Взаимодействие семьи и школы в коррекции девиантного поведения подростков

Interaction between family and school in correcting deviant behavior of teenagers

Существует точка зрения, что сама реальность в современном текучем мире становится девиантной. «Перечень» девиаций постоянно расширяется, меняется, увеличивается количество групп и сообществ, которые можно определить как девиантные. И в таких условиях остро встает вопрос о формировании нормативного поведения, отвечающего требованиям общества. Таким образом, можно сказать, что профилактика и коррекция девиантного поведения является объектом постоянного внимания. Но по-прежнему основными социальными институтами социализации являются семья и школа.
В публичном пространстве ведется активная дискуссия о взаимодействии этих институтов, гармонизации взаимоотношений, выработки общих целей развития, воспитания молодежи, предупреждения и коррекции девиантного поведения.

На это обратил внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин, который в ходе ежегодной пресс-конференции - ежегодного отчета пере населением и В Послании Государственному собранию РФ неоднократно заострял внимание на поддержке семей с детьми и улучшении работы школьных учреждений.

Даже в благоприятных условиях коррекция девиантного поведения являлась непростой задачей для всех социальных институтов. Что же говорить о временах перемен, изменчивости, конфликтности и и т.д. Российское общество в начале 1990-х годов оказалось неспособным к конкурентной борьбе, напряженной гонке за успехом, где мало победителей и слишком много аутсайдеров.

Изменения в социально-экономических отношениях в стране способствовали поиску новых подходов в образовании, воспитании подростком в образовательных учреждениях и семье.
В настоящее время на уровне государства поставлена задача формирования благоприятных условий для социализации подростков, вхождения в позитивный деятельностный мир.

Как известно, девиантное поведение является результатом нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Не секрет, что главный пик проявлений девиантного поведения приходится на подростковый возраст. Возраст, который характеризуется как кризисная стадия развития личности. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап своего биологического и психосоциального развития, способен оказаться в состоянии фрустрации, депрессии и отклониться от общепринятых норм.

При отчуждении индивида от институтов социализации семья, школа, сверстник (основные сообщества, в которых вращается ребенок), возможно возникновение десоциализации, принимающей различный формы.

Предупреждение и коррекция девиантного поведения является предметом деятельности множества различных институтов и органов. Среди них, такие как Инспекции по делам несовершеннолетних, Центры временной изоляции несовершеннолетних, учебные заведения по коррекции девиантного поведения, Комиссии по делам несовершеннолетних, медико-психологические подразделения, специализирующиеся на психических отклонениях, Центры психологической поддержки подростков и молодежи, пенитенциарные заведения для несовершеннолетних, совершивших уголовные преступлениях и др. Эта сложившаяся система действует уже десятки лет и естественно имеет наработанный опыт и определенные успехи в работе с подростками.

В настоящее время возникают новые службы как официального порядка типа Службы помощи детям, попавшим в трудную ситуацию «Помоги ребенку» и волонтерские объединения, ведущую работу с подростками по различным направлениям, в основном военно-патриотическим, спортивным, творческим. Развивается служба «телефон доверия», куда могут обратиться как дети, так и родители. Кроме того, на базе социальных сетей создаются консультационные группы для родителей и детей.

В 1990-е годы семья оказалась в ситуации постоянного цейтнота. Люди столкнулись с обвальными рыночными реформами, безработицей, идеологической неразберихой, криминализацией мышления, распадом традиционной системы образования, коммерциализацией досуга, спорта, жизни в целом. Распад социальных скреп повлек изменение представлений о жизненных целях и ценностях, вызвал к жизни новые типы девиаций и усилил прежние. Глобальная безработица изменила структуру семьи: когда «добытчиками» стали женщины, а мужчины зачастую впадали в депрессию, сами демонстрировали разнообразные формы девиаций (наркомания, алкоголизм, криминальное поведение). В семье выросло насилие и безответственность. Плоды подобных «преобразований» мы пожинаем до сих пор.

