КЕЙС-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

CASE MANAGEMENT AS A TOOL FOR INTEGRATED SURVEILLANCE OF ELDERLY PEOPLE WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT

Чувство одиночества, изоляция, негативное отношение к собственному возрасту и социальному статусу – проблема российских пенсионеров. Успешная социальная адаптация пожилых людей – одно из главных условий поддержания высокого качества их жизни. Соответственно возникает потребность в эффективной помощи пожилым людям в условиях социально-экономических изменений, происходящих в стране. Это вызывает необходимость формировать специальные подходы, формы и методы социальной работы с пожилыми людьми.

Одним из способов адаптации пожилых граждан является образование: формальное, неформальное, информационное. Геронтообразование обладает потенциалом преодоления огромного количества всевозможных социальных проблем.  Изменения в сознании пожилого человека не являются препятствием для включения «старшего возраста» в образовательные процессы. Потому как один из способов адаптации, был разработан образовательный проект «Безопасное долголетие», в основе которого лежит алгоритм реализации кейс-менеджмента в деятельности специалиста по социальному сопровождению.

  1. Набор в кейс-менеджмент.

Пожилые люди сталкиваются со многими проблемами, в том числе финансовыми. Умение ориентироваться в потоках информации о банковских продуктах и услугах, способность не только внимательно читать, но и понимать условия клиентского договора имеют жизненно-важное значение для людей пожилого возраста. Банковские карты, расчеты через мобильные телефоны, другие гаджеты – обращение с ними зачастую неподъемная проблема для пожилых людей.

Пожилые люди обладают высокой степенью предрасположенности стать жертвой преступлений, связанных со злоупотреблением доверием.

Пенсионеры обезопасят себя дома и в общественных местах в ситуациях с мошенническими действиями (финансовыми и правовыми) направленными против них; научатся быть способным распознавать признаки финансового мошенничества; научатся следить за состоянием личных финансов.

Важен будет и мультипликативный эффект – передача знаний и умений, полученных в ходе проекта обучающегося членам своей семьи и его ближайшему окружению.

Цель – содействие формированию у целевой аудитории разумного и безопасного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, формированию навыков защиты своих интересов как потребителей финансовых услуг.

Задачи: выявить наиболее распространенные виды мошенничества, правонарушений, способы их совершения, рассмотреть частные случаи; выявить у целевой аудитории потребность в обучающем курсе, интерес и возможность посещения (взаимодействие рабочей группы с общественными организациями); выявить активных пенсионеров (волонтеров), компетентных в вопросах финансовой и правовой грамотности, привлечь их для участия в семинарах качестве спикеров; разработать обучающую программу; сформировать группу слушателей с учетом интересов и состояния здоровья.

Специалисты по социальной работе МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Правобережного района г.Магнитогорска прошли обучение в Челябинском филиале Финансового университета при правительстве РФ по профилю «Финансовая грамотность для пожилых людей», что дает им право работы в «Финансовой школе для пожилых людей» на базе Комплексного центра социального обслуживания населения.

Формами учебных занятий будут являться информационные встречи, лекции консультации.

Конечно же, обезопасить себя полностью невозможно, но советы и рекомендации, представленные в брошюрах, и проведенные мероприятия в этом помогут.

Этапы реализации:

Начальный этап – подготовка к реализации проекта: создание рабочей группы для работы над реализацией проекта; выявление наиболее распространенных видов мошенничества и формирование базы случаев; выявление у целевой аудитории потребности в обучающем курсе, интереса и возможностей посещения; привлечение активных пенсионеров (волонтеров), компетентных в вопросах финансовой и правовой грамотности, для участия в семинарах качестве спикеров; разработка обучающей программы и брошюр; формирование группы слушателей с учетом интересов и состояния здоровья и проведение пробного занятия со слушателями, из числа активистов ТОС, Совета ветеранов; проведение информационной компании – написание статьи и заметки в СМИ о запуске проекта.

Основной этап – реализация мероприятий, предусмотренных проектом, осуществление контроля над ходом реализации проекта - проведении тестирование на первом и заключительном занятии и на основании удовлетворенности – анкетирование, освещение проекта в прессе.

Заключительный этап – подведение итогов реализации проекта, анализ проделанной работы, передача опыта другим КЦСОН города.

Целевая группа – люди пожилого возраста.

Привлечение людей пожилого возраста будет проводиться через общественные организации – работа с активистами пенсионерами. Также клиентами будут получатели социальных услуг «Комплексного центра социального обслуживания населения» Правобережного района г.Магнитогорска.

Информация будет размещена на стендах, в рекламных листовках.

  1. Начало случая/процесс оценки случая.

