МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

MOTIVATION OF TRAINING AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASIS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Проблема учебной мотивации изучалась в русской и зарубежной педагогической психологии, т.к. она является важным фактором эффективности образовательного процесса. Методологической основой исследования данной проблемы является психологическое содержание, цель, механизм и функционирование мотивообразования, как структурного элемента обучения, положения теории деятельности в процессе реализации [2].

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе до сих пор нет конкретной дефиниции понятия «учебная мотивация». Но применяются синонимы, такие как «мотивация учения», «мотивация деятельности преподавателя», «сфера мотивации школьника». В первом случае эти термины являются мотивирующими факторами, определяющими деятельность субъекта и определяющими ее направление (А. К. Маркова) [5]; во втором — сложную систему мотивов (М. В. Матюхина [6], Н. Ф. Талызина) [7]).

Обратимся к интерпретации понятия «учебная мотивация». В самом общем смысле под мотивацией понимается любая внутренняя мотивация человека к деятельности, поведению; комплексное психологическое воспитание, которое поощряет и служит основой для сознательной деятельности и действия. В психолого-педагогических исследованиях мотивацией называют различные психологические явления: идеи, чувства и переживания (Л. И. Божович), предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев), установки (А. Маслоу) [3].

         Мотивация обучения – это специфический вид мотивации, относящийся к деятельности педагогической и учебной, который имеет ряд специфических особенностей.  Во-первых, необходимо определить систему образования, участие образовательных учреждений в образовательной деятельности; во-вторых, организацию образовательного процесса; в-третьих, субъективные характеристики обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, навыки, потребности, уровень, самооценка, взаимодействие с другими учащимися и др.).); в-четвертых, - предметные характеристики учителя, в частности система отношений со школьником, деловая активность; в-пятых, - специфика предмета.

Мотивация к обучению, как и другие мотивации, носит системный характер. Это характеризуется направленностью, стабильностью и динамизмом. Психолог Л. И. Божович описывает проявление учебной мотивации в коллективе во время учебной деятельности учащегося. Отмечается, что это системная иерархия мотивов, которые являются либо внутренними мотивами содержания деятельности, либо широкими социальными мотивами, связанными с ребенком, то есть в определенной ситуации система общественных отношений может быть доминирующей. В то же время с возрастом развиваются потребности и мотивы взаимодействия, меняется лидерство, доминирующие потребности и их иерархия. Соответственно, при анализе мотивации учебной деятельности следует не только определять доминирующую мотивацию, но и учесть всю структуру мотивационной сферы личности.

По словам Л. И. Божович, каждый мотив обучения можно разделить на две большие категории (группы). Некоторые из них касаются содержания учебной деятельности и ее осуществления; другие – ее более широкой взаимосвязи с окружающей средой ребенка. Первая – это познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной деятельности и приобретении новых знаний и навыков; вторая – относится к потребностям ребенка в общении, оценке и одобрении ровесников, связано это с намерением, чтобы школьник занимал определенное место среди окружающих его людей [1].

Психологами показано, что эмоции развиваются не сами по себе, а тесно зависят от особенностей и мотивации человеческой деятельности. Исследователь А.Н. Леонтьев  отмечает особенности эмоций: это происходит потому, что они отражают мотивы взаимоотношений, а также возможность успеха в реализации этих мотивов [4, с. 70]. Эмоции возникают у человека, когда он действует по какой-то причине, часто до того, как человек рационально оценивает свою деятельность. Таким образом, эмоции оказывают существенное влияние на ход всех мероприятий, включая подготовку.

Психолого-педагогическая литературная характеристика эмоциональной среды, необходимая для создания и поддержания учебной мотивации выглядит следующим образом:

1) положительные эмоции связаны со школой на протяжении всего пребывания в ней. Таковы результаты умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива и правильного отношения к школе семьи;

2) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом. Здесь психологи выделили ряд этапов – «реакций» на новизну материала: эмоции любопытства, затем позднее любопытства, возникающие в результате столкновения забавного материала со стабильным эмоционально - познавательным отношением к теме.

3) положительные эмоции, которые возникают, когда школьники осваивают приемы самостоятельного приобретения знаний, по-новому совершенствуют свою воспитательную работу, самообразование.

Эти эмоции вместе формируют эмоциональный комфорт процесса обучения.

Наблюдая за школьниками с психологом или учителем, можно заметить, что они заинтересованы в преподавании, оказавшись без поддержки сильных навыков в научной работе, снижая или наоборот, способность учиться сама по себе является сильным мотивирующим фактором. Головаха Е. И. выделила следующие (факторы) мотивационные упражнения:

- Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса, как преподают этот предмет.

- Обучение без личных интересов и выгод.

- Воспитание социальной идентификации.

- Тренировка на успех или страх неудачи.

- Обучение под давлением.

- Обучение на основе концепций, моральных обязательств или общепринятых стандартов.

