ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ: СИМПТОМЫ И ПРИЧИНЫ

DEPRESSIVE SYMPTOMS IN STUDENTS: SYMPTOMS AND REASONS

Стиль поведения педагога оказывает влияние не только на академические, но и психосоциальные аспекты психического здоровья. Важно рассматривать педагогическое поведение в качестве возможного стрессора для школьников, так как они проводят с учителями большую часть дня, каждый день, в общей сложности около 15 000 часов в начальных, средних и старших классах. Современные американские психологи утверждают, что депрессивные расстройства влияют почти на 50% обучающихся. В общенациональном американском опросе 31,3% студентов сообщили, что они чувствовали себя во время обучения в школе подавленными, что препятствовало их успешной умственной деятельности; 12,6% сообщили, что депрессия мешала им успешно обучаться. Согласно статистическим данным опросов в Америке, депрессия связана со снижением среднего балла и с окончанием школы [1, с. 20-36].

Однако взаимосвязь между стилем педагогического общения и психическим здоровьем учащихся полна противоречий. Результаты зарубежных исследований в рамках модели уязвимости и стресса показали, что у учащихся с негативным инференциальным стилем некоторые виды педагогического поведения могут быть стрессорами, взаимодействующими с уже существующими негативными инференциальными стилями, способными вызывать депрессивные симптомы [6, с. 358-372].

В 1989 г. Л. Абрамсон предложил теорию безнадежной депрессии, рассмотрев причину стрессового события, последствия стрессового события и опыт стрессовых ситуаций, в частности, выводы о собственных негативных характеристиках, вызванных стрессовым событием [6, с. 358-372].

Несовершеннолетние проводят большую часть времени с учителями, поэтому стиль педагогического общения может вызывать стресс и оказывать негативное влияние на когнитивное восприятие учеников. Таким образом, стиль педагогического поведения может взаимодействовать с существовавшим ранее негативным стилем, приводя к формированию безнадежной депрессии у подростков. Конкретные стили поведения педагога включают в себя негативные социально-эмоциональные, учебные, организаторские и бихевиористические паттерны [1, с. 20-36].

Отрицательный стиль педагогического общения относится к поведению, которое студенты воспринимают как неприятное и контрпродуктивное. У старшеклассников негативный стиль поведения педагога положительно связан с общими депрессивными симптомами. Таким образом, негативный стиль поведения педагога, скорее всего, окажет основное влияние на общие депрессивные симптомы у учеников. Учитель с отрицательным стилем педагогического общения, может способствовать появлению симптомов безнадежной депрессии у учащихся.

Учителя демонстрируют социально-эмоциональный стиль педагогического общения, когда они взаимодействуют со школьниками в ходе реализации учебного процесса. Отсутствие связи между социально-эмоциональным стилем поведения педагога и общими депрессивными симптомами у учащихся можно интерпретировать как недостаток связи между обеими переменными [1, с. 20-36].

Организационный стиль поведения педагога связан с управлением классом. Он включает в себя минимизацию нарушений в классе, установление плавных переходов от одного вида классной деятельности к другой и другие процессы, которые помогают более эффективно управлять классом.

В 2017 году американские психологи университета Луисвилл (Кентуки, США) провели исследования на базе Южного университета и колледж A & M (США), в котором приняли участие 152 первокурсника. Целью опроса являлось исследование роли педагогического поведения с точки зрения теории безнадежной депрессии [1, с. 20-36]. До сих пор корреляция между большинством видов педагогического поведения и общими депрессивными расстройствами учащихся не была установлена. Теория безнадежной депрессии может дать объяснение отсутствию значимых результатов. Некоторые методы обучения могут влиять на формирование депрессивных симптомов не напрямую, а через уже существующий негативный стиль педагогического общения.

Ожидалось, что отрицательный стиль педагогического общения оказывает влияние на появление и усиление общих депрессивных симптомов и/или симптомов безнадежной депрессии у обучающихся. Ученые выдвинули гипотезу, что симптомы безнадежной депрессии наиболее явно проявляются у учеников с негативным инференциальным стилем.

К участию в исследовании были приглашены все студенты первого года обучения, так как у них все еще сохранились свежие воспоминания о школе. С целью исследования академической успеваемости был использован «Опросник когнитивного стиля»: для каждой негативной ситуации участникам предлагалось записать одну возможную причину ее возникновения. Затем каждый респондент оценивает причины возникновения гипотетического события. Далее они оценивают вероятность дальнейших негативных последствий каждого события, что представляет собой вывод, связанный с последствиями негативной ситуаций. Наконец, участники оценивают степень, в которой возникновение события раскрывает собственные характеристики, что относится к умозаключениям о себе и о негативном событии.

