РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

RUSSIAN AND INTERNATIONAL EXPERIENCE IN IMPROVING THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Залогом успеха любого предприятия и его развития в настоящее время является способность постоянно повышать уровень профессиональной квалификации своего персонала, что возможно благодаря созданию эффективной системы профессионального обучения и повышения квалификации сотрудников, с целью увеличения размера трудового потенциала.

Основой процесса системы профессионального обучения и повышения квалификации является приобретение трех ключевых инструментов: знаний, умения и навыков, необходимых для совершения профессиональной трудовой деятельности. Первоочередная задача, которую ставит руководство HR-департамента при формировании системы профессионального обучения и повышения квалификации – это передача тех самых знаний, умений и навыков для их дальнейшего усвоения. Успехом обучения выступает сохранение навыков и знаний, которые сотрудники компании будут применять в рамках выполнения своих трудовых обязанностей [1].

Повышение квалификации, обучение, подготовка новых работников в наши дни становятся актуальной задачей рыночной экономики. Приоритетность вопросов обучения и развития кадров обусловлена необходимостью переподготовки и подготовки работников в соответствии с их специализацией, максимально конкретной направленностью.

Актуальность научного исследования по выбранной тематике связана с тем, что в процессе формирования системы профессионального обучения и повышения квалификации создаются одни из наиболее экономически эффективных инструментов в развитии кадрового и трудового потенциала рабочего персонала предприятия. Благодаря проведенному обучению повышается уровень профессиональной квалификации сотрудников, увеличивая стоимость их, как человеческого и интеллектуального капитала.

При этом, благодаря обучению, как элемента стратегии развития кадрового потенциала достигается рост финансовых и экономических показателей производственной деятельности предприятия, среди которых производительность труда, рентабельность производства и прибыльность активов.

Целью научного исследования статьи выступает анализ российского и международного опыта в рамках совершенствования системы профессионального обучения и повышения квалификации рабочего персонала.

         Для эффективного управления персоналом, компании необходимо проводить постоянное увеличение финансирования своего рабочего персонала, инвестировать в него свои средства и информацию, которая помогла бы работникам предприятия стать лучше и более эффективными во время производственного цикла продукта компании.

         Система профессионального обучения и повышения квалификации, как элемент развития кадрового/трудового потенциала крайне важен для любого предприятия, поскольку способствует реализации сотрудниками своих потенциальных трудовых, интеллектуальных и человеческих возможностей.

         Актуализация проблемы совершенствования системы профессионального обучения и повышения квалификации связана и с текущим уровнем производительности труда рабочего персонала российских предприятий, продемонстрирована на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика уровня производительности труда на предприятиях Российской Федерации [3; 4; 5; 6].

Анализируя данные из рисунка 1, можно сделать вывод о том, что в России наблюдается тенденция увеличения уровня производительности труда, но, этот же процесс можно наблюдать практически во всех странах. Причиной такому, зачастую, выступает новая волна научно-технической революции, где информационные технологии, «облака» данных, автоматизация и роботизация производства улучшает эффективность предпринимательской деятельности, в независимости от качества трудовых ресурсов.

Помимо этого, немалую роль в увеличение уровня производительности труда отыгрывает реформация и трансформация системы образования, где все чаще применяются новейшие цифровые технологии, увеличивающие эффективность обучения персонала. Если взять показатели России, то наглядно отражена эффективность данного процесса именно за последние 5 – 10 лет, когда только впервые были применены цифровые технологии, что по сравнению с западными странами (15 – 25 лет назад) неутешительный результат.

В рамках формирования эффективной системы профессионального обучения и повышения квалификации желательно принятие следующих рекомендаций, среди которых:

- проводить профессиональное обучение для общего развития квалификации сотрудников предприятия;

- проводить профессиональное обучение для изучения новых направлений деятельности предприятия, что позволит ему расширить дифференциал своего производства;

- увеличить в профессиональном обучении долю игровых элементов, которые помогают вовлечь и заинтересовать сотрудников в процессе обучения;

- увеличить расходы на профессиональное обучение и повышение квалификации персонала, чтобы отправить их на интересные семинары и конференции, где рассказываются современные тенденции развития сферы данного бизнеса.

         В зависимости от целей и задач, процесс профессионального обучения персонала на предприятиях экономики России может быть разделено на три ключевые группы [2]:

         - система обучения «введение в должность» (знакомство сотрудников с компанией, адаптация их на новом рабочем месте и система наставничества);

         - система обучения «повышение квалификации» (проведение программ обучения, курсов, тренингов развития профессиональных навыков персонала);

         - система обучения «оценки персонала» (развитие компетенций по целевым группам, смена категорий сотрудников и кадровая ротация).

Если рассматривать опыт в обучении и развитии персонала в зарубежных странах, то можно отметить, что, например, в компании США, стран-лидеров Западной Европы характеризуются как наиболее яркие в выборе методов и инструментов развития персонала.

В таких корпорациях, как IBM, Apple, Samsung, Sony в практику развития персонала входят следующие инструменты [7]:

- коучинг (данный инструмент направлен на активизацию личностного и профессионального развития, представляет собой систему реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития для получения максимального эффекта);

- менторинг (система менторинга немного отличается от российской модели наставничества: сюда входит не только опека опытным сотрудником менее опытного или неопытного, но и передача знаний и навыков, а также опыта от ментора к ученику);

- Buddying (в основу данного инструмента заложено предоставление друг другу информации, объективная обратная связь).

         Профессиональное обучение персонала стратегически важный инструмент в развитии кадрового потенциала компании. Его преимуществами выступает не только рост профессиональной компетенции у сотрудников, но и стимулирование увеличения уровня производительности труда. Также, система профессионального обучения и повышения квалификации рабочего персонала дает и косвенный эффект в развитии кадрового потенциала, а именно формирование у сотрудников творческого и креативного мышления, увеличение уровня мотивации, повышение уровня маркетинга персонала, а также стоимости бренда компании, как потенциального работодателя на рынке труда, что важный аспект при привлечении новых сотрудников.

Список литературы

  1. Сидельцев С.В. Методологические подходы к оценке трудового потенциала персонала предприятия // Проблемы и перспективы экономики и управления. – 2013. – С. 90-92.
  2. Коптева К. В., Афанасьева Л. А. Эффективная система обучения как основа развития кадрового потенциала предприятия // Auditorium. 2014. №3 (3).
  3. Производительность труда в России и в мире. Влияние на конкурентоспособность экономики и уровень жизни. URL: http://council.gov.ru/media/files/CQNOp1HscHaTulPa5BYZesqLNqUSQeHw.pdf (дата обращения: 18.01.2020).
  4. Производительность труда в России растет быстрее. URL: https://www.eg-online.ru/article/399303/ (дата обращения: 18.01.2020).
  5. Производительность труда в России снизилась второй год подряд // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/29/09/2017/59ce43519a794713252d1977 (дата обращения: 18.01.2020).
  6. Производительность труда в РФ в 2017 году выросла на 1,9% - Минэкономразвития. URL: http://www.finmarket.ru/news/4716092 (дата обращения: 18.01.2020).