизненная позиция – 78 %, аналитическое мышление – 77 %, выносливость – 75 %, умение работать в команде – 74 %, стремление достигать поставленных целей – 70 %, способность решать конфликты – 54 %, умение вдохновляться новыми идеями – 54 %, креативность – 43 %, надежность – 42 %. Данные навыки помогут успешно реализоваться в любой сфере профессиональной деятельности, поэтому можно говорить об их универсальности.

    Развитию Soft skills способствует активное участие в общественной жизни. Подготовка совместных с другими студентами проектов, их разработка и планирование развивают умение работать в команде. Молодые люди учатся организовывать время, распределять задачи, искать и структурировать информацию, выступать на публике. Все эти навыки помогут в будущем выстроить успешную карьеру. Общаясь с преподавателями, студенты и школьники вырабатывают навык общения с людьми разных возрастов, умение убедить собеседника, способность слышать и понимать окружающих.

Участие в спортивных секциях, кружках, волонтерская работа, деятельность в общественных организациях также развивает мягкие навыки. Такие занятия совершенствуют коммуникативные навыки и учат брать на себя ответственность за принятые решения.

К занятиям, развивающим Soft skills относятся тренинги по мотивации, работе в команде, управлению временем, лидерству, менеджменту, продажам, личному развитию, проведению презентаций, и т. д. Серьёзное внимание им уделяют в бизнес-школах, где организовываются целые мастер-классы, с целью развития определённых навыков. В целом, необходимо отметить, что развитие Soft skills – это личное дело каждого человека и только от него самого зависит, в какой мере его личные качества помогут ему сделать успешную карьеру.

Список литературы:

1.Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М. : Академия, 2002. – 208 с.

  1. Лоренц В.В. Глобальные компетенции в оценке качества современного образования - сб. Образование из будущего: обучение, воспитание, развитиесборник статей научно-практической конференции, посвященной 40-летнему юбилею кафедры педагогики и кафедры психологии Омского государственного педагогического университета. 2018. С. 150-154.
    3.Петров, А.Ю. Soft skills современного менеджера: командообразование и лидерские навыки : учебное пособие / А.Ю. Петров, А.В. Махароблидзе.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017.— 188 с