SRM-CИСТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

SRM-SYSTEM IN MODERN RUSSIAN ECONOMY

Процессы закупочной деятельности квалифицируются как поддерживающие бизнес-процессы, но их воздействие на эффективность деятельности организации крайне сложно переоценить. Какая-либо организованная структура, ведущая активную деятельность, нуждается в снабжении всем необходимым для осуществления этой деятельности – от блокнотов и компьютерных мышек для работников в офисе, до приборов и запчастей, используемых при создании продукции. Причем данный процесс должен быть экономичен, эффективен и оперативен. Более того, цифровизация данных и открытие тендерных интернет-площадок позволяет постепенно сводить на нет такие пережитки прошлого, как преобладающий сектор теневого бизнеса в экономике и вращение огромного количества наличных средств в обход государственной системы налогообложения.

      Управление закупочной деятельностью  организации в реалиях сегодняшнего дня – один из наиболее существенных процессов, от результативности и квалитативности выполнения которого зависит конкурентоспособность бизнеса и его рентабельность. На сегодняшний день, закупки стали одной из стратегических функций в операционной деятельности любого предприятия и занимают центральное место в структуре создания конкурентоспособного товара для своих клиентов [1].

     Помимо удобства, экономии времени и исключение возможности совершить ошибки при вводе данных, SRM-системы (Supplier relationship management) в России предлагали ускорение всех закупочных процессов в 2,5-3 раза. Также они неожиданно нашли поддержку в лице государства. Вступление в силу закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ)  показало на практике как работает подобие электронной торговой площадки, а также серьезно усложнило процесс закупок за счет бюджетных средств. Возросло число способов определения поставщиков, стало больше участников закупочного процесса. Соблюдение принципов открытости и прозрачности госзакупок, установленных ст. 7 закона 44-ФЗ, гарантируется, в частности, путем размещения всей информации о жизненном цикле закупки, за исключением сведений ограниченного доступа, в единой информационной системе zakupki.gov.ru [2].

      Следует также отметить, что значительную роль в улучшении экономики в целом играет такой элемент, как прозрачность в полугосударственных секторах.  Организация, в пользовании которой находится SRM – система, вынуждена работать с закупками максимально открыто, ведь в Законе № 223-ФЗ четко прописана доступность информации для любого интернет-пользователя. В первую очередь, широкой огласке предаются тендеры, связывающие различных поставщиков и государственные компании, закупающих у них товар, а также организации, в уставном капитале которых более 50% принадлежит Российской Федерации [3].

    Этот важный пункт стоило отметить хотя бы потому, что за последние два года по официальным данным ЦБ РФ на теневую экономику страны приходится около 20 % всего ВВП России, что составило на 2018 год примерно 20 трлн рублей или три годовых выручки «Газпрома» за 2017 год. Однако, хорошая новость состоит в том, что начиная с 2015 года процентная составляющая теневого сектора экономики в Российской Федерации уверенно падает, в том числе благодаря введению и популяризации систем автоматизации закупок [4].

       Помимо прозрачности и целебного эффекта в целом на экономику страны,  автоматизация закупочной деятельности позволяет максимально рационализировать управление запасами, приводя к максимизации чистой прибыли и удовлетворение покупательских потребностей каждой фирмы-пользователя. Автоматизация планирования закупок выполняет важную функцию балансирования между излишком и дефицитом всех необходимых ресурсов для предприятия, обеспечивающих его деятельность и эффективность. В таком варианте развития событий чаще всего становится легче зайти на рынок со своим предложением любой компании. Ведь эффективные предприятия создают конкурентную среду, а большая конкуренция – много предложений, различных по цене, качеству и индивидуальных особенностей товара, насыщая рынок, максимально удовлетворив потребности конечного покупателя, т.е. нас с вами.

      Любое мнение нуждается в доказательстве на конкретном примере: на сайте SAP SRM опубликован список заказчиков и интеграторов, которые используют данное решение. Вот фрагмент списка, представленный в виде табл. №1 :

 

                                                Таблица №1

 

         «Северсталь» – одна из крупнейших в мире вертикально интегрированных сталелитейных и горнодобывающих компаний c активами в России, Латвии, на Украине, в Польше, Италии и Либерии. В компании работает порядка 61 тысячи человек. В 2017 году комания «Северсталь» стала пользователем SAP TM (Transportational management), а еще ранее, в 2015 году внедрила технологию SAP SRM.

      После внедрения полноформатного SAP SRM, на 21 октября 2015 года, в системе работали 10% поставщиков компании. До конца 2015 года компания планировала подключить почти всех, что означало одно – конкурсы, тендеры проводились исключительно на электронной площадке. Юрий Шеховцов, IT-директор компании «Северсталь», отметил: "Красота решения в том, что это полностью замкнутый цикл: начиная от объявления и проведения тендера, «превращения» тендера в договор до передачи заявки в цех, сопоставления ее с договором. Далее – отслеживание логистики товара по заявке и дальнейшее планирования закупок. Абсолютная интеграция" [5].

