ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF META-SUBJECT RESULTS AT INFORMATICS LESSONS DURING EDUCATION DIGITALIZATION

В условиях стремительного роста объёма информации, повышения уровня влияния новых информационных технологий на все сферы развития общества идёт переоценка ценностей в образовании. Всё большее значение в современном мире приобретают компетентность, лидерство, инициативность, способность к принятию самостоятельных решений, умению быстро и правильно находить нужную информацию, приобретать необходимые навыки. Перед школой, педагогическими работниками ставятся задачи: поиск новых методов обучения, применение педагогических технологий, ориентированных на формирование метапредметных результатов, обеспечивающих качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, что особенно актуально в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Информационные технологии дают новые возможности для творчества, позволяют реализовать новые формы и методы обучения, применяя моделирование явлений и процессов. Одним из важных направлений преподавания информатики является создание  условий для формирования метапредметных результатов, умений и навыков практического использования информационных технологий в учебной деятельности, творческого осмысления способов компьютерной обработки информации, умения логически мыслить, развития познавательной активности учащихся; создание организационных условий в рамках учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

В соответствии с ФГОС метапредметными результатами обучения информатике в основной школе являются:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  5. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  8. работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  10. владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции); формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. [1]

Формированию метапредметных результатов на уроках информатики способствует применение в процессе работы различных форм, методов, приемов — деятельностного подхода, технологий проектно-исследовательской деятельности, развития критического мышления, проблемного обучения, включение самого обучающегося в учебную деятельность, организация процесса самостоятельного овладения новыми знаниями, применения их в решении различных задач.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики нацелена на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач. Работа над проектом предусматривает использование различного программного обеспечения. В ходе научно-исследовательской работы учащимися создаются программные продукты. Тему проекта задает учитель-предметник, вместе с учениками определяется алгоритм работы. В процессе выполнения задания учащийся подводится к проблеме, при решении которой возникает необходимость в новых навыках, новых понятиях и т.д. Таким образом, новая тема не навязывается, а преподносится по мере требования учащихся. В рамках предмета «Информатика»  реализуются следующие типы учебных проектов: практико-ориентированные («Компьютер и здоровье», «Домашняя библиотека»); социально- информационные («Создание модели многофункционального пункта охраны территории заповедной зоны Висимского заповедника средствами ArchiCAD и SketchUp», «Практическое применение недесятичных систем счисления», «Алгоритмы сжатия изображений», «Дизайн сайта — цель или средство?»); исследовательские («Поиск информации в Интернете», «Исследование поисковых систем на основе теории нечетких множеств»). Для оценивания проектов учащихся, использую листы самооценки, взаимооценки.

Особое внимание уделяется межпредметным проектам, которые позволяют показать знание материала не только по информатике, но и по другим предметам. Так, например, при изучении темы «Гиперссылки в текстовом редакторе» учащиеся составляют тест по истории, а при изучении электронных таблиц решают задачи на моделирование по физике и биологии, производят расчет семейного бюджета. Работа над проектами способствует формированию метапредметных результатов, развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, является средством формирования универсальных учебных действий.

Одной из современных педагогических технологий, способствующих формированию метапредметных результатов, является технология развития критического мышления, цель которой – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. На каждой стадии урока используются различные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

Так, например, при изучении темы «Форматирование текста» в 7 классе, на стадии «Вызов» используется Прием РКМ «Классификация». Учащимся предлагается записать на доске объекты, к которым можно применить прямое и стилевое форматирование. Дети по очереди выходят к доске, делают запись, аргументируя ее. После выполнения задания учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели занятия.

На стадии «Осмысление» использую приемы «Кластер», работу в парах.  Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Учащиеся работают парами. Каждая пара получает задание составить кластеры «Свойства символов», «Свойства абзацев».  Учащимся предлагается выяснить, что можно менять в процессе форматирования символов, абзацев. После чего вызываются к доске по одному человеку от двух пар.  Экран разделен на 2 страницы, в центре листа пишется словосочетание. Учащиеся записываются подготовленные кластеры. Дети обсуждают выполненные на доске записи, делают поправки, замечания. Далее учащиеся, продолжая работать в парах, заполняют таблицу, в которой распределяют, к какой группе (форматирование или редактирование) относятся предложенные действия. После чего на доске проводится автоматическая проверка.

На заключительном этапе «Рефлексия» использую прием «Синквейн». Это  стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Учащиеся учатся писать подобные стихотворения в парах, напоминая друг другу правила написания, подбирая лексику.

Таким образом, приёмы технологии критического мышления способствуют формированию метапредметных результатов, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, помогают выстроить совместную деятельность с учениками так, чтобы поиск и творчество давали возможность реализоваться каждому ученику.

Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей учащихся необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Такую возможность, я считаю, предоставляет использование на уроках информатики проблемного обучения.

Тезис С. Л. Рубинштейна "Мышление начинается с проблемной ситуации" полностью подтверждается практикой. Так как каждое занятие проводится в компьютерном классе, систематически использую информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе ЭОР, Web 2.0. С помощью ИКТ решаю следующие задачи: развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся; повышение продуктивности самоподготовки учащихся; усиление мотивации к обучению; активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности.

При переходе в основную школу особенно значимым является личностное развитие ребенка. Основные компоненты учебной деятельности достаточно сформированы, что позволяет ребенку успешно усваивать не только программный материал, но и расширять свой кругозор, выходя за рамки стандартов. Участвуя в конкурсах, исследовательских работах, НПК подростки решают одну из главных возрастных задач – адаптация в социуме, общение со сверстниками.  Такая работа готовит детей к будущей жизни, позволяя испытать свою конкурентоспособность, повышает интерес ученика к познанию.

В настоящее время на рынке труда наблюдается огромный тренд на самообразование. Из-за прогресса науки и информационных технологий, провоцирующих стремительные изменения, необходимо учиться на протяжении всей жизни.  Использование новых методов в обучении и воспитании нового поколения, применение педагогических технологий, ориентированных на формирование метапредметных результатов, будет способствовать становлению востребованных в настоящее время качеств выпускника: умение обучаться, работа на результат, работа в команде, способность к критическому мышлению, креативность и адаптивное решение, умение видеть возможности в сложной, неопределенной ситуации.

 

Список использованных источников

  1. Burrows, A.C., Borowczak, M. (2019). Computer science and engineering: utilizing action research and lesson study. Educational Action Research, 27 (4), pp. 631-646.
  2. Salas, R.P. (2017). Teaching entrepreneurship in computer science: Lessons learned. Proceedings - Frontiers in Education Conference, FIE, 2017-October, pp. 1-7.
  3. Margolis, J., Goode, J. (2016). Ten lessons for computer science for all. ACM Inroads, 7 (4), pp. 52-56.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронныц ресур].-Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf
  5. Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
  6. Скрипкина Ю.В. Метапреметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010]. URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
  7. Прокопенко М.Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
  8. Настюк А.В., Бегичева С.В., Назаров А.Д. Государственная инновационная политика как стратегический приоритет развития системы образования. В сборнике: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 48-54.