ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В государствах двадцать первого века, в которых организация властных полномочий и их реализация базируются на принципе разделения властей, основной частью становится местное самоуправление. Принцип местного самоуправления даёт возможность реализовать процесс перераспределения государственной системы управления и функций власти, что в итоговом результате приводит к тому, что вся система проходит путь становления к более функциональной и пригодной к удовлетворению интересов населения на местах с учетом различных местных особенностей [6, с. 78].

Общество, которое способно управлять самостоятельно и решать свои локальные проблемы называется то общество, которым управляют специализированные выбранные органы власти, если они имеют следующие особенности:

  • Исследование профессионально–властного управления и осуществления народом непосредственной демократии;
  • Помощь в реализации предоставить гражданам необходимые средства для заявления и отстаивания своих прав;
  • Желание органов власти муниципалитета в поиске, согласовании и решении важнейших социальных вопросов, которые стоят перед ними. [8, с. 50]

           Наличие местного самоуправления является одним из важнейших демократических принципов, который закреплён в статье 3 Конституции Российской Федерации. Он даёт возможность населению и иным административно–территориальным единицам без вмешательства и в собственных интересах управлять некоторой частью общественно-полезных дел.

Помимо этого, местное самоуправление – это одна из основ конституционного строя, которая имеет основополагающий принцип организации власти, который в момент разделения всей власти определяет конечную систему управления [2, с. 98].

Самой основной целью местного самоуправления принято считать процесс объединения людей, то есть системное превращение их в общность с теми целями, которые им оказываются наиболее близкими.

Местное самоуправление:

  • Производит необходимые действия для создания условия для того, чтоб население ближе приближалось к власти, а как следствие создаётся функциональная системы управления на местах, хорошо приспособленная к локальным особенностям. [1, с. 15]
  • Содействует продвижению к росту инициативы и самодеятельности у населения и, в результате, развитию муниципальной демократии.
  • Создаёт не только условия для возможности самостоятельного решения граждан всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Государственная политика в сфере местного самоуправления нацелена на то, чтобы осуществлять преемственность работы федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и определенных должностных лиц в процессе реформирования местной власти на принципах самоуправления.

Главные положения осуществления государственной политики в сфере местного самоуправления в России содержатся в Указе Президента РФ № 1370 "Об утверждении Главных положений государственной политики в сфере становления местного самоуправления в России"

Также в основе осуществления государственной политики в сфере местного самоуправления находится Конституция Российской Федерации [1, с. 21].

Главной задачей осуществления государственной политики в сфере развития местного самоуправления в России является предоставление будущего становления местного самоуправления и увеличения эффективности его работы как главных условий создания экономически и социально сформированного демократического государства.

Для того чтобы это достичь, государственную политику необходимо направить на:

  • обеспечение исполнения конституционных прав граждан на реализацию местного самоуправления;
  • формирование условий для исполнения конституционных полномочий органов местного самоуправления;
  • предоставление государственных гарантий местного самоуправления.

Важно отметить, что местное самоуправление признается и гарантируется государством как основная форма самоорганизации граждан для того, чтобы разрешать вопросы местного значения, реализовать повседневные потребности каждого человека в отдельности и населения в общем.

Проблема относительно модернизации государственной политики в области местного самоуправления сегодня является одной из наиболее значимых, о чем говорят различные научные работы специалистов в сфере конституционного и муниципального права [5, с. 45].

Также это связано с тем, что существует большое количество проблем государственной политики в области местного самоуправления.

Основной проблемой является то, что до сих пор в законодательстве нет адекватного разрешения вопроса относительно местных бюджетов.

Для решения данной проблемы необходимо включить в работу практику создания бюджетов «снизу-вверх», разделение бюджетов и основных источников их пополнения, в основе которого будет находиться чёткое распределение функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Помимо этого, необходимо сформировать региональные фонды поддержки территорий, а также обеспечение уровня закрепленных местных бюджетов.