Для того чтобы выявить причины низкой социальной адаптации проводится опрос респондентов: «Что является самой главной проблемой посттрудового периода?»

Возможны варианты ответов:

– слабое здоровье,

– одиночество,

– материальные (финансовые) проблемы,

– психологические проблемы,

– сужение круга общения и т.д.

Так же специалист в ходе беседы проводит краткий опрос: «Готовы ли вы к дальнейшему самообразованию?»:

  1. Отмечаете ли вы для себя ценность самообразования и образования в пожилом возрасте?
  2. Не поздно ли учиться?
  3. Готовы ли вы узнавать что-то новое?
  4. Какие образовательные занятия хотели бы посещать?
  5. По какой тематике?
  6. Возможность обучаться со сверстниками.

«Причины, по которым Вы бы посещали занятия?» (распределить по значимости):

1 место – получение новые знания и консультации,

2 место – возможность обучаться со сверстниками,

3 место – внести разнообразие в свободную жизнь,

4 место – много свободного времени,

5 место –  развивать себя и свои способности.

Положительные ответы свидетельствуют о наличии социального потенциала активности у определенной части пожилых граждан и говорят о том, что многие пожилые люди ведут довольно активную, деятельную жизнь, а многие хотели бы жить еще более активно. Что подтверждает значимость внедрения образования в жизнь пожилых людей.

  1. Выбор модели и места кейс-менеджмента.

Мы выбрали программу поддерживающего кейс-менеджмента, предназначенную для тех клиентов, которые нуждаются в краткосрочном обслуживании.

Клиенты участвуют в программе поддерживающего кейс-менеджмента, которая отвечает потребностям клиента, установленным во время краткого приема и оценки, и при которой клиент готов и желает участвовать в программе.

С участниками проекта перед началом занятий проводится тестирование по определению уровня их осведомленности и  способности противостоять опасностям в окружающем мире.

Работа будет организованна по нескольким направлениям:

– Работа с гражданами пожилого возраста в группах - на базе отделения дневного пребывания МУ «КЦСОН» Правобережного района - организация лекций с привлечением волонтеров из числа активистов пенсионеров. Бесплатная консультация юрисконсульта на занятиях.

– Индивидуальная работа с немобильными пенсионерами, обслуживающимися отделениями социального обслуживания на дому.

Социальные работники будут выступать в роли наставников пожилых граждан, обслуживаемых на дому. Послушают лекцию финансового и правового характера с последующей раздачей брошюр-памяток.

  1. Краткий план обслуживания.

Выявлены следующие потребности:

Самой главной проблемой посттрудового периода является слабое здоровье и одиночество. Эти факторы приводят к нарушению социально психологического состояния пожилых людей и как следствие, к снижению уровня социальной активности

Основная масса среди опрошенных граждан подтвердили интерес к самообразованию. Самообразование становится настоящей страстью, увлечением, образом жизни. Также при посещении занятий пенсионеры хотели бы  найти единомышленников в своей возрастной группе, равных по возрасту и образовательному уровню», «...не отставать от новых технологий, современной информации и жить в новой современной жизни», «жить полноценно».

Наличие информации о нуждах клиента, установленных во время проведения краткого приема/оценки, служит основой для составления краткого плана обслуживания.

Главная цель – формирование безопасного поведения у пожилых людей через повышение их правовой и финансовой грамотности.

План мероприятий.

На начальном этапе: будет создана рабочая группа, проведены оперативные совещания; сформирована база случаев; выявлены у целевой аудитории потребности в обучающем курсе, интересы и возможность посещения, будут привлечены активных пенсионеров (волонтеров), компетентных в вопросах финансовой и правовой грамотности для участия в семинарах качестве спикеров (запланированные мероприятия проводятся в течение полугода).

На основном этапе: формирование групп и проведение по 3 занятия в форме лекций – «Случаи финансового и правового мошенничества, модели поведения в частных ситуациях; проведение бесед с социальными работниками с раздачей информационных брошюр; публикация статьи и освещение на сайте учреждения.

Заключительный этап: передача опыта другим КЦСОН города – заключительное мероприятие с участием  специалистов Центров; демонстрация пожилыми людьми полученных умений, знаний; запись видеоролика с выкладкой на сайт Центра; итоговый аналитический отчет по реализации проекта.

  1. Начальная полная (комплексная) оценка.

Так как у нас программа поддерживающего кейс-менеджмента, а этот пункт применяется только к полному – потребность в нём отпадает.

  1. Составление начального плана полного обслуживания.

Важный этап в процессе внедрения модели полного кейс-менеджмента и является руководством к дальнейшему активному, направленному, поэтапному решению проблем клиента. У нас программа поддерживающего кейс-менеджмента, поэтому необходимость в данном пункте отпадает.

