ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ПРАВОСУДИЯ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ФОРМЫ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ»

ISSUES OF IMPLEMENTATION OF JUSTICE STANDARDS UNDER CONDITIONS OF APPLICATION OF ELECTRONIC PROCEDURAL FORM AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF “ELECTRONIC JUSTICE”

Научно-технический прогресс, произошедший за последние несколько лет, затронул все сферы жизни человека, и правовая система не стала исключением. Переход к информационному обществу, т.е. к такому его типу, в котором люди преимущественно заняты производством, хранением, переработкой и реализацией информации. Отраслью хозяйства, в которой занято большая часть населения является сфера услуг, а информация в виде знаний рассматривается как одна из главных ценностей.

Развитие информационных технологий привело к образованию такого вида общества, которое в науке называют сетевым. По мнению социолога Мануэля Кастельса, термин «информационное общества» имеет более узкое значение, чем «сетевое общество», так как технологии хотя и имеют большое значение для развития общества, но при этом важны и другие факторы, например, экономический, политический, правовой и др. [6, С. 471]

Развитие сетевого общества нашло свое отражение в законодательстве Российской Федерации, в частности, была создана федеральная целевая программа «Электронная Россия», действовавшая с 2002 по 2010 годы, было принято Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313(ред. от 21.10.2016) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"[3], а также несколько нормативно-правовых актов, например Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"[2] и др. В законе говорится, что данная программа имеет своей целью повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Да вообще создание справочно-правовых систем, таких как КонсультантПлюс, Гарант и другие, позволяет сделать правовую информацию более доступной для граждан и повысить грамотность населения в данной сфере. Законодательство Российской Федерации, изменения, вносимые в него, а также различные события и мероприятия, касающиеся права в нашей стране, стали достижимы для большинства населения. Конечно, обобщать не стоит, ведь в нашей огромной стране еще остались регионы, в которых доступ к правовой информации, а также обращение в суд через всемирную систему объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации все еще затруднен.

Теперь следует разобраться, что же из себя представляет система «Электронного правосудия», и какие вопросы возникают с ее реализацией.  Данная система предполагает использовать различные информационно- коммуникационные технологии при осуществлении правосудия. То есть, исходя из Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" [4], можно сказать о том, что система «Электронного правосудия» станет единым правовым порталом, содержащим необходимую информацию и документацию как для суда, так и для участников судебного процесса.

Создание данной системы обеспечивает возможность подавать исковое заявление, апелляционную, кассационную и надзорную жалобы, встречный иск, отзыв на иск (жалобу), ходатайство, заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, и многие другие процессуальные документы, а также предоставляет возможность ведение видеоконференций для лиц, у которых нет возможности попасть в суд по каким бы то ни было причинам и т.д. [9] Таким образом, «Электронное правосудие» стремится за научно-техническим прогрессом, стараясь облегчить жизнь не только судьям судебной системы Российской Федерации, но и гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства, участвующим в судебном процессе.

Но даже, ссылаясь на такой огромный плюс как экономия времени и средств, нельзя не обратить внимание и на другие вопросы и проблемы, связанные с данной системой. Среди них можно выделить следующие, например, в некоторых регионах нашей страны сеть Интернет вообще не проведена либо ее сигнал очень низкий, поэтому такая ситуация не даст людям другого выхода, кроме как ехать в суд для подачи документов. Хотя по данным аналитиков в 2015 году распространение интернета в целом по России достигло 70,4%. А число пользователей интернета за указанный год дошло до отметки в 84 млн человек, а с мобильных устройств в интернет впервые вышло чуть более 50 млн человек за год. [10] Еще один вопрос, который стоит взять во внимание при введении данной системы, это вопрос об эксплуатации «Электронного правосудия» пожилыми людьми. Кроме того, некоторые государственные и политические деятели нашей страны, говорят и о психологическом аспекте данного вопроса.  М.А. Митрофанова довольно обосновано замечает, что российские граждане "запрограммированы" на бумажное, документарное судопроизводство. [7, С. 25 – 28] Следует заметить, что в суды в большинстве случаев обращаются не молодежь, которая выроста на сети Интернет, а граждане среднего и пожилого возраста.

Согласно данным, суды РФ с 1 января 2017 года начали принимать документы в электронном виде. [11] Воспользоваться услугой «Электронное правосудие» могут те лица, кто зарегистрирован на портале государственных услуг. Такое нововведение уже повлекло ряд проблем, на конец февраля, в суды общей юрисдикции с начала года поступило более 17 000 электронных документов, из них около 8500 были отклонены. Основной причиной отклонения электронных документов является то, что файлы плохо читаемы и не содержат усиленной цифровой подписи, а также всех страниц в документе, необходимость наличия которых было ранее определил Верховный Суд Российской Федерации. [5]

По словам сотрудников Московского городского суда, «Электронное правосудие» прежде всего создается в интересах граждан, но в то же время упрощает и ускоряет работу судов. Помощник заместителя председателя Мосгорсуда Виктория Белицкая выделила следующие преимущества данной системы. Во-первых, у каждого участника судебного процесса появится личный электронный кабинет, благодаря которому граждане смогут знакомиться с материалами своих дел, подавать жалобы в электронном виде. Во-вторых, организация работы системы аудио- и видеозаписи в ходе судебных заседаний облегчит ведение протокола судебного заседания. В-третьих, нововведения затронут всех сотрудников аппарата Мосгорсуда и районных судов, т.е. им будет необходимо пройти курс обучения для пользования данной системой, но при этом автоматизация не приведет к сокращениям.[12] Таким образов введение документооборота в электронном виде требует от судей и работников судов наличия пользовательских навыков на достаточно серьезном уровне.