В семьях нарушилось эмоциональное равновесие, исказились привычные роли домашнего поведения. Родители стали «истощенными» физически (можно вспомнить жуткие времена человечества), духовно и эмоционально. Им стало существенно труднее обеспечить качество образования. Одной из острейших проблем стало утверждение в широких кругах родительской общественности потребительского отношения к школе, когда все вопросы воспитания и образования ребенка стали перекладывать на учителей, которые в погоне за учебными часами физически не могли заниматься воспитательной работой, обращать внимание на каждого ученика.

С другой стороны возник феномен гиперопеки со стороны ряда родителей, которые усиленно предъявляют претензии к школе за нарушения в поведении подростков. Вплоть до обращения в «компетентные органы» и средства массовой информации по малейшему поводу.

Работники школ, загруженные всевозможными обязанностями, нередко реагируют достаточно жестко: «Школа должна давать знания, обучать, а обязанность родителей – воспитывать своего ребенка». Таким образом, можно сказать, что к началу 2000-х годов полноценного взаимодействия семьи и школы в части коррекции девиантного поведения подростков не существовало. Функции по профилактике и предупреждения отклонений «переместились» в сторону правоохранительных органов и отчасти органов опеки.

В самом бедственном положении оказались дети из семей риска, сироты (в том числе социальные), воспитанники детских домов и интернатов. Именно они были обречены на роль социальных аутсайдеров, не имеющих в будущем реальной возможности получения востребованной и хорошо оплачиваемой профессии. Так в г. Якутске существовали несколько анклавов, где проживали дети-сироты, дети из неполных семей, жизненная установка которых была депрессивной и безнадежной (17 квартал, ГРЭС, п. Геологов и ряд других).

В настоящее время в связи с реализацией Национального проекта по образованию происходят позитивные изменения в сфере взаимодействия школы и семьи, а также межведомственного взаимодействия различных социальных институтов, нацеленных на коррекцию деваинтного поведения несовершеннолетних.

Опыт показывает, что одним из важнейших и сложнейших задач профилактики отклонений среди подростков является оздоровление условий воспитания в семейном социуме.
Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания специалисты выделяют как неполные семьи, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные установки и ориентации, низкий образовательный уровень родителей, педагогическую запущенность детей, педагогическую несостоятельность семьи, конфликтно-эмоциональный фон в семье и т.д.

Кроме того существует широкий круг педагогических ошибок, практикуемых в семье:

1. Позиция «круговой обороны», то есть наш ребенок всегда прав.
2. Демонстративно-жалобный стиль (постоянные указания на недостатки и ошибки ребенка)
3. Попустительско-снисходительный стиль (ничего страшного, все дети такие, вырастит – изменится)
4. Педантично-подозрительный стиль, основанный на тотальном контроле
5. Жестко-авторитарный стиль (наказания)
6. Увещевательный стиль (неумение родителями жестко сформулировать правила и условия сосуществования)
7. Отстраненно-равнодушный стиль (каждый по себе)
8. Воспитание по типу «кумир семьи»
9. Непоследовательный стиль.

Существуют и другие ошибки в семейном воспитании, и в этом случае школа играет роль консультанта и модератора в семейных отношениях. Особо велика роль школы в сельских поселениях, где зачастую образовательное учреждение становится своеобразным центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи всем категориям учащихся, а не только «трудным» подросткам.

Именно в рамках школы проводятся регулярные курсы «педагогического ликбеза», который может проводиться еще до того, как ребенок переступил порог школы. В ряде школ проводятся факультативные авторские курсы «Формирование семейной культуры», где старшеклассники познают мир супружеских отношений, участвуют в сюжетно-ролевых играх («Новый год без алкоголя», «Семейный конфликт», «День рождения семьи» и т.д.). В процессе занятий проводятся социально-психологические тренинги на межличностное общение и др.

Последние годы в школах возрождаются конкурсы «Семейные спортивные игры» с участием родителей и детей. Активизировались факультативы «Я и моя профессиональная карьера», что позволяет вовлечь подростков в социо-значимую деятельность, дать навыки конструирования своих жизненных и карьерных планов.

Особое внимание во всех школах города уделяют программе «Жизнь без алкоголя». Значимость этой программы состоит в том, что на государственном уровне проблема деалкоголизации населения поставлена на высочайший уровень.

