ВКЛАД ДУГЛАСА МАКГРЕГОРА В РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

THE CONTRIBUTION OF THE DOCTOR OF MACGREGOR TO THE DEVELOPMENT OF THE THEORY OF HUMAN RELATIONS

Как известно, Дуглас Макгрегор был социальным психологом, который после Второй мировой войны приобрел своеобразный статус настоящего гуру менеджмента. Макгрегор окончил Городской колледж Детройта и Гарвардскую Высшую школу искусств и наук, где изучал социальную психологию. Его карьера психолога не была особенно успешной, и он решил перейти на административную работу, где ему удалось проявить себя настолько, что в 1948 году он получил должность директора Антиохийского колледжа, где проработал шесть лет. В 1950-х годах Антиохийский колледж, который был на переднем крае использования прогрессивных, ориентированных на студентов методов обучения, был своего рода маяком для всех американских учителей. В США бизнес, как правило, был консервативным и высоко дисциплинированным, в то время как условия для воспитания детей и обучения студентов были достаточно либеральными и способствовали самовыражению учителей [6].

         Когда в 1954 году Д. Макгрегор стал профессором менеджмента в школе Слоана в Массачусетском технологическом институте, это назначение стало результатом хорошо известной административной деятельности ученого в Антиохийском колледже. Этот управленческий опыт предшествовал его исследованиям в области менеджмента, и сам Д. Макгрегор всегда проявлял к нему больший интерес, чем к консервативным ортодоксальным теориям командования и контроля. Д. Макгрегор - не типичный интеллектуал. Вместо того чтобы сначала использовать понятия, а затем использовать их для отслеживания происхождения конкретных событий, он использовал индуктивный подход, основанный на обобщении его собственных связей и отношений до уровня очень ясных утверждений, которые сделали его знаменитым. Фактически Д. Макгрегор опередил свое время на несколько десятилетий [8].

Он рассматривал рабочих и менеджеров как подмастерьев – это новый взгляд ученого, который получил признание относительно недавно, когда бизнес стал более сложным. Ученый трактовал бизнес как способ самовыражения руководителей и их подчиненных. В последующие годы, прошедшие после смерти Д. Макгрегора, он стал настоящим классиком, и отдел системной динамики Массачусетского технологического института рассматривает его достижения, сначала под руководством Джея Форрестера, а после - Питера Сенге, как доказательство ценности своего научного наследия.

В 1960 году Макгрегор опубликовал книгу «Человеческая сторона предприятия», которая оказала сильное влияние на всю его дальнейшую научную и педагогическую деятельность [3, 12, 15].

Дуглас Макгрегор известен, прежде всего, тем, что сформулировал два предположения о человеческой природе: теорию X и теорию Y. В начале 50-х годов 20 века он впервые сформулировал свои идеи об управлении, которые в 1960 году были опубликованы в его основной работе «Человеческая сторона предприятия» («The Human side of enterprise»). Д. Макгрегор утверждал, что существует два типа управления персоналом, первый из которых основан на «теории X», а второй - на «теории Y» [5].

Мало кто из авторов книг по проблемам бизнеса может быть обязан столь многим, как Д. Макгрегор, только одной работе. Но его преждевременная смерть в возрасте 57 лет не позволила ученому оставить нам только эту одну законченную работу и несколько незаконченных набросков статей. Без этой книги он вряд ли был бы вообще известен.

         Книга начинается с рассмотрения природы социальных наук. Вся наука, подчеркивает Д. Макгрегор - есть приспособление к природе изучаемого явления. Мы не можем заставить воду течь снизу-вверх, так же, как мы не можем сделать большинство важных процессов, которые выполняют люди, достаточно предсказуемыми и управляемыми. Мы можем контролировать только рутинное поведение - когда человек приходит на работу, какие собрания он посещает,  но чем более важными становятся аспекты его деятельности, тем менее они поддаются контролю [14].