- Обучение для достижения целей повседневной жизни.

- Обучение на основе социальных целей, требований и ценностей [4, с. 75].

Система мотивов, которые побуждают учебную деятельность школьников, занимают такое большое место для поддержания положительного отношения к учебной деятельности, также от прямого познавательного интереса, когда они заслуживают особого внимания, так же как это может стать сильной поддержкой для своей профессиональной деятельности учителя, целью которой является достижение результатов в процессе контролируемых знаний.

Необходимо понимать общую структуру мотивации:

1) когнитивная (познавательная) мотивация.

Основательный интерес к изучению любого предмета в начальной школе встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разнообразные предметы, в том числе и самые сложные. Если ребенок в процессе обучения начинает чему-то учиться, что-то понимать, чему-то учиться - тогда развивается мотивация к правильной структуре образовательной деятельности.

2) мотивация к успеху.

Высокая успеваемость детей четко выражается мотивацией к успеху - желание хорошо выполнить задачу, чтобы получить верный результат. Это мотивация в начальной школе: она часто становится доминантой.

3) престижная мотивация.

Известный тип мотивации, которых характерен для  учеников с завышенной самооценкой и наклонностями лидера. Он побуждает школьника учиться лучше своих одноклассников, для того чтобы выделиться в их ряду, стать первым. Если престижная мотивация соответствует его достаточно высокому мастерству, то он становится мощным двигателем развития выдающегося ученика, который сможет достичь наилучших образовательных результатов с точки зрения своей работоспособности и мощности. Индивидуализм, постоянное соперничество с одноклассниками и презрение к отсталым ученикам искажают нравственное упорство личности таких детей.

4) мотивация избегать неудач.

Неуспевающие школьники престижную мотивацию не развивают. Мотивация к достижению успеха, а также мотивация, чтобы получить высокий балл, характерна на начальном этапе обучения. Но на этот раз проявляется вторая тенденция - мотивация избегать неудач. Дети стараются избегать двойки и последствий этого. В конце начальной школы отстающие ученики чаще всего теряют мотивацию успеха, мотивы высокой оценки (хотя они продолжает ждать похвалы), мотив избегания провала становится значительным. Почти четверть неуспевающих третьеклассников негативно относятся к преподаванию из-за того, что у них есть такая мотивация.

5) компенсаторная мотивация.

В таких случаях учащиеся, которые плохо выполняют задания, имеют специальный мотив компенсации. Это одна сторона образовательной деятельности, которая позволяет узнать себя в другой сфере-спорте, музыке, живописи, заботе о младших членах семьи и т.д. Когда потребность в самооправдании удовлетворяется в определенных сферах деятельности, низкая успеваемость будет источником обиды для ребенка [8].

В школе успешно используется следующие типы мотивационного стимулирования младших школьников, которые используются компетентными учителями:

1) эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания, чтобы быть значимым в коллективе;

2) когнитивные (познавательные) методы мотивации: опора на жизненный опыт, стремление находить альтернативные решения, создавать проблемные ситуации, создавать творческие задачи, «мозговой штурм» (атака).

Таким образом, для того, чтобы мотивировать школьников в процессе учебной деятельности учителю необходимо: поставить задачу перед школьниками, которая имеет много решений; хвалить учеников, записывая все идеи, которые приходит вам в голову; ценить не качество, а количество ответов (можно устроить конкурс, где побеждают школьники, предлагающие больше возможностей для решения проблемы); воздержаться от критики и понимания идей до тех пор, пока они не закончатся. Помимо проективных методик, существуют специальные анкеты, интервью, опросники, беседы, методы незаконченных предложений. Мотивация к обучению учащихся приходит вместе с уровнем научных результатов. Успешные дети в начальной школе должны поощряться к обучению на основе более широкого социального статуса и социальной мотивации. Важно сосредоточиться на том, осознает ли обучающийся то, что он изучает и что мотивирует его учиться, и прежде всего на средствах деятельности и на инструментальных основах деятельности.

Список литературы.

  1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 1995. - 642 с.
  2. Герасимова, А. С. . Теория учебной мотивации в отечественной психологии [Электронный ресурс] / А. С. Герасимова // Институт психологии РАН, 2006 = http://www.ipras.ru/cntnt/rus.html. — Режим доступа:http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.htm (дата обращения: 2.03.2019). - Загл. с экрана. - Яз. рус. 
  3. Дюжева, О. А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников : автореф. дис. ...канд. пед. наук / О. А. Дюжева. — Кострома, 2010. — 22 с.
  4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - С. 173-182.
  5. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова – М.: Просвещение, 2014. – 96с. 
  6. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984. – 144с. 
  7. Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Н. Ф. Талызина. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
  8. Юрченко, О. С. Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики [Электронный ресурс] / О. С. Юрченко // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", 2011 =festival.1september.ru/. — Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/211494/ (дата обращения: 2.03.2019). - Загл. с экрана. - Яз. рус.