Широко внедряются в деятельность школ современные формы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков, применяемые для снятия различных комплексов, в том числе широко распространенного комплекса аутсайдерства, «лузерства» (на современном молодежном сленге). В рамках школы развивается деятельность различных групп психологической поддержки.

Помимо игровых технологий, в рамках школы возникают группы по интересам, например «Лидер», «Дипломат», «Эрудит» и т.д., когда родители школьников привлекаются к сбору материала, подготовке выступлений. Это позволяет усилить взаимопонимание между всеми участниками процесса воспитания и обучения в целях превенции и коррекции девиантного поведения подростков.

На школу ложится груз решения проблем с насилием как в семье, так и среди детей и подростков. Это одно из наиболее сложных задач образовательных учреждений, что показывают регулярные происшествия, происходящие в различных регионах.
Через школу осуществляется социально-педагогическая деятельность по правовому просвещению подростков и их родителей. Задачами ее являются оказание квалифицированной помощи в различных жизненных ситуациях.

Огромную роль играет школа как посредник между силовыми структурами (военными, правоохранителями, спасателями) и подростками. Именно в этом возрасте военно-патриотическое воспитание играет огромную роль для формирования нормативного достойного поведения индивида. В свое время существовала военно-патриотическая игра «Зарница», участие в которой принимали все школьники страны. Сейчас школа, привлекая родителей и военнослужащих, возрождает подобные мероприятия с учетом современных реалий.

В последнее время в школах развивается экологическое направление, что находится в рамках общегосударственной концепции. Школа становится центром, который объединяет профессиональных экологов, родителей и детей. Важная роль отводится школе и в рамках привлечения подростков к деятельности по спасению животных, оказавшихся на улице. Нередко, подростки занимаются поиском хозяев для животных, передают информацию в школьных чатах, привлекают своих родителей и педагогов к этой благородной деятельности.

Неоценимую роль школа оказывает в профессиональном ориентировании подростков, тестировании способностей, информировании о состоянии образовательной среды в поселении, регионе, в целом по стране и в мире.

Современные технологии позволяют создавать виртуальные сообщества , объединяющие школьных работников и родителей. Через подобные мобильные чаты осуществляется информирование, организуются всевозможные мероприятия, оказывается помощь и поддержка в сложных жизненных ситуациях. Подобный опыт ярко проявляется, например в СОШ № 27 (район 17 квартала, который традиционно относят к «опасным»). Подобные сетевые контакты позволяют достаточно быстро выявлять возникающие среди подростков проблемы.

В последние годы меняют свою роль родительские комитеты. Вместо сбора денег на «всевозможные» нужды, они становятся главными контактерами между школой и семьей. Организуют участие детей и подростков в различных конкурсах, грантах, проектах и т.д.
Если ранее основная роль во взаимодействии школы и семьи принадлежала учителям, то сейчас проявляется новая тенденция: профессионализация деятельности модератора, посредника, организатора взаимодействия. Основная роль при взаимодействии школы и семьи отводится социальным педагогам и социальным психологам. Степень доверия к социально-психологическим службам повышает принцип доброжелательности, добровольности, а зачастую, и анонимности.

Психологические службы, обеспечивающие помощь семье и детям, помогают разрешить конфликтные ситуации, нередко принимающие хроническую форму. Социальный психолог, социальный педагог помогают родителям понять индивидуальные половозрастные психологические особенности детей и скорректировать свои позиции, провести социально-психологические тренинги для формирования новых форм социально-ролевого поведения родителей и их взрослеющих детей.

В воспитательно-профилактической работе важными являются своевременность, слаженность действий всех звеньев коррекционной работы, умение найти подход не только к «трудному» подростку и его родителям, но и к подросткам, которые не проявляют в своем поведении отклонений.

Литература

  1. Послание Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Государственному собранию/ RG.ru
  2. Анисимова С.Г., Панина С.В. Формирование самоопределения молодежи в процессе превентивной деятельности: Учебно-методическое пособие. Якутск: Филиал из-ва Якутского ун-та, 2004. 87 с.
  3. Анисимова С.Г., Колбина Е.Ю. Насилие в отношении несовершеннолетних: медико-девиантологический анализ. Вестник СВФУ, 2012. Том 9, № 2. С. 78-81.