         Все управленческое поведение основано на «теории», наборе слабо связанных предположений о человеческой природе, с которыми нам приходится иметь дело. Поэтому мы должны тщательно изучить используемые допущения, поскольку они частично созданы нами самими. Физические объекты, в отличие от людей, когда мы изобретаем для них свои собственные теории, не изменяют свой внешний вид или поведение. Мы черпаем свои представления о власти из трех основных источников: армии, Церкви (в основном Римско-католической) и естественных наук (которые требуют одностороннего контроля в процессе научных экспериментов над неодушевленными предметами). Но все это лишь частные случаи крайней зависимости от власти. Никто и ничто не освещает картину мира, который становится все более и более взаимозависимым. Человеческий аспект предприятия учитывает широкий спектр инициатив, исходящих из крайне непредсказуемых и неконтролируемых источников. Кроме того, удовлетворенность процессом работы также основывается на реализации таких инициатив [1, 2, 7, 9].

Можно предположить, что все очень просто: теория X показывает в основном негативный взгляд на людей. Согласно этой предпосылке, все они имеют небольшие амбиции, не любят работать, склонны избегать ответственности и способны эффективно работать только под строгим надзором. Теория Y предполагает позитивное представление. Согласно ей, люди способны организовываться, брать на себя ответственность и воспринимать работу так же естественно, как отдых или игру. Д. Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и установил, что менеджер может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

- задачи, которые получает подчиненный;

- качество задачи;

- время, когда задание было получено;

- ожидаемое время выполнения задачи;

- инструменты, доступные для выполнения задачи;

- инструкции, полученные подчиненным;

- убеждение подчиненного в том, что задача выполнима;

- убедить подчиненного получить вознаграждение за успешную работу;

- размер вознаграждения за выполненную работу;

          - уровень вовлеченности подчиненного в круг проблем, связанных с работой [4, 5, 6].

Макгрегор считал, что положения теории y более правильно отражают истинную природу сотрудников и что практика управления должна основываться на них. Основные положения теории X и теории Y описаны в таблице. Как анализ Макгрегора вписывается в теорию мотивации? Ответ на этот вопрос очень хорошо выражен в структуре, представленной А. Маслоу.

Теория X предполагала, что у человека преобладают потребности низшего порядка, а согласно теории Y - потребности высшего порядка [1, 10].

Лично сам Макгрегор придерживался мнения, что теория Y более жизнеспособна, чем теория X. Исходя из этого, он пришел к выводу, что участие в процессе принятия решений, выполнение ответственной и интересной работы, а также хорошие отношения в команде могут максимизировать мотивацию сотрудников к эффективной работе.

           Макгрегор утверждает, что положения «теории Х» в литературе об организациях наиболее широко представлены, в то время как они имплицитно присутствуют в существующих управленческих стратегиях и практиках [16].

Вплоть до своей кончины в 1964 году, Макгрегор работал над теорией Z, в которой он пытался объединить потребности и стремления корпорации и индивида. Эту незаконченную работу продолжил Уильям Оучи. В теории организации Z, предложенной Оучи, центральными положениями являются пожизненная занятость, забота о сотрудниках, включая их социальную жизнь, решения, принимаемые на основе консенсуса, медленное продвижение по службе, большое общение, лояльность и активная забота о достижении совершенства. Если бы Макгрегор прожил дольше и сумел завершить теорию Z, возможно, он пришел бы к варианту, содержащему аналогичные компоненты.

          Многие склонны считать, что сам Дуглас был ярым сторонником Y-теории; однако, как отметил Эдгар Шейн в предисловии к своей книге «профессиональный менеджер», это раздражало самого Макгрегора - в своих книгах Дуглас всегда подчеркивал, что в разных ситуациях требуются разные подходы к управлению и невозможно установить универсальную формулу поведения для управленческой команды просто по определению. Следует также понимать, что теория Y сама по себе является достаточно гибким понятием и не всегда может быть определена как определенная последовательность действий. К сожалению, большинство самопровозглашенных учеников и последователей Макгрегора склонны интерпретировать его работу в этом очень упрощенном виде [11, 13].

