Сохранение и развитие традиционной культуры северных этносов в системе этнокультурного образования

УДК 37.014.53

Гашилова Людмила Борисовна,

Чернышова Светлана Леонидовна,

г. Санкт-Петербург

В нынешних стремительных условиях модернизации образовательной системы российского государства важная роль отводится формированию у подрастающего поколения национальных и общечеловеческих ценностей, основанных на этнокультурных особенностях традиций, имеющих такие необходимые элементы как язык, обычаи, своеобразие народного художественного творчества, морально-нравственные и этические принципы, определяющие поведенческую модель человека и др. Особую актуальность модернизация образования приобретает в рамках выстраивания программы социально-экономического и культурного преобразования нашего государства, укрепления ее национальной безопасности, которая основывается на многоуровневой самоидентификации личности: национальной, этнической, этнокультурной, личностной, гражданской и профессиональной.

Воспитание всесторонне развитой личности, свободно владеющей знаниями, соответствующими современности, навыками и общекультурными и профессиональными компетенциями, основанными на идеалах демократии и правового государства, на наш взгляд, должно стать основной стратегией развития российской образовательной системы. Культурно-образовательная политика, основанная на ценностных принципах и соответствующих организационно-управленческих механизмах, должны соответствовать, по мнению С.А. Гончарова и И.Л. Набока, «… потребностям развития гражданского общества, формирования целостного культурно-образовательного пространства страны, наконец, достижения главной цели – создания условий для становления духовно суверенной, креативной и одновременно социально-ответственной, толерантной личности». [1, с. 11]

Именно поэтому осмысление, анализ, обновление и внедрение в систему образования содержательно иной образовательной практики, направленной на этнокультурное просвещение, является приоритетным направлением в системе обучения и воспитания. На наш взгляд, основная цель этнокультурного образования РФ, как многоаспектного социально-педагогического феномена, заключается в построении целенаправленного педагогического процесса, основанного на изучении и практическом освоении учащимися ценностей этнической культуры, ее сохранение и возрождение с учетом и анализом культурного наследия других этносов.

Необходимость и важность этнокультурного образования в нашей стране становится наиболее актуальным, когда речь идет о социально-экономическом, культуротворческом и историческом просвещении  коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Система этнокультурного образования коренных малочисленных северных этносов направлена, с одной стороны, на обеспечение возможности северных этносов успешной социализации в современное общество, с другой,  на сохранение и развитие их традиционной культуры. Уникальные и самобытные культуры коренных малочисленных народов северных регионов, на наш взгляд, могут сохраниться лишь в случае поиска адекватных адаптационных моделей, основанных как на возрождении утраченных исконно культурных артефактов, так на модернизации существующих культурных элементов, способных приспосабливаться к современным условиям. Для этого необходимо выстраивать благоприятные коммуникативные связи, позволяющие осуществить диалог современных и традиционных культур. Успех социализации северных народов также во многом зависит от уровня их профессиональной подготовки, содействию их развитию в системе гуманитарного просвещения.

Практикой реализации этнокультурного образования является институт народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена Здесь апробированы методы и технологии преподавания родных языков, фольклора, литературы и традиционной культуры северных этносов. В институте ведется разработка и апробация программного и учебно-методического оснащения к основным образовательным программам подготовки бакалавров и магистров в рамках федеральных государственных стандартов высшего образования третьего поколения. Уникальна методология системного междисциплинарного подхода к проблеме этнокультурного образования, выработанная и внедренная ведущими учеными - североведами в образовательную практику института. «Реализация программ, основанных на уровневой концепции образования, способствует сохранению единства российского образовательного пространства, развитию межкультурного диалога и вызвано потребностью подготовки кадров, способных применить современные гуманитарные технологии в сфере этнофилологии и этнокультурологии, эффективно использовать полученные знания в социально-практических целях для формирования творческой, духовно развитой и социально ориентированной личности». [2, с. 3] Непрерывность во взаимоотношении образования и культуры, междисциплинарный принцип и интегративный подход, формирование этнокультурной компетентности становятся ведущими тенденциями института, связанными с обновлением содержания образования в современных условиях. Этнокультурология и этнофилология, входящие в комплекс этнокультурного образования, реализуемого в институте народов Севера Герценовского университета, позволяет студентам овладеть необходимыми профессиональными компетенциями и системой знаний об особенностях этнической и региональной культур, выявлять их место в отечественной и мировой истории, анализировать, сопоставлять образцы традиционной культуры с современными его интерпретациями, что дает им возможность быть востребованными в современной социокультурной среде, а также успешно осуществлять процесс трансляции культурных ценностей в обществе, быть способными на основе межкультурного диалога активно взаимодействовать с представителями других этнических культур.

Таким образом, эффективность развития этнокультурного образования  в институте народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена заключается в культурной преемственности, в сохранении и развитии уникальных аутентичных образцов этнической культуры народов Севера и Арктики, а также актуализации, связанной с выработкой адекватных способов трансляции культурных ценностей северных народов.

 

Литература

  1. Гончаров С.А., Набок И.Л. Образовательные ресурсы формирования и развития культуры межнациональных отношений в современной России //Реальность этноса. Роль образования в развитии межнациональных отношений в современной России: Сборник статей по материалам XV Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 23 – 25 апреля 2013 г. /Под науч. ред. И.Л. Набока – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 502 с.
  2. Этнофилология и этнокультурология Севера. Методические материалы к основным образовательным программам подготовки бакалавров и магистров по направлению «050100 – Педагогическое образование» /Под науч. ред. Л.Б. Гашиловой. – СПб.: Астерион, 2012. – 252 с.