             Рассмотрим изменения, произошедшие за период, не касающийся года введения полноформатного SAP SRM в  компании «Северсталь». Будут рассмотрены и сопоставлены годовые бухгалтерские отчеты за 2014 год и 2016 год. Таким образом можно будет сравнить эффективность введения данного решения, опираясь на показатели прибыли, затратах на производство и других данных. Выручка компании «Северсталь» за 2014 год составила 233 634 415 тыс. рублей, а в 2016 – 305 306 314 тыс. рублей. Дельта – 71 671 899 тыс. рублей или на 30,7% увеличилась выручка компании в описываемый период. Понятно, что введение SRM-системы возможно не имела здесь особого значения и более точный расчет непосредственно только её влияния на выручку «Северстали» стребует отдельного глубокого  исследования [6].

       Поскольку известно, что SRM-система – это скорее про расходы предприятия, то следует всё же сравнить два основных источника средств для закупок. Это себестоимость продаж и прочие расходы. Себестоимость продаж отличилась не сильно : повысилась всего на 39 214 553 тыс. рублей или 22,9% за два года. Это могло негативно охарактеризовать сам факт введения SAP SRM в компании «Северсталь» в 2015 году, если бы не показатели «прочие расходы». В 2014 году прочие расходы составили двенадцатизначное неподъемное число – 192 682 920 тыс. рублей, а в 2016 – 17 857 249 тыс. рублей. Дельта гигантская: 174 825 671 тыс. рублей или 979% [6]. Можно ли считать, что введение SRM-системы в 2015 году позволило настолько сократить  расходы ПАО «Северсталь»? Скорее всего, нет. Ведь многие товары могли быть закуплены не на ЭТП (электронных торговых площадках). Например: научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы, приобретение земельных участков,  техники и тд…

       В таком случае имело бы смысл охватить соседние года для понятия динамики изменения прочих расходов в компании «Северсталь». В 2013 году «прочие расходы» составляли всего 49 050 801 тыс. рублей, что гораздо меньше, чем в 2014 году, однако, все же намного больше, чем в 2016 году. В 2017 году «прочие расходы» составили 18 499 800, что немногим больше 2016 года. Для наглядности прочие расходы за период в 2013-2014 гг.. представлены в табл. 1.1

2013

2014

2015 (год введения SRM-системы)

2016

2017

49 050 801

192 682 920

76 767 375

17 857 249

18 499 800

 

     Табл.1.1 Прочие расходы (в тыс. руб.) ПАО «Северсталь» за 2013-2017 гг..

         По таблице в целом прослеживается положительная динамика снижения прочих расходов при относительном сохранении себестоимости продаж, отмеченном на табл. 1.2

     

2013

2014

2015 (год введения SRM-системы)

2016

2017

174 202 752

171 185 835

186 582 486

210 400 388

261 234 046

 

Табл.1.2 Себестоимость продаж (в тыс. руб.) ПАО «Северсталь» за 2013-2017 гг..

     Чистая прибыль за этот же период выросла с 8 055 121(2013 г.) тыс. рублей до 130 178 855, причем с 2014 г. до 2016 г. она выросла на 71 603 431 тыс. рублей [6].

    Таким образом, повсеместное введение SRM-систем положительно влияет на эффективность экономического развития не только одного конкретного предприятия (рассмотренного на примере «Северстали»), а и всего государства. Прозрачность потока бюджетных средств, открытые и равные отношения между покупателями и заказчиками (пользователями любой ЭТП) способствует процветанию любой отрасли и повышению конкурентоспособности товаров и услуг, увеличению предложения на рынке для обычного покупателя и удовлетворению его потребностей.

 

Спискок использованных источников

 

  1. Государственные и муниципальные закупки [Электронный ресурс] –– URL:http://cognitivelot.ru/about/database/gos_i_municip_zakupki/zakupki/ (дата обращения 11.11.2019).
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)
  3. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция)
  4. Федеральное агенство новостей «Риафан» [Электронный ресурс] –– URL: https://riafan.ru/1162018-cb-rf-nazval-samye-tenevye-sektora-ekonomiki (дата обращения 13.11.2019).
  5. «TAdviser» IT компании и их продукция [Электронный ресурс] –– URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82:SAP_Supplier_Relationship_Management_(SAP_SRM)?cache=no&ptype=proj&otr=&n_this_page=all (дата обращения 14.11.2019).
  6. Финансовая отчетность по РСБУ [Электронный ресурс] –– URL: https://www.severstal.com/rus/ir/results_reports/finreps_rsbu/ (дата обращения 15.11.2019).

 

                                                References 

  1. Government and municipal procurements [Electronic resource] –– URL:http://cognitivelot.ru/about/database/gos_i_municip_zakupki/zakupki/ (date of request 11.11.2019).
  2. Federal Act of 05.04.2013 № 44-FA (edit. of 27.06.2019) «Contractual framework in area of the prodcurements of goods, services of the security for governmental and municipal needs» (amended and add.,came into effect on 01.10.2019)
  3. Federal Act «Procurement of goods», construction, services for certain types of legal entities" of 18.07.2011 №223-FA (latest version)
  4. A federal news media owner «Riafan» [Electronic resource] –– URL: https://riafan.ru/1162018-cb-rf-nazval-samye-tenevye-sektora-ekonomiki (date of request 13.11.2019)
  5. «TAdviser» IT companies and their products [Electronic resource] –– URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82:SAP_Supplier_Relationship_Management_(SAP_SRM)?cache=no&ptype=proj&otr=&n_this_page=all (date of request 14.11.2019)
  6. RAS financial reporting [Electronic resource] –– URL:https://www.severstal.com/rus/ir/results_reports/finreps_rsbu/ (date of request 15.11.2019)