Хотя Дуглас Макгрегор ушел из жизни более полувека назад, он остается одним из самых уважаемых и часто цитируемых авторов в области человеческих отношений. Его творчество вдохновляло таких разных мыслителей, как Розабет Мосс Кантер, Уоррен Беннис и Роберт Уотерман. Несомненно, особенно отдельно следует отметить, что Макгрегор прославился своими мотивационными моделями-теориями X и Y, которые считаются одними из самых известных теорий в рамках науки управления.

 

Список литературы

 

  1. Аллагулов Р.Х., Брялина Г.И., Габитов И.М., Еникеев Д.Д., Ишмухаметов Н.С., Кашаев Н.Х., Кильдибекова З.Р., Кузяшев А.Н., Полянская И.К., Сибагатуллин С.Р., Сингизова Н.Б. Экономика в 2-х томах. Том 1. Учебное пособие / Уфа, 2006. – 160 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=28161989
  2. Ахметов В.Я., Кузяшев А.Н., Насретдинова З.Т., Ахмедина Г.Б. Экономическая реализация собственности через кооперацию // Вестник Евразийской науки, 2019. Т. 11. № 4. С. 51. URL статьи: https://esj.today/PDF/61ECVN419.pdf - https://elibrary.ru/download/elibrary_41358698_31803414.pdf   - (дата обращения 26.01.2020).   Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/61ECVN419 (http://dx.doi.org/10.15862/61ECVN419
  3. Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководителей. - СПб.: Питер, 2014. - 445 с.
  4. Бураканова Г. Стиль руководства и эффективность управления // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 4. - С. 112-118.
  5. Вахитова А.З., Иванов И.А., Кузяшев А.Н., Рыбкина Е.К. Актуальные вопросы проектирования рабочего места // Научный электронный журнал «Меридиан».  2019. № 15 (33). С. 279-281.   https://elibrary.ru/item.asp?id=41579630   (дата обращения: 24.01.2020 г.).
  6. Кузяшев А.Н., Утяшев А.Т. Методы подбора персонала в организации: проблемы и пути их решения // Экономика и бизнес: экономика и практика. Международный ежемесячный научный журнал, № 11-2 (57), ноябрь 2019 г. С. 42-45. DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11347 -  URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=41593088   (дата обращения: 24.01.2020 г.).
  7. Кузяшев А.Н. Экономика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкономическим специальностям / А. Н. Кузяшев ; Восточная экономико-юридическая гуманитарная акад. (Акад. ВЭГУ). Уфа, 2011. – 360 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19976605
  8. Матасова И.М. Стили руководства на государственных и частных предприятиях: общее и особенное // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2018. - № 2. - С. 141-152.
  9. Матросов Т.А. Концептуальные подходы к руководству персоналом // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2017. - № 113. - С. 173-176.
  10. Минеева Р.Р., Кузяшев А.Н. Актуальные вопросы, связанные с оценкой персонала // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 14 (32). С. 114-116. https://elibrary.ru/item.asp?id=41518917  (дата обращения: 26.01.2020 г.).
  11. Парахина В.Н. Теория управления. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 608 с.
  12. Решетников М.А., Кузяшев А.Н. Актуальность теории Адама Смита // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 15 (33). С. 783-785. https://elibrary.ru/item.asp?id=41579652  (дата обращения: 25.01.2020).
  13. Саитгареева Р.Ш., Кузяшев А.Н. Современный подход менеджмента к проблемам российских промышленных предприятий // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 13 (31). С. 21-23. https://elibrary.ru/item.asp?id=41508769 (дата обращения: 26.01.2020).
  14. Чудновская С.Н. История менеджмента. - СПб.: Питер, 2018. - 239 с.
  15. Шакртдинова Я.В., Кузяшев А.Н., Рахматуллин Ю.Я. Вклад Фредерика Герцберга в развитие теории трудовой мотивации // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 2 (36). С. 189-191.  https://elibrary.ru/item.asp?id=41803668  (дата обращения: 26.01.2020).
  16. Уколов В.Ф. Теория управления. - М.: Экономика, 2016. - 656 с.