Итак, в заключении хотелось бы процитировать слова руководителя Управления Федерального казначейства по г. Москве, А.М.Гуровича, который сказал: «Технологии не только ускорят судопроизводство, но и повысят доверие граждан». [13] Развитие системы «Электронного правосудия» позволит реализовать принципы демократии, гласности судебной системы Российской Федерации, а также повысить ее динамичность и доступность для всех граждан.

Выше были рассмотрены проблемы, связанные с реализацией «Электронного правосудия» в нашей стране. Следующий вопрос, который хотелось бы затронуть, касается стандартов правосудия, а точнее то, как данные стандарты осуществляются в условиях применения электронной процессуальной формы развития. В научной литературе стандарты правосудия связывают прежде всего с правами и свободами человека. Кроме того, это прямо отражено в статье 18 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.» [1, C.7] Провозглашение приоритета прав и свобод человека приобрели международный характер. Международные стандарты прав и свобод, а в частности, и в сфере правосудия

получают все большее признание на национальном уровне, так как их включают в конституционные акты внутри государства в качестве международных обязательств. [8, C.12] В силу Конституции Российской Федерации международные нормы становятся фундаментом для действующего конституционного регулирования. Международные представления о стандартах правосудия являются следующими:

Во-первых, в качестве органа правосудия может выступать независимая от других властей инстанция. То есть в плане организации, а также финансирования такая организация будет обособлена.

Во-вторых, суд обязан создаваться и действовать на основании закона. Что касается системы «Электронного правосудия», то ее введение обусловлено изданием Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", а также ряда других нормативно-правовых актов.

В-третьих, суд не имеет права самостоятельно определять распространение своей компетенции, касающуюся рассмотрения отдельных категорий дел. Таким образом те, кто использует судебную защиту как способ отстаивания своих нарушенных прав, могут обратиться в компетентный суд по данному вопросу, а также по любому другому. Кроме того, данный стандарт позволяет определить в какой именно суд следует обращаться для защиты своих интересов.

В-четвертых, правосудие осуществляется только судом, поэтому никакой другой орган не может обладать функциями правосудия. Можно сказать, что введение «Электронного правосудия» приводит к тому, что «традиционное правосудие» делегировало свои функции и полномочия данной системе. Поэтому все права и обязанности правосудия официально перешли в электронный режим.

И конечно, такие принципы правосудия как состязательность и равноправие сторон, надлежащее уведомление сторон о судебном заседании,

порядок уведомления о слушании, участие прокурора в гражданском деле, гласность судопроизводства и другие, закрепленные не только в российском законодательстве, но в международном праве принципы, нашли свое отражение в системе «Электронного правосудия». Ведь без общеобязательных стандартов осуществления правосудия невозможно было бы ввести ее в эксплуатацию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализации стандартов правосудия в условиях применения электронной процессуальной формы и развития системы «электронного правосудия» возможна, а точнее обязательна, ведь без них о справедливом правосудии можно было бы забыть. Конечно, бывает, что принципы и стандарты правосудия нарушаются, но думается, что технический прогресс, который обеспечил создание электронной системы в скором времени позволит решить некоторые проблемные вопросы и устранить пробелы, касающиеся обращения в суд, возможности обращения к необходимой судебной документации и др.

 

«СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ»

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. – М. : Издательство «Омега-Л», 2014. С. 7
  2. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" от 22.12.2008 N 262-ФЗ (действующая редакция, 2016) // КонсультантПлюс
  3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 21.10.2016) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"// СПС КонсультантПлюс
  4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 (ред. от 23.12.2016) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"// КонсультанПлюс
  5. "Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа" (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 46-П)// СПС КонсультантПлюс

Научная литература

  1. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 471
  2. Митрофанова М.А. Психологические аспекты внедрения электронного правосудия в арбитражный процесс // Человек и право - XXI век. 2009. Вып. 9. С. 25 – 28
  3. Стандарты справедливого правосудия (международные и национальные практики) / кол. авторов ; под. ред. д. ю. н. Т.Г. Морщаковой. — Москва: Мысль, 2012.С. 12

Электронные ресурсы

 

  1. Электронное правосудие. URL: http://zao.pravo.ru/e_justice
  2. Аналитики подсчитали число пользователей интернета в России. Интернет и СМИ Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2016/01/28/survey/
  3. Суды РФ с 1 января начнут принимать документы в электронном виде. URL: https://www.bfm.ru/news/339532
  4. Сотрудники Мосгорсуда: Электронное правосудие создается прежде всего в интересах граждан. URL: http://ejustice.cnews.ru/articles/2016-12-04_sotrudniki_mosgorsuda_elektronnoe_pravosudie_sozdaetsya_prezhde
  5. Глава столичного казначейства: Технологии не только ускорят судопроизводство, но и повысят доверие граждан. URL: http://ejustice.cnews.ru/articles/2016-10-11_glava_upravleniya_federalnogo_kaznachejstva_moskvy_tehnologii