ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ СТУДЕНТОВ

STUDY OF STUDENTS' LIFE MEANINGS

Целью исследования послужило изучение жизненного смысла студентов. Объект исследования: жизненные смыслы. Предмет: жизненный смысл студентов. Гипотезой исследования является предположение о том, что у студентов второго курса разных направлений подготовки существуют различия жизненных смыслов.  Для решения поставленной задачи были выбраны следующие методики: «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова; тест смысло-жизненные ориентации, Д. А. Леонтьева.

Используя методику В.Ю. Котлякова «Методика жизненных смыслов» получили следующие результаты (рис.1.). Студенты в наибольшей степени выбирают альтруистическую и семейную категорию. Это говорит о том, что студенты не испытывают затруднений в установлении контактов в межличностных отношениях. К категориям нейтрального жизненного смысла можно отнести экзистенциональные, гедонистические, коммуникативные, статусные. Они находятся в пределах средних значений. Категории игнорируемых жизненных смыслов: когнитивные, самореализации.

Рис.1 Гистограмма представленности жизненных смыслов

Используя методику «СЖО», Д. А. Леонтьева, получили результаты, представленные в (табл.1).

Таблица 1

Средние значения жизненных смыслов (методика СЖО), Д. А. Леонтьева

 

Цели в жизни

Процесс жизни

Результативность жизни

Локус контроля - Я

Локус контроля - жизнь

Среднее значение

22,4

20,4

13,6

22,6

21

Ранг

2

4

5

1

3

Преобладающий показатель «Локус контроля - Я». Это говорит о том, что испытуемые думают о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора. Доминирующим показателем оказался критерий «Цели в жизни», говорит о наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем. Критерий «Локус контроля - жизнь». У испытуемых убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Ценность, имеющая малую значимость «Результативность жизни». Испытуемые не удовлетворены прожитой частью жизни или могли бы ее прожить гораздо лучше, чем это есть на самом деле.

Таблица 2

Средние значения жизненных смыслов студентов различных направлений

Категории жизненных смыслов

1 группа

2 группа

Группа 1 Ранг

Группа 2 Ранг

Альтруистические

21,2

22

1

1

Семейные

18

20,5

2

2

Экзистенциональные

16,8

13,3

3

4

Гедонистические

10,6

10,5

6

5

Коммуникативные

10,8

16,3

5

3

Статусные

12,8

8,1

4

6

Когнитивные

5

3,6

7

8

Самореализация

4,8

5,7

8

7

У студентов различных направлений выявлено различие между жизненными смыслами «коммуникативными» и «статусными». Первая группа предпочитает статусные смыслы, коммуникативным. Вторая же группа наоборот. Показатели по шкалам «когнитивные» и «самореализация» были выявлены менее значимые.

Таблица 3

Средние значения жизненных смыслов различных направлений

 

Цели в жизни

Процесс жизни

Результативность жизни

Локус контроля - Я

Локус контроля - жизнь

1 группа

12,3

8

8,2

12,6

9

2 группа

10,1

12,4

5,4

10

12

У первой группы в приоритете находятся «цели в жизни», «ЛК-Я»,в то время как у второй «процесс жизни», «ЛК-Я». Жизненные смыслы первой группы «процесс жизни», «результативность жизни», «ЛК-жизни» имеют средние показатели. Во второй группе «цели в жизни», «ЛК-Я» так же средние показатели, «результативность жизни» является игнорируемой.

Таким образом, мы можем говорить о том, что у студентов второго курса разных направлений подготовки существуют различия жизненных смыслов. Гипотеза подтвердилась.

Список литературы:

  1. Быкова Н.Л. Специфика смыслжизненных ориентаций различных групп учащейся молодёжи в ситуации субъективации жизненных целей.Автореф.дисс. Самара.2005 23с.
  2. Чудновский, В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности / В.Э. Чудновский // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 5–11.
п