ПОДХОДЫ А. МАСЛОУ К ПРОБЛЕМЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

APPROACHES A. OIL TO THE PROBLEM OF PERSONAL SELF-ACTUALIZATION

Как известно, во второй половине 20 века, американский психолог Абрахам Маслоу, выдвинул концептуальный подход к человеку и проанализировал его высшие проявления -любви, творчества, духовных ценностей и т.д. В противовес доминирующим тогда бихевиоризму и психоанализу Маслоу считал, что сущность человека исходно положительна и направляется в сторону постоянного развития. Он считал, что цель психологии заключается в том, чтобы «помочь человеку раскрыть в себе то, что в нем уже заложено», помочь его самоактуализации [8, 9].

По Маслоу, данные особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под воздействием социальных условий. А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации (Пирамида потребностей А. Маслоу), на основании которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение человека только в той мере, в какой удовлетворены его низшие потребности.

В своей книге «Мотивация и потребность» А. Маслоу выделил пять главных типов потребностей [1, 2, 6, 8].

В основе этой схемы расположил правило, что преобладающие потребности, расположенные внизу. Потребности должны быть, более или менее удовлетворены до того, как человек осознает их наличие и мотивы, расположенными вверху. Значит, удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Физиологические потребности проявляются в позывах, не осознанных, полуосознанных или явных, которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (тела) человека, в общем. В большинстве случаев (но не всегда), это мотивация на удовлетворение голода, жажды, потребность во сне и др.

В первую очередь, человек старается удовлетворить данные потребности, так как они основные. Он не будет думать о любви, пока очень голоден, пока не удовлетворит свои физиологические потребности.

Поступки и помыслы человека, чьи физиологические потребности не удовлетворены, будут полностью направлены на их удовлетворение. Задета будет вся психология личности, в общем. Такой человек целью своей жизни сделает данную потребность. И если он ее удовлетворит, то произойдет снятие его внимание на удовлетворении более «высшей» потребности.

Следующий уровень потребности после удовлетворения физиологических потребностей, это потребность в безопасности. Ведь все желания личности, все усилия разума направляются на обеспечение охраны своей жизни и интересов. Сюда относятся: и сама потребность в безопасности человека, и защита от невзгод, и в желании к постоянству и стабильности, потребности в законе и порядке.

Преобладать над всеми остальными потребностями будет лишь в самых критических ситуациях, когда личность понимает высокую степень опасности, как угрозу для своей жизни.

Следующий уровень желания личности (его мотивации) после того, как удовлетворятся потребности в безопасности.

Цели в жизни каждого человека: не быть одиноким, быть любимым и воспринятым обществом, быть понятым им, найти родственную душу или свою половинку, желание принадлежать какой-нибудь группе, нации.

А. Маслоу о социальных потребностях высказывался, как о «стадных инстинктах», которые лежат в основании данной потребности.

Если потребность не удовлетворить, то это может привести к плачевным психологическим последствиям и травмам. А если ее удовлетворение совершается, и совершается вполне благополучно, то возникает уверенность личности в своих силах, в своей значимости. Удовлетворив все вышерассмотренные потребности, человек ищет ту среду и тот вид деятельности, где он может проявить себя, выразить весь свой потенциал, отличный от талантов и способностей других людей. Это и есть самоактуализация.

У любой личности самоактуализация и ее проявление происходит по-разному. Кто-то желает достичь огромных высот, а кому-то достаточно и малого. В некоторых случаях, наблюдается связь с интеллектом самой личности. Чем больше человек обладает интеллектуальностью, тем более претенциозные его желания, тем более уникальны его потребности в самоактуализации.

Желание, тяга к свободе, демократии – это и есть проявления данной потребности. Ведь только в свободной среде, со свободой слова, дела – можно довольно гибко показать себя.

Потребность в познании и понимании можно выразить по-иному – как любопытство и желание ее удовлетворить, желание к обобщению и систематизированию информации.

С одной стороны, любопытство – это желание найти новую информацию, помогающую удовлетворить более низкие потребности или улучшить их качество. Данное познание – это черта всех высокоразвитых млекопитающих.

С другой стороны, процесс обучения и принятие нового — сам по себе не связывается с другими потребностями. Он эмоционально концентрирован, вызывает душевные, чувствительные переживания.

Если раннее описанные потребности: могут наступить в определенный момент - момент насыщения, то потребность в познании и понимании – не ограничивается, как по времени, так и по достижению.

Итак, в основании теории А. Маслоу лежат следующие положения:

- потребности образуют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой располагаются в соответствии с приоритетом;

- поведение человека назначает самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;

- после того как потребность удовлетворили, ее мотивирующее влияние заканчивается.

Таким образом, мы видим, данные потребности организуют иерархическую структуру, определяющую поведение человека, причем потребности высшего уровня, не мотивируют человека, пока хотя бы отчасти не удовлетворены потребности нижнего уровня.