Кроме того, в ходе исследования был использован «Опросник по стилям педагогического общения», которое базируется на четырёх аспектах, а именно: негативное педагогического поведение; социально-эмоциональное поведение учителя; учебное поведение учителя; и организационное поведение учителя. Эти четыре фактора последовательно проявляются в отношении многих возрастных групп, включая учащихся средних и старших классов. Баллы по опроснику по стилю поведения педагога рассчитываются путем подсчета усредненных ответов элементов для каждого из четырех видов стилей педагогического общения [1, с. 20-36].

Цель настоящего исследования состояла в изучении стилей педагогического общения как возможных стрессовых факторов с точки зрения теории безнадежной депрессии, в попытке лучше понять механизм ассоциаций между поведением учителя и депрессивными расстройствами учащихся. Анализ результатов исследования выявил множество важных выводов: основные эффекты были обнаружены для каждого из четырех типов педагогического поведения и были идентичны по своей структуре как для общих, так и для депрессивных симптомов. Хотя теория безнадежной депрессии прогнозирует основные эффекты стрессоров, этот вывод согласуется с результатами предыдущих исследований, где отрицательное поведение учителя независимо связано с общими депрессивными расстройствами подростков. Учащиеся школ, где учителя имели более низкий уровень организационного поведения в процессе обучения, сообщали о сопутствующих депрессии симптомах намного чаще, нежели чем школьники, которым преподавали учителя с наиболее повышенным уровнем организационного поведения. Исследование показало, что социально-эмоциональное педагогическое поведение не оказывает негативное влияние на формирование депрессивных расстройств. Таким образом, было выявлено, что главную роль в формировании подавленного состояния у студентов играли другие стили педагогического поведения.

В заключение, необходимо отметить, что исследование вносит вклад в наше понимание взаимосвязи между стилем педагогического общения и депрессивными расстройствами учащихся через концептуализацию определенных видов поведения, провоцирующих стрессовые симптомы.

 

Литература

 