Другой проблемой является территориальная организация местного самоуправления

Для решения этого нужно предпринять следующие меры, которые будут способствовать исполнения назначения органов местного самоуправления. В частности, необходимо:

  • изменить административное и территориальное устройство, которое тормозит дальнейшее становление местного самоуправления;
  • распространить полномочия органов местного самоуправления на территориях всех без исключения городских и сельских поселений;
  • не допускать изменения границ территорий местного самоуправления без учета волеизъявления населения определенных территорий;
  • формирование механизма изменения границ территорий, в которых происходит исполнение местного самоуправления на основании волеизъявления населения [3, с. 101].

Следующей проблемой является материальная слабость местного самоуправления, разрыв, существующий между возлагаемыми обязанностями и их ресурсным обеспечением; невозможность по различным материальным соображениям исполнять свои обязательства перед населением, что подрывает авторитет местной власти, при этом дестабилизирует обстановку на местах.

Сегодня существуют определенные правовые предпосылки для того, чтобы создать финансовые и экономические основы местного самоуправления есть. Так, к примеру, Конституция РФ как предусматривает местное самоуправление в качестве базиса конституционного строя России, так и выявляет его экономическую основу.

Не менее важной проблемой является слабость гражданского общества, небольшой уровень общественной активности, относительно невысокая правовая культура населения, а также недостаток сведений о специфики и возможностях самоуправления.

Для решения данных проблем нужно предоставить каждому человеку возможность работать, при этом, не страдая от неразумного, устаревшего законодательства, в первую очередь налогового [4, с. 117] .

Также необходимо устранить несправедливость и предоставить одинаковые условия при доступе негосударственных и государственных некоммерческих организаций на рынок социальных услуг, при этом это необходимо делать за счет государственного и муниципального заказа.

Помимо всего вышесказанного необходимо отметить и проблему формулирование вопросов местного значения, поскольку здесь необходимо разрешить следующие проблемы:

  • как именно происходит соотнесение вопросов относительно местного значения с предметами ведения, полномочиями, правами или обязанностями;
  • что именно необходимо отнести к вопросам местного значения, другими словами, чем должно заниматься местное самоуправление;
  • разделение вопросов местного значения, существующих между муниципальными образованиями самых различных категорий.

Таким образом, сегодня Россия находится в условиях весьма значимого и непростого выбора главных направлений и способов будущего политического, правового, социального и экономического становления общества и государства, а также политической системы, в общем.

Реформирование местного самоуправления является главной и принципиальной целью каждого уровня публичной власти, включающая федеральную, региональную и муниципальную власть.

Рассмотренные выше проблемы являются только основными, которые стоят на пути дальнейшего развития местного самоуправления. Данные проблемы имеют системный и массовый характер. Фактически каждый муниципалитет сегодня сталкивается с данными проблемами.

Формирование действенного местного самоуправления, а также осуществление государственной политики в данной области является весьма непростым и длительным процессом, который требует финансовых и экономических затрат.

Исходя из этого сделаем вывод, что исключительно точечными изменениями законов не получится реализовать и добиться положительного эффекта в постепенном развитии местного самоуправления. Необходимо комплексное осознание целей местного самоуправления, его важной функции в развитии государства и общества, которая не может быть реализована без грамотной государственной политики в данной сфере.

Список литературы 

  1. Аминов И.Р. Сущность и формы государственно-правового преодоления этнического и религиозного конфликта // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 2 (80). С 13-19.
  2. Восильев В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Восильев. – М.: ДиС, 2014. – 352 c.
  3. Гигидюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гигидюш, Е.В. Масленникова, М.М. Макеев и др. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 238 c.
  4. Иванов В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 383 c.
  5. Иванов В.В. Муниципальное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 718 c.
  6. Кобелев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: Учебное пособие / А.Г. Кобелев, А.Д. Кернев, В.В. Рудой. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 494 c.
  7. Мирогородская Т.В. Муниципальное управление / Т.В. Мирогородская. – М.: КноРус, 2013. – 248 c.
  8. Иванкина А.В., Шарипова Э.А. К вопросу о проблемах совершенствования социально-экономического развития муниципальных образований // Экономические исследования и разработки. 2019. № 11. С. 46-52.