Также, в первой части «Мотивация и личность» Маслоу выделил, по меньшей мере, три главных типа взаимоотношений между людьми: доминирование - подчинение, равенство и невмешательство или равнодушие. Они проявляются в разных сферах, включая взаимоотношения врача и пациента [8].

Психотерапевт может рассматривать себя как активного, принимающего решения, может относиться к пациенту, как к партнеру, вместе с которым он разрешает общую задачу, а может превратиться в бездушное зеркало для пациента, не вмешиваться, не стремиться к близости и сохранять беспристрастность. Отношения последнего типа рекомендовал еще Зигмунд Фрейд, но в реальности чаще встречаются две другие разновидности отношений, хотя официально возникновение любых нормальных чувств по отношению к объекту психоанализа определяется, как контрперенос, то есть нечто нездоровое и иррациональное.

Идеи Маслоу послужили созданию гуманистической психологии, предметом которой является целостный человек в его высших проявлениях, таких как самоактуализация, свобода, высшие ценности и смыслы, ответственность и др.

Отметим, что данное внимание «самоактуализации» - совершенно заслужено, и А. Маслоу, американский психотерапевт, разработчик данного определения и представлений о соответственном развитии личности, подвинул современную психологию далеко вперед.

А. Маслоу полагал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты, и изложил во второй части «Мотивация и личность»:

«…Восприятие реальности, принятие и центрирование на проблеме. Спонтанность и склонность к уединению, свежесть восприятия и автономия, человеческое родство и пиковые переживания. Скромность и уважение к окружающим, средства и цели, межличностные отношения, этика, креативность, чувство юмора, несовершенства, сопротивление культурным нормам, ценности и разрешение противоречий» [8].

Ученые, исследователи - это люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью, поэтому можно утверждать, что основное в их самоактуализации, интеллектуальная мощь.

В тесной связи с принятием самого себя и окружающих находится:

1) отсутствие склонности к оборонительной реакции, позерству

2) неприятие данных искусственных приемов в других людях.

Лицемерие, притворство, хитрость, бравада, наглость, попытки произвести впечатление, все это почти несвойственно таким людям. В связи с тем, что самоактуализирующиеся люди мирно уживаются со своими недостатками, данные недостатки со временем воспринимаются окружающими, как некоторые личностные особенности.

Самоактуализирующиеся люди склонны к самопроизвольному поведению, а их внутренние проявления, побуждения и мысли выделяются еще большей спонтанностью. Они не преследуют личной выгоды, а стараются принести пользу всему человечеству, своему народу или некоторым членам своей семьи.

Существуют люди, которые не принимают независимых решений, а надеются на мнение окружающих, родителей, журналистов. Это люди-марионетки, а не самостоятельные, взрослые люди. Автономия – это независимость от физического и социального окружения.

Самоактуализирующиеся люди обладают способностью каждый раз переживать самые простые радости жизни, считать за чудо то, что для других стало обыденным и привычным.

Этика – это то, что ни один из самоактуализирующихся индивидуумов не ощущал сомнений при необходимости различать что-то хорошее и дурное в будничной жизни.

Средства и цели - самоактуализирующиеся люди, в основном, ведут себя так, словно четко анализируют средства и цели.

Чувство юмора - не нравятся жестокие шутки или шутки, которые построены на превосходстве одного человека над другим, а также непристойные шутки. Им больше нравится так именуемый философский юмор.

Креативность – когда люди в той или иной форме проявляют индивидуальные творческие способности, изобретательность или оригинальность.

Ведут свой образ жизни, противятся приобщению к общепринятым нормам, не гонятся за модой и им недостает наглости и шика.

Система их жизненных ценностей обосновывается на их философском принятии себя, человеческой природы, социальной жизни, а также свойств природы и физической реальности.

В третьей части работы А. Маслоу «Мотивация и личность» дано начало двум направлениям современной психологии - гуманистическому и трансперсональному. Изучая труды А. Маслоу, мы убеждаемся, что человеческие существа можно понять, учитывая их высшие стремления. Он утверждал, что мы располагаем внутренней потребностью порождать данные стремления, чтобы иметь возможность реализовать себя и служить обществу. Человеческие существа представляют собой не коллекцию неврозов, а богатство потенциальных возможностей [3, 4, 8].

Выделяются следующие характерные особенности для современной гуманистической психологии.

  • Неудовлетворенность теориями, сконцентрированными на отклонении.
  • Наличие у человека потенциала к росту, самоопределению, выбору и принятию на себя ответственности.
  • Убежденность в высших потребностях: учение, любовь, работа, творчество и т. п.
  • Оценивание чувств, желаний и эмоций вместо их поверхностного объяснения.
  • Убежденность в том, что человек может отличить истину ото лжи, вера в вечные ценности: истина, счастье, любовь и красота.

