АНАЛИЗ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО КЛЮЧЕВЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

В Постановлении №2909 Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» сказано «дальнейшее совершенствование образовательного процесса, учебных планов и программ высшего образования на основе широкого использования новейших педагогических технологий и методов обучения, качественное обновление и внедрение современных форм организации научно-образовательного процесса магистратуры; создание и широкое внедрение в систему высшего образования учебных пособий нового поколения, обеспечение высших образовательных учреждений современной учебной, учебно-методической и научной литературой, в том числе на основе приобретения и перевода новейшей зарубежной литературы, регулярное обновление фондов информационно-ресурсных центров; неуклонное повышение уровня и качества профессионального мастерства педагогических кадров, прохождение повышения квалификации» способствует на современном этапе одной из главных задач в подготовке высококвалифицированных кадров.[1].

Контроль за усвоением знаний и формированием умений и навыков учащихся русских классов с многонациональным составом является обязательным этапом обучения русскому языку, так как позволяет не только констатировать объективный уровень приобретенных знаний, умений и навыков, но и определить степень успешности усвоения материала в ходе его изучения. [2].

Рациональная методика изучения русского языка в общеобразовательной школе может быть построена только на основе прочной лингвометодической базы, одним из оснований является тщательный анализ и установление типологии ошибок, причин их появления и разработка с учетом данного фактора оптимальных форм и приемов работы по устранению трудностей в усвоении базового лингвистического материала.

Этой цели был подчинен обучающий эксперимент, проводившийся в общеобразовательных школах Республики Каракалпакстан методом тестирования уровня знаний по русскому языку в разрезе ключевых разделов предмета, что позволило высветить все «узкие» места в усвоении учащимися программного материала, определить конкретные темы, представляющие для школьников наибольшие трудности, акцентировать на них внимание учителей и наметить конкретную программу совершенствования образовательных стандартов, учебных программ и учебников, а также системы повышения квалификации преподавателей - русистов.

Содержание всех тестовых заданий, независимо от их уровня, должно соответствовать обязательному минимуму содержания общего среднего образования.

Поэтому тестовые вопросы ориентировали прежде всего на проверку знаний, умений и навыков, предусмотренных действующей программой общеобразовательной школы, и включали материал по всем разделам курса «Русский язык», необходимый и достаточный для достижения цели среднего образования. Тестовые задания отвечали следующим требованиям к уровню обученности учащихся по русскому языку:

по фонетике, графике, орфоэпии: различать ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные; не смешивать звуки и буквы, уметь соотносить их; верно ставить ударение в словах;

по словообразованию: знать типы морфем и их существенные признаки (корень, приставка, суффикс, окончание); владеть способами подбора однокоренных слов; отличать омонимичные морфемы от родственных; осознавать в слове лексическое, грамматическое, словообразовательное значения; различать процессы словоизменения и словообразования, а также морфологические способы образования частей речи;

по лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, понимать прямое и переносное значения слов; толковать лексическое значение и подбирать синонимы и антонимы; различать многозначные слова и омонимы, слова с точки зрения их употребления, происхождения, стилистической окраски, с учетом условий и задач общения; уметь толковать фразеологизмы, различать фразеологизмы и свободные словосочетания, знать и понимать значение наиболее употребительных пословиц и поговорок;

по морфологии: знать признаки всех частей речи; опознавать части речи, их формы и уметь анализировать случаи перехода слов одной части речи в другую, учитывая морфологические признаки слова при решении орфографических и речевых задач; правильно (с точки зрения норм литературного языка) и стилистически целесообразно употреблять слова различных частей речи в словосочетаниях, предложениях и при создании текста определенного стиля и типа речи;

