ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROFESSIONAL COMMUNICATIONS IN THE FIELD OF PRESCHOOL EDUCATION

Всестороннее воспитание человека должно осуществляться с самых первых лет жизни, и одна из главных ролей в этом процессе отводится дошкольным учреждениям как первому звену традиционного образования [1].

В традиционном виде проблемы дошкольного образования и детства изучала педагогика, исследуя его возможности при помощи ракурса воспитания подрастающего поколения.

При этом, профессиональная деятельность педагогов невозможна без общения и коммуникации.

Проблематика работы системы дошкольного образования показана в работах Н.П. Гришаевой, И.В. Бестужева-Лады, Г.Е. Зборовского, Т. Данилиной, Н. Коротковой, Е.Ю. Ивановой, Л. Мигеевой, A.B. Меренкова, Н. Михайленко и т.д.

Исходя из вышесказанного, в контексте изучаемой проблемы является актуальным рассмотрение вопроса профессиональной коммуникации педагогов с детьми и педагогов с родителями детей.

Участники образовательного процесса среди дошкольного образовательного учреждения — это дети, и их родители (либо законные представители), а также педагогические работники [2].

Таким образом, продуктивно построенный процесс педагогической коммуникации должен обеспечить в педагогической работе реальный психологический контакт, возникающий между педагогом и ребенком, превратить детей в субъекты общения, помочь преодолеть различные психологические барьеры, которые возникают при взаимодействии, перевести ребенка из привычной для него позиции ведомых к позиции сотрудничества и превратить его в субъект педагогического творчества. [3].

Любые виды коммуникации среди педагогов с детьми можно разделить на такие основные типы как: авторитарный, либеральный и демократический [5].

Авторитарный тип общения выбирают педагоги, предпочитающие самостоятельно решать любые жизненно важные вопросы, которые связаны с работой детского коллектива, устанавливать четкие цели, основываясь на своем опыте, организовывать контроль за своевременным выполнением задач, а также давать всем результатам собственную субъективную оценку. В результате стиль общения будет властным, в поведении учителя проявляется опека и диктаторство. Ученики ощущают влияние и начинают противодействовать такому влиянию, в силу этого в данных коллективах всегда есть скрытый или явный протест [5].

Либеральный (анархический) тип общения предпочитают педагоги, избегающие ответственности. Как правило, такие педагоги выполняют свои обязанности лишь формально, пытаясь не участвовать в каком-либо руководстве. Сама роль в качестве воспитателя для данного педагога нежеланна, такой педагог ограничивается лишь преподавательскими обязанностями. При помощи такого стиля осуществляется тактика невмешательства, основой которой является равнодушие, незаинтересованность в проблемах коллектива и учениках. В результате данной позиции учитель, который неспособен положительно воздействовать на своих воспитанников, лишается авторитета и контроля над ними, а дисциплина быстро падает [5].

Третий тип общения основывается на инициативе детского коллектива. Педагоги, которые избирают демократический стиль общения, нацелены на то, чтобы развивать в своих учениках самостоятельность и активность, привлечь каждого из учеников к решению задач. Данная организация общения ученика с педагогом является самой продуктивной и благоприятной [5].

На текущий момент в научной литературе подробно исследуется один подвид демократического стиля коммуникации, а именно открытый стиль, который является наиболее оптимальным стилем коммуникации педагога и ребенка, отвечающий требованиям здорового воспитания дошкольника.

Наиболее существенный принцип в проявлении открытого типа педагогического общения — это ориентированность взрослого на область потребностей ребенка. Следует выделить некоторые базовые потребности любого ребенка, являющиеся актуальными, также и в образовательном плане: потребность в принятии, любви; потребность во впечатлении, потребность познавательная; потребность в физической, психической активности; потребность во взаимодействии и общении с другими детьми; потребность самореализации, самопрезентации, которые реализуются при помощи следующих приемов:

- чередование обращений с уменьшительно-ласкательных до нейтрально-деловых;

- реализация эмоционального насыщенного взаимодействия (проявление сопереживания, радости по поводу объекта интереса ребенка);

- применение побуждающих слов и действий;

- рациональное использование слов и действий, являющихся ограничителями.

Далее представим принципы профессиональной коммуникации педагогов и родителей, цель которой является в определении партнерских взаимоотношений участников образовательного процесса, задействование родителей к жизни дошкольного образовательного учреждения.

Новые подходы к общению педагогов и родителей основаны на переходе от сотрудничества согласно информационного обмена, а также пропаганды педагогических умений к сотрудничеству в качестве межличностного общения педагога с родителями (законными представителями) диалогической направленности. [6]

В профессиональной коммуникации также предполагается безоценочный стиль отношений. Недопустим анализ личности родителя по уровню педагогической «активности-пассивности», «грамотности-неграмотности», «готовности-неготовности» родителя к взаимному сотрудничеству [6].

Актуальной сейчас является ориентация в составе общения на проблемы, которые влияют на развитие детей, ведение учета пожеланий и запросов родителей (законных представителей)  в знаниях.

Важным также является осуществление принципа открытости детского дошкольного учреждения для родителей. Данный принцип определяет, что родители имеют право свободно, по собственному усмотрению, в комфортное для родителей время ознакомиться с деятельностью детей в детском дошкольном учреждении, стилем общения педагога с дошкольниками, участвуя в жизни группы.

Сейчас и в дальнейшем содержание коммуникации родителей и педагогов определяется задачами и целями воспитания подрастающего поколения, которые стоят перед обществом, приоритетностью семейного или общественного воспитания. Цель формирования у родителя одного компонента педагогической рефлексии – это навыки самокритично оценить себя в качестве воспитателя, свою воспитательную работу, встать на место ребенка, посмотреть на ситуацию глазами ребенка.

Сформированные у родителей (законных представителей) стремление понять детей, умение творчески использовать полученные педагогические умения будут способствовать появлению взаимного понимания между родителями и детьми, эмоционально-положительного, нравственно-мотивированного, осознанного отношения ребенка к требованию родителя.

Коммуникации педагога с родителем реализуется посредством различных форм. Выделяют нетрадиционные и традиционные формы. Традиционные формы функционируют не один десяток лет и делятся на такие группы как коллективные родительские собрания, индивидуальные и наглядные формы [6].

К нетрадиционным формам относятся следующие группы:

1) Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

2) Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения

3) Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. 

4) Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы и направлены на решение следующих задач:

-  Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями.

- Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Эти методы коммуникации формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций.

Согласованность действий и взаимопонимание педагогических работников и родителей, а также грамотно выстроенная коммуникация между воспитателем и ребенком - одно из ключевых условий благополучного формирования личности ребенка. Дошкольное образование как стартовая ступень образовательной траектории растущего человека во многом определяет его дальнейший жизненный путь.

Таким образом, эффективная профессиональная коммуникация педагога возможна при грамотном настрое на продуктивное установление и развитие профессиональных контактов, нацеленность   на результативный обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, на восприятие и понимание собеседников.  Сегодня педагоги представляют важную профессиональную группу, оказывающую значительное влияние на культуру общества, социально‐политические и экономические процессы.

Список литературы:

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 (в ред. от 21 января 2019 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 26.07.2019) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Артюгина О. Н., Кофлер И. Р. Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик» // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/archive/102/23389/ (дата обращения: 26.10.2019).
  4. Стили педагогического общения [Электронный ресурс] URL: https://vseopsyhologii.com/obshhenie/demokratichnyj-stil-obshheniya.html/ (дата обращения 25.10.2019).
  5. Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс] URL: http://39frspb.caduk.ru/p34aa1.html (дата обращения 25.10.2019).