  1. Внедрение плана обслуживания: контакты с клиентом, ведение клиента и последующее наблюдение.

Внедрения плана обслуживания включает в себя выполнение задач указанных в плане.

В силу возраста и усвоения информации будет применяться технология модульного обучения.

Обучение проводится по следующим тематикам: безопасность использования банковских карт, основные виды мошенничества и способы защиты, поведенческие ошибки на финансовом рынке и как от них защититься, что такое финансовая грамотность и понятие бюджета, финансовое планирование, личные сбережения, кредитование и инвестирование, страхование и защита прав потребителей.

Система контроля за исполнением мероприятий будет основываться на проведении тестирования участников, проводимого в рамках образовательной программы на первом и заключительном занятии и на основании удовлетворенности – проведение анкетирования

Оценка эффективности будет основываться на наблюдении и проведении тестирования участников, проводимого в рамках образовательной программы на первом и заключительном занятии и на основании удовлетворенности – проведение анкетирования.

  1. Повторная оценка.

Повторная оценка представляет собой возможность наблюдать прогресс клиента, учесть его успехи и препятствия, а также оценить эффективность и смысл прошедших мероприятий.

Оценка эффективности проведенных мероприятий – будет выдан тест и анкета для каждого участника проекта. В которой они, основываясь на своих ощущениях, дадут оценку своего состояния (и физического, и психического), а также ставят оценку проведённым мероприятиям.

Конфиденциальность поможет максимально точно оценить программу с разных позиций.

  1. Обновление плана обслуживания.

В случае программ поддерживающего кейс-менеджмента (а у нас именно такой)  составление краткого плана обслуживания происходит при каждом проведении краткой повторной оценки.

Обновление плана обслуживания (корректировка мероприятий) произойдёт тогда, когда мы рассмотрим нашу проект с разных сторон, проведём опрос уже после проведения, найдём недостатки или недоработки, допущенные в ходе его реализации.

  1. Координирование и обсуждение случая.

После проведения всех мероприятий нами предусмотрены совещания с целью обнаружения недостатков и их корректировки, согласование и составление планов на проведение подобных мероприятий в дальнейшем.

Обсуждение будет вестись между сотрудниками Центра. Это позволит координировать проведение мероприятий, уменьшить социальные риски.

  1. Вмешательство в случае кризиса.

Возможны социальные риски:

Неполная посещаемость занятий и неусваивание материала в силу возраста слушателей курса: занятость пожилых людей в процессе программы не 2 часов, отбор материала – только основное, алгоритмы действий, визуальное подспорье – разработанная брошюра-памятка.

Клиенты будут знать куда обратиться в случае кризисной ситуации – на мероприятиях присутствует психолог, медицинская сестра, юрисконсульт. Также всем участникам будут выданы буклеты с контактной информацией.

  1. Закрытие случая.

Так как все цели и задачи проекта достигнуты, предполагается закрытие случая.

Таким образом, применение алгоритма позволяет оценивать геронтообразование, как один из успешных способов адаптации к современным условиям, что даст положительные результаты по включению престарелых людей в полноценную жизнь общества.

Кейс-менеджмент как инструмент комплексного сопровождения людей пожилого возраста является актуальной технологией,  реализуемой специалистами по социальной работе в проектной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Безенкова Т.А., Испулова С.Н., Олейник Е.В., Потрикеева О.Л., Супруненко Г.А., Андрусяк Н.Ю. Социально-педагогические технологии сопровождения и поддержки пожилых людей (на примере города Магнитогорска) // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 8. –  С. 176-180.
  2. Ишмухаметов Б.Н., Каминский А.С. Потенциал этического кейс-метода в организации обучения пожилых людей // В книге: Наука и практика: преемственность, традиции, инновации. Сборник научных статей преподавателей, магистрантов, студентов Кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. – Уфа, 2017. – С. 69-73.
  3. Каминский А.С., Мироненко А.В. Проблемы системы социального обслуживания пожилых граждан на современном этапе развития // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. – 2018. –  № 2 (14). – С. 24-26.
  4. Петушкова О.Г., Гурьянова И.В. Геронтообразование как фактор повышения социальной активности пожилых людей // В книге: Наука и практика: преемственность, традиции, инновации. Сборник научных статей преподавателей, магистрантов, студентов Кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. – Уфа, 2017. – С. 116-123.
  5. Потрикеева О.Л., Супруненко Г.А. Образование пожилых людей как средство их социальной адаптации // Дискуссия: Ежемесячный научный журнал № 6 (80) июнь 2017. – С. 111-115.
  6. Супрун Н.Г. Профессиональное образование через всю жизнь как фактор повышения качества жизни пожилых людей // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – № 49. – С. 131-133.