ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА

FEATURES OF TEASHING MATHEMATICS USING THE EDUCATIONAL SYSTEM OF L. V. ZANKOV

Система образования всегда ориентирована на выполнение социального заказа, т.е. способствует формированию такой личности, которая сможет успешно адаптироваться в обществе. Сегодня обществу необходимы творческие, всесторонне развитые люди, способные самостоятельно обрабатывать информацию, поэтому образование все чаще отходит от традиционного обучения в сторону развивающего.

Термин «развивающее обучение» был введен В. В. Давыдовым, а после перешел в массовую педагогическую практику, при этом само понятие существенно расширилось. Современная педагогика под развивающим обучением понимает активно-деятельностный способ обучения, который стимулирует, направляет и ускоряет развитие обучаемых.

На основе развивающего обучения построены несколько различных систем: система Л.В. Занкова, основанная на познавательной деятельности учащихся; теория опережающего развития Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова; система В.Ф. Шаталова с использованием «опорных сигналов» и др.

Отличительная особенность методов развивающего обучения состоит в организации деятельности учащихся, а не учителя. Центральной фигурой выступает ученик, а учитель лишь организует его учебную деятельность. Так как любая деятельность представляет собой решение конкретных задач, то в развивающем обучении основным средством учителя, является по мнению Прохорова[4], постановка задач и организация их решения.

Одним из первых, кто применил развивающее обучение на практике, был Леонид Владимирович Занков: в 1950-1960-х гг. на основе концепции Л.С. Выготского на практике, он разработал эффективную систему обучения математике. Образовательная деятельность строится на выполнении следующих дидактических принципов:

  • обучение школьников необходимо вести на достаточно высоком уровне сложности;
  • придерживаться стремительного темпа движения вперед;
  • преобладание теоретических знаний, которые подкрепляются практическими заданиями;
  • добровольное осознанное участие обучающихся в учебно-познавательном процессе;
  • регулярная работа над развитием всех учащихся [2].

Как известно, в системе Занкова Л.В. уделяется большое внимание обучению математике. Однако учебник должен, по мнению Б.Ш.Секинаева [5], не только способствовать приобретению математический знаний и навыков, но стремиться к более высоким результатам в общем развитии детей.

Обучение математике в соответствии с принципами системы Занкова, предполагает достижение следующих результатов [6]:

  • использование математических знаний для описания окружающих явлений, процессов и предметов, процессов, а также для оценки количественных и пространственных отношений;
  • формирование основы логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, овладение математической речью, приобретения навыков измерения и пересчета, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
  • приобретение опыта решения познавательных и практических задач с помощью полученных математических знаний;
  • выполнение арифметических действий с числами и числовыми выражениями, решение текстовых задач, построение простейших алгоритмов и следование им, исследование, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представление и интерпретация данных.

Предлагаемые задания должны быть направлены на формирование соответствующих компетенций и умений. Во время выполнения учащиеся производят те или иные действия, операции, в тоже время упражняются в сложении, вычитании, умножении и делении, отрабатывая вычислительные навыки. Однако в системе обучения Л.В. Занкова, решение осуществляется путем сопоставления и противопоставления, акцентирования внимания на смысловых связях в тексте задачи, построением схемы пути решения задачи. Главная задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся ориентироваться в связях между данными и искомым в задаче и приступать к решению только тогда, когда определены соответствующие связи и зависимости.

Несмотря на то, что система Л.В. Занкова ориентирована на начальную ступень обучения, его принципы по мнению И.Ю. Леднева [3], можно использовать и при обучении в старших классах. При изучении свойств параллелограммов, можно предложить такое задание: «Можно ли определить прямоугольник, как параллелограмм, у которого есть прямой угол?». Выполнение задания потребует от учащихся вдумчивого изучения определения, анализ свойств параллелограмма, сопоставление формулировок определения.

Некоторые виды заданий не предполагают, с точки зрения А.А. Алимова [1], глубоких знаний учащихся, но активирует их деятельность. Например, «Угадай, где задача» – учащиеся сравнивают два схожих текста, анализируют условие и определяют, какой из текстов является задачей:

1) Коле 12 лет, а Наташе 9 лет. Во сколько раз папа старше Наташи?

2) Коля в 2 раза младше Наташи, а папе столько лет, сколько Наташе и Коле вместе, увеличенное в 2 раза. Сколько лет папе, если дочери 10 лет.

После анализа условий можно определить, что в первом тексте недостаточно исходных данных, и потому ее нельзя отнести к задачам. Во втором тексте, исходя из условия, легко определить, что возраст отца – 30 лет.

Поисковые задачи с наращиванием условия, также отвечают принципам системы Л.В. Занкова. Приведем пример задачи: «В классе 24 человека. Четверть класса составляют отличники». Дополните условие и поставьте вопрос. Анализ условия позволяет определить, что мы знаем лишь количество отличников, а в классе могут быть хорошисты, троечники и двоечники. При этом должно соблюдаться условие, что количество всех учащихся есть 1 целое. В итоге, условия задач можно дополнить следующим образом: хорошистов в 2 раза больше, в 2 раза меньше, на 2 человека больше. Остальные ученики учатся на тройки (остальные ученики троечники и двоечники).

Выполняя задание, учащиеся не только находятся в творческом поиске условия задачи, но и самостоятельно усложняют эту задачу. Решая задачу, определяют подходящее дополнительное условие. Например, хорошистов не может быть в 8 или 9 раз меньше, в 4 и 5раз больше, и т.д. Следовательно, повторяются свойства дробей, выполняются действия с дробями.

Таким образом, развивающее обучение строится вокруг деятельности учащегося и требует творческого подхода со стороны учителя. Развивающее обучение играет важную роль в преподавании математики, так как активизирует самостоятельное мышление, учит вдумчивому изучению текста задания, и т.д. Отечественные педагоги уделяют большое внимание развивающему обучению, благодаря чему существуют различные концепции и принципы. Каждый учитель может подобрать подходящую для себя систему обучения и строить образовательный процесс согласно ее принципам. Так принципы системы Л.В. Занкова ориентированы на активизацию познавательного интереса и общее развитие учащихся.

 

Список литературы/ References

  1. Алимова А.А., Гребенникова Н.Л. Работа над нестандартными задачами в курсе математики системы Л.В. Занкова // Проблемы взаимодействия науки и общества: сб. ст. науч.-практ. конф. – Уфа: Аэтерна, 2018. – С. 170-173.
  2. Занков Л.В. Обучение и развитие // Избр. педагог. труды. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.
  3. Леднева И. Ю.1 Особенности обучения математике в системе Л.В. Занкова // Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения: сб. науч. ст. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015. – С. 13-19.
  4. Прохорова Т.П. Характеристика развивающего обучения как целостной системы // Юридическая наука в XXI веке: сб. науч. ст. – Шахты: ООО «Конверт», 2018. – С. 147-151
  5. Секинаева Б.Ш. Формирование математического мышления школьников как важная педагогическая проблема // БГЖ. – 2018. – №2. – С. 321-324.
  6. Шафростова Н.Н. Обзор УМК Л.В. Занкова с точки зрения соответствия ФГОС. – Педсовет, 2013. – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/179-1-0-3291