АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА В РФ

ACTUAL PROBLEMS OF LOCAL BUDGET IN THE RUSSIAN FEDERATION

На данный момент местное самоуправление в Российской Федерации оказывает прямое влияние на жизнедеятельность граждан. Объясняется это в первую очередь тем, что большинство граждан проживают на различных муниципальных образованиях. Помимо этого, местное самоуправление обязано законными способами обеспечивать защиту интересов населения.

Создание института местного самоуправления заключалась в создании буферной зоной между государством и гражданином, обеспечить их взаимосвязь. Стоит рассмотреть закрепленные законодателем принципы местного самоуправления:

  1. Самостоятельность  решения  населением  вопросов  местного значения (ст. 12 и 130 Конституции).
  2. Организационная  обособленность  местного  самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций (ст. 12 Конституции).
  3. Обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материально-правовыми ресурсами (ст. 132 Конституции).
  4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и др.

Стоит также рассмотреть, как формируется муниципальная собственность в Российской Федерации на сегодняшний день. Законодатель предусмотрел следующие способы:

  • Муниципализация – это процесс передачи государственной собственности или частной в муниципальную собственность путем выкупа или на безвозмездной основе.
  • Покупка - приобретения права собственности местным самоуправлением путем приобретения какого-либо имущества за деньги.
  • Дарение – приобретение права собственности местным самоуправлением путем передачи какого-либо имущества на безвозмездной основе
  • Строительство – приобретения права собственности местным самоуправлением путем создания новых объектов и др.

Если говорить об экономических основах местного самоуправление, то стоит отметить, что законодатель определил реформы для разграничения различны полномочий и распределению имущества. Также, собственность органов местного самоуправления защищается законом также, как и государственная собственность.

После рассмотрения одной из экономической основы местного самоуправления, стоит рассмотреть и местный бюджет. Местный бюджет является базисом экономики местного самоуправления и находит свое закрепление в Федеральном Законе № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт закрепляет само понятие местного бюджета, доходную и расходную части и его целую самостоятельность в финансовой системе РФ.

Несмотря на попытку создания законодателем идеальной финансовой базы для местного самоуправления, на сегодняшний день есть определенные проблемы.

Например, в Российской Федерации стараются помогать развитию местного самоуправления путем увеличения размера местного бюджета. Но данная практика приводит к одной из серьезных проблем: различие в финансовых возможностях между федеральным уровнем и регионами, что в свою очередь создает субъекты, которые становятся финансово зависимы, хотя если рассматривать их экономику до данной практики, они были экономически развитыми. На данный момент в России существуют два типа регионов – те, которые финансово развиты и те , которые финансово зависимы.

Объяснить это также еще можно неоптимизированной, под положения экономики РФ, практикой зарубежных стран. Также стоит сказать, что причина этого лежит в темпах реализации, кризисом в управление на уровнях федеральном и региональном и др. Но самая главная проблема состоит в том, что негативные последствия ударили именно по регионам, развивающие сельское хозяйство в нашей стране.

Другая главная проблема состоит в консолидации денежных межбюджетных средств на федеральном уровне, что в свою очередь показывает зависимость местных бюджетов от федерального. Суть проблема состоит в том, что большинство расходов (к которому относится образования в школах, различные политики в жизненноважных сфер общества, поддержания уровня жилищно-коммунальных услуг и т.д.) приходится именно на местный бюджет. То есть сейчас можно смело говорить, о том что местный бюджет можно охарактеризовать как не совпадения возможностей, который он имеет, и функций, которые по закону органы местного самоуправления должны выполнять.

Сам институт местного самоуправления в Российской Федерации относительно молод и требует многих доработок. На последнем, на сегодняшний день, послании Президента РФ Владимира Владимировича Путина Федеральном Собранию было высказано предложение о создании единого института публичной власти в РФ, в состав которого будет входить также местного самоуправления. Возможно, данное предложение и решит многие вопросы развития местного самоуправления.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Астафичев П.А. Муниципальное право России. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, РИОР, 2016. – 368с.
  2. Виноградов В. А. Муниципальное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 406 с.
  3. Гранкин И.В. Муниципальное право Российской Федерации : курс лекций / И.В. Гранкин. — Москва : Проспект, 2015. – 320с.