Гуманистическая этика, которую разработал А. Маслоу имеет особенное значение в нашей жизни. Перечислим некоторые ее принципы:

  • принятие ответственности за собственные действия и переживания;
  • взаимность в отношениях: признание взглядов другого человека;
  • экзистенциальный подход - это признание того, что человек живет лишь в настоящий момент;
  • осознание того, что такие эмоции, как боль, конфликт, скорбь, вина, гнев, - являются частью человеческих переживаний, которые нужно понять и оценить, а не скрывать и подавлять;
  • люди, постигшие гуманистическую этику, объединены поиском переживаний, приближающих личностный рост.

Также в третьей части «Мотивация и личность» упоминается об уровне уверенности в себе, это чувство безопасности. Не уверенные в себе люди предрасположены проявлять ощущение нерешительности, что порождает неприязнь к ним у окружающих; это, в свою очередь, еще больше способствует увеличению неуверенности, замыкает порочный круг. То есть, в силу своей внутренней динамики, данные люди притягивают к себе то, чего сильнее всего боятся [5, 7, 8, 10].  

У человека с высоким уровнем самооценки выделяют два ее качества: сила и власть. Человек с высокой самооценкой, уверенный в своей безопасности, проявляет данную силу уверенности в себе в доброжелательной, товарищеской манере. Но, человек с высокой самооценкой, не чувствующий себя в безопасности, не показывает интереса к помощи слабым, а скорее, к преобладанию над ними.

Человек, лишенный безопасности, нуждается во власти. Это проявляется по-разному и в различных формах, таких как чрезмерные амбиции, собственнический инстинкт, чрезмерная агрессивность, жажда денег, склонность к конкуренции, предвзятости и ненависти или же в форме их противоположностей: угодничество, склонность к мазохизму, подчинение.

Следует сделать вывод о том, работа знаменитого американского психолога, одного из родоначальников гуманистической психологии А. Маслоу «Мотивация и личность» и его концепция «самоактуализации» является огромным вкладом в психологию 20 века, вкладом в развитие и теории и практики управления в целом [8, 11, 12].  

Таким образом, следует признать, что А. Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, нам ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Список литературы

  1. Аллагулов Р.Х., Брялина Г.И., Габитов И.М., Еникеев Д.Д., Ишмухаметов Н.С., Кашаев Н.Х., Кильдибекова З.Р., Кузяшев А.Н., Полянская И.К., Сибагатуллин С.Р., Сингизова Н.Б. Экономика в 2-х томах. Том 1. Учебное пособие / Уфа, 2006. – 160 с.
  2. Ахметов В.Я., Кузяшев А.Н., Насретдинова З.Т., Ахмедина Г.Б. Экономическая реализация собственности через кооперацию // Вестник Евразийской науки, 2019. Т. 11. № 4. С. 51. URL статьи: https://esj.today/PDF/61ECVN419.pdfhttps://elibrary.ru/download/elibrary_41358698_31803414.pdf   - (дата обращения 20.01.2020).   Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/61ECVN419 (http://dx.doi.org/10.15862/61ECVN419)  
  3. Вахитова А.З., Иванов И.А., Кузяшев А.Н., Рыбкина Е.К. Актуальные вопросы проектирования рабочего места // Научный электронный журнал «Меридиан».  2019. № 15 (33). С. 279-281.   https://elibrary.ru/item.asp?id=41579630  
  4. Гуревич П.С. Психология. -М.: Юнити-Дана, 2012. -319 с.
  5. Кузяшев А.Н., Утяшев А.Т. Методы подбора персонала в организации: проблемы и пути их решения // Экономика и бизнес: экономика и практика. Международный ежемесячный научный журнал, № 11-2 (57), ноябрь 2019 г. С. 42-45. DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11347 -  URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=41593088   (дата обращения: 19.01.2020 г.).
  6. Кузяшев А.Н. Экономика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкономическим специальностям / А. Н. Кузяшев ; Восточная экономико-юридическая гуманитарная акад. (Акад. ВЭГУ). Уфа, 2011. – 360 с.
  7. Малкина-Пых И.Г. Психология. Основные отрасли. - М.: Человек, 2014. -323 с.
  8. Маслоу А. Мотивация и личность. Motivationand Personality / пер. А.М. Татлыбаевой; терминолог. правка В. Данченка.- К.: PSYLIB, 2004.
  9. Минеева Р.Р., Кузяшев А.Н. Актуальные вопросы, связанные с оценкой персонала // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 14 (32). С. 114-116. https://elibrary.ru/item.asp?id=41518917
  10. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2014. - 688 с.
  11. Пайдиев К.Е., Кузяшев А.Н. Профессионализм и возраст // Colloquium-journal. 2019. № 25-4 (49). С. 65-67. https://elibrary.ru/item.asp?id=41522759
  12. Степанов В.Е. Психология. -М.: Дашков и К, 2014. -518 с.