по орфографии: знать орфограммы, соответствующие языковому материалу, изученному в V-VII классах (безударные гласные в корне слова, гласные и согласные в приставках, гласные после шипящих и ц , гласные и, ы после ц, гласные в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий, согласные в суффиксах существительных и прилагательных, гласные е и и в суффиксах существительных и прилагательных, гласные е и и в окончаниях слов, одна и две буквы н в суффиксах, буквы ъ и ь, употребление больших букв, правописание приставок не- и ни- в местоимениях и наречиях и частиц не- и ни-, слитное и раздельное написание не и ни со словами, дефис между частями самостоятельных слов, между словами, дефис и в служебных словах, слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов, соединительные гласные в сложных словах, непроверяемые орфограммы в словах);

по синтаксису: знать существенные признаки синтаксических понятий; находить словосочетания разных видов, указывая главные и зависимые слова, средства связи между ними; понимать и доказывать отличие предложений от словосочетаний; осознавать предложение как высказывание; устанавливать цель высказывания и средства его оформления в устной (интонация, логическое ударение, порядок слов) и письменной речи (знаки препинания, порядок слов); выделять грамматическую (предикативную) основу предложения; определять типы и виды простых предложений; разграничивать главные и второстепенные члены предложения; различать простые и сложные предложения; отличать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; сопоставлять простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения; ориентироваться в синонимии сложноподчиненных и простых предложений с обособленными членами; находить в предложении обращения, вводные слова и предложения, знать условия обособления разных второстепенных членов предложения; знать способы передачи чужой речи, уметь пользоваться этими грамматическими конструкциями, прямой и косвенной речью в качестве синтаксических синонимов;

по пунктуации: знать функции знаков препинания, ставить знаки препинания в необходимых случаях (знаки препинания в конце предложения, запятые между однородными членами, тире в простом предложения, обозначение пропуска одного из членов предложения, знаки препинания между простыми предложениями в сложном предложении, знаки препинания в предложениях с прямой речью, с обобщающими словами при однородных членах, при обращении, вводных словах (словосочетаниях, предложениях), знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения, выделение запятыми обособленных обстоятельств, знаки препинания при междометиях, выделение чужой речи, случаи, когда пунктуационный знак не ставится);

по стилистике: знать стили литературного языка (обиходно-бытовой, официально-деловой, публицистический, научный, художественный), языковые средства, используемые при создании того или иного стиля, стилистические средства; смысловые типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

по культуре речи: соблюдать языковые нормы и уметь употреблять выразительные средства языка в речи в зависимости от разных условий общения людей, уметь выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношений, соблюдая при этом языковые нормы.

Разработка тестовых заданий требует не только глубоких знаний предмета и дидактического опыта, но и специальных знаний и навыков в области теории и практики составления самих тестовых заданий. Эти знания помогают сделать задания достаточно разнообразными по своим структурным и логическим свойствам, а также позволяют тестировать не только уровень поверхностных знаний, основанный на ассоциативных связях ключевых слов, но и более глубокий уровень операциональных знаний, дающих возможность использовать полученные данные на практике.

В этом плане большой научно - методический интерес вызывает концепция А.Г.Шмелева [3], на которую мы опирались при разработке классификации тестовых заданий по русскому языку для старшеклассников Республики Каракалпакстан. Они включают в себя фактологические, функциональные, структурные, концептуальные, концептуально-ассоциативные, концептуально - аналитические вопросы, для ответов на которые достаточен фактический объем знаний, умений и навыков по русскому языку, предусмотренный образовательным стандартом и учебной программой для средней общеобразовательной школы.              

 

Список использованной литературы:

  1. Ш.М. Мирзиеев. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» 20 апреля 2017 г.,№ ПП-2909.
  2. Андриянова В.И., Урумбаева Г. Н. Тестирование как инструмент контроля знаний, навыков и умений учащихся по русскому языку для школ с узбекским и каракалпакским языками обучения. - Т.: Фан, 1999. - 65 с.
  3. Основы психодиагностики /Под общей ред. А.Г. Шмелева – М.: Феникс, 1996. -342 с.