  1. Pittard C. M., Possel P, Lau T. P. Timothy L. Inferential Style, School Teachers, and Depressive Symptoms in College Students, Volume 9, Number 1, -April 2017.-. с.20-36.
  2. Abela J. R. Z., Sarin S. Cognitive vulnerability to hopelessness depression: A chain is only asstrong as its weakest link // Cognitive Therapy and Research. - 2002.- №.26.- с. 811-829.
  3. Abela J. R. Z., Aydin C., Auerbach R.P. Operationalizing the “vulnerability” and “stress” components of the hopelessness theory of depression: A multi-wave longitudinal study. - 2006.
  4. Research and Therapy. - №.44. - с.1565-1583. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.brat.2005.11.010
  5. Abela J. R. Z., Stolow D., Zhang M., McWhinnie C. M. Negative cognitive style and past history of major depressive episodes in university students // Cognitive Therapy and Research. - 2012. -№.36.- с.219-227.doi: 10.1007/s10608-010-9334-y
  6. Abramson L. Y., Metalsky G. I., Alloy L. B. Hopelessness depression: A theory-based subtype of depression // Psychological Review. - 1989. - №.96.- с.358-372. doi: 10.1037/0033-295X.96.2.358.
  7. Abramson L. Y., Metalsky G. I., Alloy L. B. The Cognitive Style Questionnaire: A measure of the diathesis featured in the hopelessness theory of depression // Madison, University of Wisconsin. - 2000.
  8. American College Health Association (ACHA). National college health assessment: Spring reference group executive summary, Hanover, MD: American College Health Association. - 2013.
  9. Anderson S. J., Cohen G., Taylor S. Rewriting the past: some factors affecting the variability of personal memories // Applied Cognitive Psychology. - 2000.- №.14.- с.435 – 454.
  10. Arria A. M., Caldeira K. M., Vincent K. M., Winick E. R., Baron R. A. O‟Grady K. E. - 2013.
  11. Discontinuous college enrollment: Associations with substance use and mental health // Psychiatric 12. Services. -№.64.- с.165-172. doi: 10.1176/appi.ps.201200106
  12. Blanco C., Okuda M., Wright C., Hasin D. S., Grant B. F., Liu S., Olfson M. Mental health of college students and their non-college-attending peers: Results from the national epidemiologic study on alcohol and related conditions // Archives of General Psychiatry, -2008.- №.65.- с.1429-1437. с.228-232. doi:10.1001/archpsyc.65.12.1429.
  13. Cohen P., Cohen J., West A. G., Aiken L. S. Applied multiple regression/ correlation analysis for the behavioral sciences (3rd ed.) // Hillsdale NJ: Lawrence Erlbaum Associates. -2003.
  14. Deroma V. M., Leach J. B., Leverett J. P. The relationship between depression and college academic performance // College Student Journal. - 2009.- №.43.- с.325-334.
  15. Douglas K. Sharpening our focus in measuring classroom instruction // Educational Researcher. - 2009.- №.38.- с.518- 521. doi: 10.3102/0013189X09350881.
  16. Furr R. S., Westefeld S. J., McConnell N. G., Jenkins M. J. Suicide and depression among college students: A decade later // Professional Psychology: Research and Practice. - 2001.-№.32.- с.97-100. doi: 10.1037//0735-7028.32.1.97.
  17. Gotlib I. H., Lewinsohn P. M., Seeley J. R. Symptoms versus a diagnosis of depression: Differences in psychosocial functioning // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1995.- №.63.- с. 90-100.
  18. Haeffel G. J. Cognitive vulnerability to depressive symptoms in college students: A comparison of traditional, weakest-link, and flexibility options // Cognitive Therapy and Research. - 2010.- №.34.- C.92-98. doi: 10.1007/s10608-008-9224-8.
  19. Hammen C. Generation of stress in the course of unipolar depression // Journal of Abnormal 24. Psychology. - 1991.- №.100.- с.555-561.
  20. Liu R. T., Alloy L. B. Stress generation in depression: A systematic review of the empirical literature and recommendations for future study // Clinical Psychology Review. - 2010.- №.30.- с. 582-593.
  21. Matt G. E., Vazque, C., Campbell W. K. Mood-congruent recall of affectively toned stimuli: A meta-analytic review // Clinical Psychology Review - 1992 .-№.12.- с. 227-255.
  22. Perry K. E., Donohue K. M., Weinstein R. S. Teaching practices and the promotion of achievement and adjustment in first grade. // Journal of School Psychology. -2007.-№.45.- с. 269-292. doi: 10.1016/j.jsp.2007.02.005.
  23. Pianta R. C., Hamre B. K. Conceptualization, measurement, and improvement of classroom processes: Standardized observation can leverage capacity // Educational Researcher. - 2009. -№.38.- с. 109-119.
  24. doi: 10.3102/0013189X09332374.
  25. Pianta R. C., LaParo K. M., Hamre B. K. Classroom Assessment Scoring System. Baltimore // MD: Brookes. - 2008.
  26. Pittard C. M., Pössel P., Smith R. J. Teaching Behavior Questionnaire: Verifying factor structure and investigating depressive symptoms in Catholic middle and high schools // Psychology in the Schools. - 2015.- №.59.- с.892-905.
  27. Podsakoff P., MacKenzie S., Lee J., Podsakoff N. Common method biases in behavioral research: A critical review of the literature and recommended remedies // Journal of Applied Psychology. - 2003.- №.88.- с.879–903.
  28. Pössel P., Smith R. J. (submitted). Teaching behavior and students‟ depressive symptoms: Do student perceptions of teacher-student similarity make a difference?
  29. Pössel P., Rudasill K. M., Adelson J. L., Bjerg A. C., Wooldridge D. T., Winkeljohn Black S. Teaching behavior and well-being in students: Development and concurrent validity of an instrument to measure student-reported teaching behavior // International Journal of Emotional Education. - 2013.-№.5.- с. 5-30.
  30. Pössel P., Rudasill K. M., Sawyer M. G., Spence S. H., Bjerg A. C. Associations betweenteacher support and depression in Australian adolescents. A 5-year longitudinal study // Developmental Psychology. - 2013.- №.49.- с.2135-2146. doi: 10.1037/a0031767. R Core Team. R: A language and environment for statistical computing // Foundation for Statistical Computing. Vienna, Austria. - 2016.
  31. Retrieved on 19th November. - 2015- from: https://www.R-project.org/.
  32. Radloff L. S. The CES-D: A self-report symptom scale to detect depression in the general population // Applied Psychological Measurement. - 1977.-№.3.- с.385 – 401.
  33. Rutter M. Fifteen thousand hours: Secondary schools and their effects on children. // Harvard University Press. -1982.
  34. Rutter M., Caspi A., Moffitt T. E. Using sex differences in psychopathology to study causalmechanisms: Unifying issues and research strategies // Journal of Child Psychology and Psychiatry. - 2003.- №.44.- с.1092-1115. doi: 10.1111/1469-7610.00194.
  35. Smith T. B., Rosenstei, I., Granaas M. M. Intake screening with the Self-rating Depression Scalein a university counseling center // Journal of College Counseling. - 2001.- №.4.- с.133-141.
  36. Census Bureau U.S. - 2012.- October // School enrollment in the United States. Retrieved on 8th March 2014 from https://www.census.gov/hhes/school/.