НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

LEGAL FRAMEWORK PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF HEALTHCARE IN EMERGENCIES (ON THE EXAMPLE OF THE SVERDLOVSK REGION)

Чрезвычайные ситуации наносят значительный урон не только экономическому состоянию государства, но и приносят значительный социально-демографический ущерб. Тысячи пострадавших и погибших в чрезвычайных ситуациях делают проблему медико-санитарного обеспечения актуальной из года в год. Рассмотрим, насколько правовая система в РФ является эффективным инструментом в борьбе с предотвращением ЧС и минимизацией их последствий.

На государственном уровне всероссийская служба медицины катастроф является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основы ее деятельности закреплены в Положении о Всероссийской службе медицины катастроф. [1]

Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, настоящим Положением, а также иными нормативными правовыми актами.

Следует выделить, что служба осуществляет решение следующих задач:

а) быстрое реагирование, мобилизация материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме;

б) ликвидация эпидемических очагов;

в) создание резерва материальных запасов;

г) обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.[2]

Данные задачи нацелены на решение следующей проблемы - минимизация тяжелых и безвозвратных потерь

Для их реализации служба наделена следующими полномочиями:

а) организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе организация и оказание медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию;

б) сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

г) информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

д) обеспечение реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, при чрезвычайных ситуациях  и т.п.[3]

Служба в целях выполнения возложенных на нее задач представлена на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях

На региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации):

  • координационными органами - комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • постоянно действующими органами управления - органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан;
  • органами повседневного управления – территориальными ЦМК;
  • силами и средствами органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;[4]

На основании Постановления Главы администрации Свердловской области № 235 от 08.09.93 г и приказа Главного управления здравоохранения СО № 180-п от 28.09.93 г. «О создании областного Центра медицины катастроф и неотложных состояний» был создан Центр медицины катастроф Свердловской области.[5]

Изначально, при создании Центра были заложены основные принципы его работы[6]:

1) Центр - это самостоятельное медицинское учреждение особого типа, имеющее в своем составе подразделения способные в любое время выдвинуться к месту ЧС;

2) Медицинские работники Центра должен быть его штатными сотрудниками и работать в базовых медицинских учреждениях, оказывающих неотложную медицинскую помощь в повседневном режиме;

3) Центр должен иметь оперативно-тактический резерв медикаментов и медицинского оборудования, необходимого для оказания помощи в ЧС, иметь собственный транспорт различного назначения и современную, как проводную, так и беспроводную связь для своевременного оповещения и сбора персонала, а также решения оперативных вопросов в различных ситуациях.[7]

С начала 1994 г., когда началась фактическая работа Центра, особенность ситуации заключалась в том, что все эти вопросы необходимо было решать одновременно. Администрация центра занималась формированием отделов Центра, подбором штата сотрудников, Департаментом здравоохранения Правительства Свердловской области было выделено здание, начата его реконструкция и ремонт, стал создаваться резерв медикаментов и изделий медицинского оперативно - тактического назначения

В 1994 г. отдел санитарной авиации был передан из Областной больницы в структуру центра.

 Период до 1999г. - был направлен на развитие самого центра медицины катастроф как ЛПУ особого типа. С 1999 -2000 гг. коллектив приступил к развитию областной Службы медицины катастроф. [8]

В эти же годы коллектив центра был первым в разработке и внедрению по следующим направлениям:

1.Двуединая доктрина оказания экстренной медицинской помощи в повседневном режиме и режиме ЧС одними и теми же силами, и средствами ТЦМК СО.

2.Мобильный медицинский отряд специального назначения (ММОСН) и мобильный лечебный комплекс (МЛК).

3.Межрайонный уровень медицины катастроф, филиалы Центра.

  1. Работа со службой скорой медицинской помощью, как с местным уровнем службы медицины катастроф.

5.Организация акушерско-реанимационного, нейрохирургического и комбустиологического консультативных центров в структуре ТЦМК.

  1. Создание и обучение бригад экстренного реагирования на станциях и отделениях СМП на территории области.

Работа ТЦМК СО была высоко оценена федеральным руководством и в 2004 году в первом Всероссийском конкурсе на «Лучший центр медицины катастроф РФ» центр занимает первое место.[9]

Однако несмотря на обширные полномочия Центра медицины катастроф, данное подразделение не способно в одиночку решить масштабную проблему минимизации человеческих потерь в чрезвычайных ситуациях. Именно поэтому важно обеспечить взаимодействие центра с крупным территориальными органами, а именно с Министерством Чрезвычайных ситуаций Свердловской области и с Министерством Здравоохранения Свердловской области.

Взаимодействие Центра Медицины катастроф, Министерства Чрезвычайных ситуаций и Министерства Здравоохранения закреплено в перечне       создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установленном в Постановлении  Правительства РФ  «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».[10]

На основании анализа нормативно правовых актов Свердловской области в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, нами был сделан вывод о принципах взаимодействии трех организационных структур: Центра медицины Катастроф, Центра управления кризисными ситуациями МЧС и Министерства здравоохранения по Свердловской области. Во-первых, важен принцип централизации руководства, так как при возникновении крупномасштабных ЧС в работе участвуют формирования, имеющие различную ведомственную подчиненность, поэтому существование единого органа управления является необходимым условием для координации их деятельности (в Свердловской области такую функцию выполняет ЦУКС МЧС). Далее следуют принципы оперативности и срочности, заключающиеся в возможности немедленного реагирования на факты возникновения экстремальных явлений в любом районе области.

Список литературы:

  1. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 ( в ред. от 29 ноября 2018г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Официальный сайт государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Территориальный центр медицины катастроф" [электронный ресурс] URL: http://www.tcmkso.ru/ (дата обращения 08.05.2019).
  3. Официальный сайт Правительства Свердловской области [электронный ресурс] URL: http://midural.ru/ (дата обращения 25.01.2020).
  4. Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 734 [электронный ресурс] URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102167419&rdk=&backlink=1 (дата обращения 06.05.2019).

 

[1] Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 734 [электронный ресурс] URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102167419&rdk=&backlink=1 (дата обращения 06.05.2019). П.3.

[2] Там же, П.3. 

[3] Там же, П.4. 

[5] Официальный сайт Правительства Свердловской области [электронный ресурс] URL: http://midural.ru/ (дата обращения 25.01.2020).

[6] Официальный сайт государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Территориальный центр медицины катастроф" [электронный ресурс] URL: http://www.tcmkso.ru/ (дата обращения 08.05.2019).

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Там же.